Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В условиях современности 3 страница




что такое народное искусство, чем оно отличается от профессионального «ученого», что такое традиция. Но главное - они хорошо усваивают, что от них требуется. Они являются участниками всевозможных семинаров, конференций по проблемам народного искусства, присутствуют на заседаниях художественных Советов, которые проходили и проходят постоянно и играют решающую роль в рождении каждой вещи. Сам мастер уже давно освоил все приемы, технологии своих предшественников, научен относиться к ним предельно бережно, видоизменяя лишь то, что следует воспроизвести, восстановить. Но более заметные перемены в этой сфере - это не статус мастера, не новые технологии, не условия труда, не введение машинного производства и т.п., а изменения в представлении о картине мира, которые не могли не сказаться на художественном видении мастеров. С этим обстоятельством невозможно не считаться сегодня, оно все больше дает о себе знать, и это во многом объективный процесс. Так, например, в старом крестьянском производстве, в формах вещи, орнаменте, мотивах преобладала двухмерность; теперь тоже двухмер-ность используется, но по другой причине. Плоскостность и условность форм в современном «производстве» - прием сознательный, наученный, прием исключительно стилистический.

И в наши дни на выставках, на всевозможных фестивалях и ярмарках во всех уголках страны мы можем встретиться с большим количеством созданий народных мастеров, которые делают игрушки, расписывают шкатулки, досточки и т.д., повторяя приемы старых крестьянских мастеров (Архангельска, Вологды, Городца, Твери, Тулы и т.п.). Причем, делают это они с большим уважением и искренностью, для многих эти «архаические» приемы кажутся их собственным открытием, они как бы «мыслят» подобными традиционными образами и приемами. В итоге создается впечатление, что все изделия современных мастеров обладают стилевым единством, условностью художественного языка. В них на первый взгляд все та же непосредственность, очарование и самобытность старых образцов. Но по сути своей это уже почти авторское индивидуальное творчество с использованием народной традиции. Мастера, обладающие плоскостно-орнаментальным мышлением, встречаются все реже, во многом это дар природы реликтового характера.

В XX в. так называемое народное искусство дуализируется. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к творче-

ству палешан, мстерцев, федоскинцев и др. Каждая их вещь, как правило, имеет авторскую подпись, а теперь и свое клеймо - технический знак во избежание подделки. Одновременно с активизацией индивидуальных черт в авторских изделиях происходит и своего рода деканонизация. Традиции и каноны, несмотря на внимание худсоветов и деятельность искусствоведов, постепенно расшатываются. Расширяется ассортимент изделий, обновляются старые предметы и орнаменты, мотивы, приемы декора заменяются новыми - чаще всего с современной тематикой. Канон, как определенная система, начал заметно распадаться на отдельные элементы: преобладает то цвет, то линия, то композиция. Подобные элементы компонуются мастером довольно произвольно, не столько по правилам канона, сколько по воле автора-исполнителя. Все это свидетельства того, что многие промыслы все более отдаляются от исконной народной вещной культуры.

Обратимся теперь к функциям народного современного искусства. В предыдущем разделе мы выяснили функции традиционной предметно-вещной культуры. Напомним основные из них, это: утилитарно-бытовая, декоративно-художественная, религиозно-магическая, коммерческая. Посмотрим, как они проявляются в современных формах творчества - производственных.

Первая функция - утилитарно-бытовая - в современных формах творчества, основанного на народной традиции, прослеживается со всей очевидностью в первой форме - в этнических национальных округах, находящихся «в глубинке», где вещи рождаются и живут на корнях быта, продолжая служить жизненным потребностям населения. Там женщины по-прежнему ткут, вышивают одежду; мужчины строят дома, реставрируют храмы и монастыри, делают кадушки и телеги, плетут корзины. Многие вещи остаются внутри хозяйства, не представляя собой объекта для сбыта. Исключение составляют изделия крестьянского ремесла, создаваемые в последние годы для рынка. Это корзинки, берестяные коробья, домашняя утварь из дерева, половики ручной вязки, кружевные изделия и т.д.

Менее всего исполняют бытовую функцию изделия знаменитых промыслов, таких как лаковая миниатюра, жостовские подносы, городецкая роспись и др. Казалось бы, четвертая (фабричная форма) народного искусства создает немало предметов, имеющих, на первый взгляд, утилитарное назначение. Это предметы, предназначенные для дома. Среди них - выши-

тые полотенца, скатерти, наборы салфеток и одежда: вышитые блузки, платья, варежки, носки, платки головные и др. Но многие из них выполняют больше декоративную, художественную, праздничную функцию, чем утилитарную, они не используются как бытовые.

Утилитарная функция изделий и в крестьянском хозяйстве постепенно теряет свое значение. Крестьянский труд во многом утратил черты былого священнодействия. Орудия труда перестали быть органической частью этого быта, и даже некоторые поделки воспринимаются с известной степенью отчужденности. Не случайно многие бытовые предметы на селе и в пригородах давно уже заменены на городские, фабричные, стандартные, такие, как у всех - металлическую посуду, фабричное стекло, радиоприемники, телевизоры, тумбочки, стенки, раскладные диваны и т.д.

Длительное время раздавались упреки в адрес мастеров художественных промыслов, что они «ушли» от быта, от своих прямых функций. Это была одна из самых обсуждаемых проблем в искусствоведении, особенно часто эти дискуссии проводила редакция журнала Декоративное искусство СССР. Но в подобной тенденции - уходе от функциональности предметов в сторону их декоративности, праздничности скрывались общие тенденции традиционной народной культуры - отход от синкретизма, формирование собственно искусства мастеров как области индивидуального творчества, исполняющего традицию.

Таким образом, если деревенские умельцы, ремесленники и мастера национальных регионов все-таки обслуживают сельское население и его нужды, то иначе обстоит дело со второй, третьей и четвертой формами существования народного творчества, выявленными выше. Здесь на первом плане художественно-декоративная функция, т.е. функция украшения, а не практического использования.

Вторая функция - декоративно-художественная, пожалуй, наиболее ярко выраженная и самая действенная для нашего времени. На эту функцию «работают» почти все четыре формы народного творчества и производства в народных художественных традициях - в какой-то степени мастера отдаленных районов и этнографических центров, но главным образом художественные промыслы и фабрики, индивидуальные мастера. Среди изделий - предметы из разных материалов: твердых и мягких. Мягкие предметы - это те, которые украшены вышивкой, кружевами, всевозможными орнаментами и узора-

ми, они предназначены в основном не для повседневных нужд, а для украшения быта по праздникам. Это - праздничные ковровые дорожки, расписные платки и шали, костюмы для праздника - сарафан и подпоясанные ярким тканым поясом рубашки с вышивкой, кафтаны и жилеты из кусочков ткани, одежда, украшенная золотым шитьем, ювелирные украшения. К твердым относятся изделия из дерева, металл и т.п.

Особое место занимает глиняная и деревянная игрушка. По сути, это бытовая скульптура. Трудно найти в других жанрах народного творчества соединения декоративного и фантастического, художественного и символического. Изначальная функциональность игрушки давно утратила свой тайный смысл, и игрушка стала забавой, т.е. обычной свистулькой, предметом, привлекающим звуком и яркой декоративностью. У каждого игрушечного промысла, у каждой мастерицы свой неповторимый «почерк». Характер игрушки по своему минимуму изобразительных средств ближе всего к мировым архетипам, и в то же время игрушка - это скульптурное создание народного творчества. В игрушке последних лет все очевиднее проступают реалистические черты, связь с реальным бытом, миром животных.

Третья функция - религиозно-магическая. Нетрудно себе представить, что настоящая функция, особенно в 20-80-е годы в связи с атеистической пропагандой и возобладанием материалистического мировоззрения, заметно ослабевает. Предельно сузился круг предметов, используемых с религиозными, ритуальными целями. Некоторые из них - ритуальные, культовые, обрядовые продолжали существовать лишь в этнической группе (все той же 1-й форме народного искусства). Это ювелирные украшения, применяющиеся в национальной одежде как предметы-обереги, укрывающие от дурного глаза, подвески, пояса, рушники ритуального и обрядового назначения. Из религиозных предметов преобладали кресты и плиты намогильные, кресты нательные, резные иконы, расписные яйца и т.п. Сохранялись и отдельные изделия, когда-то имевшие ритуальное и обрядовое значение, но знаковость которых постепенно утрачивалась. Так, по сохранившейся традиции архангельские мастерицы выпекали на праздники пряники-«косули» (бытование этой народной традиции обнаружили исследователи), а в Каргополе «тетерок». Когда-то их выпекали по случаю прихода весны, начала сева, выгона скота, начала покоса, сбора

урожая. В средней полосе России долго существовал обычай, когда к прилету жаворонков пекли плетеную булочку в виде жаворонка. Об этом помнят и по сей день жители городов, в том числе Москвы.

Нельзя не упомянуть сохранившийся обычай встречать весну, Пасху расписными яйцами, писанками (на этой основе был создан целый промысел в Прикарпатье и Карпатах). Точеные из дерева и расписные яйца делали и в Полх-Майдане, которые продавали на рынках в 50-90-е гг.

Ритуальные функции проявлялись и в костюме. Народный костюм, который сохранялся только в этнических районах с конца 60-х годов, вновь начинает возрождаться как праздничная одежда. Однако, как отмечают исследователи, сам наряд, особенно свадебный, меняется. Иными стали конструктивные части костюма, да и сам материал, орнамент, отделка, нитки.

Религиозно-магическая функция заметно оживилась с конца 80-х годов, после наступивших социально-политических перемен в жизни Российского общества. Эта функция возродилась во всех формах народного искусства, включая и самодеятельное творчество. Мастера, как и работающие в художественных промыслах, так и самостоятельно, обратились вновь к писанию икон и изготовлению всевозможных церковных предметов. В таких известных промыслах, как Палех, Холуй (Ивановская область), Мстера (Владимирская область), когда-то перешедших от написания икон к росписи изделий из папье-маше (в 30-е годы под руководством искусствоведов), наметился обратный процесс - от росписей шкатулок к изготовлению икон, складней, крестов. Подобные изделия пользуются большим спросом на рынке, вывозятся за рубеж.

Медленно, но все же заметно возрождаются в нашей жизни религиозные праздники - Рождество Христово, Масленица, Пасха, Троица и мн. др. А вместе с ними оживают атрибуты этих праздников - национальные костюмы, маски для этих праздников - национальные костюмы, и маски для ряженых, уборы для лошадей, сани для масленичного катания, подарки для родных: вышитые изделия, лоскутные одеяла, коврики и др.

Массовых размеров достигла роспись пасхальных яиц и изготовление предметов к Пасхе - цветов, формочек, предметов-подставок и др. Большое место занимает и творчество церковного характера. Многие мастерицы занимаются вышивкой пелен, а особенно икон в технике золотого шитья, на парче и мн. др. Создан и успешно функционирует промысел для нужд веру-

ющих и церкви по производству религиозных и церковных предметов в подмосковном Софрино. Однако это уже весьма специфическое производство, отделившееся от народного творчества.

Четвертая функция - памятно-культурная. Обращаясь к ассортименту современного народного творчества последних десятилетий нельзя не отметить того, что появился целый ряд изделий, варьирующих как бы музейные вещи крестьянского искусства прошлого. Среди них рубеля, вальки (для стирки и глажки белья), прялки, сундуки, зеркала в оловянной оправе, коробочки для нюхания табака, детские лошаки-качалки и т.п. Предметы старого ремесла, которые давно ушли из быта людей стали возрождаться и не только благодаря их декоративным качествам. Их особая привлекательность состояла в содержании, в милых сердцу многих наших современников чертах минувшего, неизменно дорогого. Помимо всего они как бы транслировали традиции и черты народной культуры прошлого. Вот почему их воспроизводят, почти не меняя характера подлинника - та же форма, тот же мотив, только функции стали другими - культурно-памятными. Сохранение того, что существовало уже в виде произведений искусства, стало характерной чертой времени.

Пятая функция - сувенирная. Сувенирная функция - это как бы воспроизведение того или иного предмета старого крестьянского быта в виде памятного знака. Эта функция возобладала во многих формах народного современного искусства. К числу таких предметов можно отнести продукцию известных предприятий, например Гжели - это чашечки, самовары, пудреницы и т.п., а также броши в виде миниатюрных жостовских подносов или хохломских изделий и мн. др. Можно предположить, что сувенирная функция стала зарождаться уже в начале XX столетия. Именно на подобную продукцию указывали ученые-искусствоведы, которые писали о том, что они столкнулись с двумя крайне характерными явлениями. Первое - среди изделий промыслов начали преобладать мелкие изделия, имеющие практическое значение. Второе - это то, что изделия были оторваны от быта и направлены на нужды города, да и то потребностей весьма несущественных, главным образом удовлетворение капризных и модных запросов городского населения.

Шестая функция - коммерческая (вложение денежных средств). Эта функция характерна для всех четырех форм народного искусства. Как в прошлом столетии, так и в нынешнем она играет свою определенную роль. Продукция мастеров

выходит за пределы дома, села, городка, промысла, фабрики, объединения и т. п. Она связана с рынками, местными и центральными, отечественными и зарубежными. Экономическая функция, особенно в последние годы, играет решающую роль, превращая предметно-вещный мир традиционной народной культуры (и все, что около нее) в предмет широкого потребления, создает условия для его дальнейшего развития.

Когда еще в 20-х годах изделия художественных артелей и промыслов продавали за границей для привлечения средств и облегчения «бедственного положения кустаря», ученые видели в этом определенную опасность - превращение продукции в чисто экономическую. За прошедшие десятилетия экспорт продукции народных мастеров, особенно таких знаменитых, как Палех, Федоскино, Хохлома и др., продолжал составлять важную статью дохода государства, а их изделия стали визитной карточкой страны.

Конечно, следует помнить, что в экономической функции есть две стороны - прямая и обратная. Одна как способствующая развитию творчества и обновлению предметно-вещного мира. Вторая - как функция, невольно разрушающая народную культуру, т.е. эксплуатирующая качества народной образности, стилевых приемов декоративности. Эстетика вещи прежде никогда не выступала самодовлеющей ценностью. Традиционное народное искусство, как писал В. Воронов, было здоровым и плодотворным в своем жизненном течении и никогда не уклонялось от своего главного назначения - функционально-художественного оформления быта48.

В XX в. эти принципы были во многом нарушены. В самом деле, если мы сравним функции современной народной вещной культуры с функциями «домашнего» ремесла и кустарного крестьянского производства, то окажется, что функции как будто те же, а вот соотношения между ними стали иными. Утилитарно-практическая функция уступила первенствующее место художественно-декоративной. Религиозно-магическая (знаковая) функция то вовсе угасла, то возродилась, перетекая в чисто религиозную. На смену когда-то многочисленным обрядовым вещам и предметам пришли изделия в основном церковного характера - иконы, пелены, плащаницы, складни, кресты, выполненные в разных материалах.

Более того, все названные нами функции будут поддерживаться не всегда естественным течением жизни и быта, а целым рядом условий. В одних случаях - социальными и при-

родными условиями (как, например, в отдаленных районах и территориях), в других - социально культурными условиями (признанием их как необходимых средств украшения самой жизни, праздничным мироощущением бытия). В третьих, -как осознанная потребность творческого выражения и одновременно художественно-функционального оформления быта (так жили наши предки). В четвертых, - только традицией, живущей в народном самосознании (как архангельские пряники, пасхальные яйца и др.). Последняя немногочисленна.

Трудно не согласиться с выводом искусствоведов, что народное творчество как мировоззрение уходит в прошлое, однако отдельные его проявления живут и в наше время и, очевидно, будут существовать и в будущем, пока живы корни поэтического видения и народного самосознания, исходящие из самого жизненного уклада, труда, традиций, окружающей природы. Некоторые виды творчества, а с ними и сами предметы продолжают рождаться и жить в народной бытовой культуре49.

Нельзя не отметить еще одной важной перемены, происшедшей в традиционном народном вещном мире - поменялся адрес самих изделий. Вместо деревни их потребителем стал в основном город, а сами предметы в большей мере стали носить характер декоративно-сувенирный, чем функциональный.

Изделия народного декоративно-прикладного искусства покупают, как правило, все слои населения, но более всего как знак, предмет причастный к народной культуре прошлого. Как мы уже говорили вещи не пронизывают быт, за небольшим исключением, они - своеобразные памятные знаки - изысканные по форме и декору, радостные и красочные, с особым образным по-этико-сказочным смыслом. Вещь таким образом лишаясь привычного содержания приобретает новый смысл в связи с новым его озвучиванием, с новым предназначением, хотя и теряет при этом свою изначальную ценностную форму и содержание.

Выводы

Не все выделенные искусствоведами формы существования традиционного народного искусства являются аутентичными, т.е. собственно народными. Менее всего это касается художественных промыслов и производств. Лишь первая форма - этническая, вторая - местные промыслы частично, как и творчество отдельных мастеров могут считаться традиционными.

Многие крупные художественные промыслы (типа предприятий, фабрик, объединений) как бы примыкают к традиционной народной вещной культуре, но, по сути, являются новой областью деятельности, хотя и на основе старых образцов. Происходит как бы вторичное рождение и бытование вещного мира, вторичная их жизнь в современной культуре, специально инициируемая культурной политикой. Это подтверждают в первую очередь, происходящие изменения в составе самих носителей культуры в функциях изделий, механизмах передачи традиции.

Следовательно, деятельность большинства художественных промыслов, по традиции называемых народным искусством, является областью специализированной профессионализируемой культуры, а не народной в ее традиционном понимании. Она предстает как специальная область, специального обучения и специального адресата, добавим специального предназначения (сохранение образцов традиционной культуры народа как объектов для экспонирования на выставках, подражания, заимствования, художественного экспериментирования, учебно-педагогической практики).

Все ныне существующие художественные промыслы, особенно те, которые включают знаменитые исторически сложившиеся - Хохлому, Городец, Федоскино, Палех, Мстеру, Холуй, Жостово и др. представляют несомненную художественную ценность для нашей страны и всего мира. Но следует себе отдавать отчет в том, что не все они являются прямыми продолжателями народного традиционного искусства со всеми особенностями, присущими культуре прошлого. По сути - это уже новое явление, новая специализированная художественная деятельность, которая примыкает к прошлой народной культуре, возникла на ее основе, но уже отличается от нее. Культурологи даже высказывают мнение, что целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа в наши дни распадается на фрагменты, которые со временем теряют функционально-смысловое наполнение в рамках современной народной культуры50.

Это означает, что мастер, именуемый народным или художником того или иного промысла вправе развиваться, согласно своему собственному органичному видению мира, его не надо натаскивать на работу в народном ключе, переучивать, если он не обладает врожденным народным мировидени-ем, а хочет быть профессиональным художником с широкой системой ее образных начал и структур. И наоборот всячески

беречь в мастере его самобытность, его врожденную народность, данную ему от природы. Для этого необходимо понимание его возможности, а также того, в каком мире, в какой художественной системе он живет и работает. Наука должна не только описывать и давать оценку явлениям, но и стать предметом анализа и объяснений.

В XX веке произошли необратимые изменения, и это живая жизнь со всеми ее отрицательными и положительными сторонами. Для укрепления традиций и их органического существования необходимо понимание того, что происходит сегодня на основе объективных законов.

Состояние народной традиционной вещной культуры последних 10-15 лет по существу не изучено. Искусствоведы справедливо отмечают кризисную ситуацию и расхождения в суждениях теоретиков, историков, практиков полагая, недостаточность и слабость теории народного искусства и т.д.

И все же, если исходить из позиции, затронутой нами в тексте, а именно судьбе традиционной вещной культуры в современных условиях в связи с социальными изменениями и расширением сферы экономической самостоятельности локальных и территориальных подразделений, нельзя не увидеть ряда перемен.

1. Одна из важных перемен - это появление рынка. Попадая на рынок, изделия народных мастеров как бы получают вновь некогда утерянную возможность вернуться к своему былому состоянию - естественному пребыванию в социуме. Именно мелкотоварное производство изделий и предметов быта, как известно, составляло некогда основу экономики для многих очагов народного «промысла». Рыночный спрос и конкуренция товаров были главными регуляторами качества изделий, повышения мастерства.

Однако говорить о возрождении в России мелкотоварного производства, очевидно, пока не приходится (отлаженная система «художественного производства», называемая художественными промыслами, продолжает существовать в рамках государства и остается под его контролем). Подобное, уже устоявшееся в советский период состояние было еще раз подкреплено рядом законодательств - статей в Конституции, специальными указами и Положением о приоритете художественных промыслов как подлинно народных.

Помимо всего обнаружилось, что происходящие социальные и культурные перемены оказались неожиданными для многих

художников, мастеров и ремесленников, выявив своего рода массовое социальное невежество - результат неэффективности правовой системы, существования на протяжении долгих лет жесткой системы и методов управления культурой, приоритета «практики» над наукой.

Правда уже сейчас (спустя 10 лет после начала перемен) часть людей творческого направления, стремящихся оказывать влияние на собственное социальное положение, на свое окружение, на свое творчество, понимают это и пытаются использовать экономические знания, какие-то ориентиры, указывающие в каком направлении двигаться. Художественное творчество подвергается новому осмыслению. (Появились всевозможные проекты по развитию народного традиционного искусства - просветительского, экономического, правового, рекламного типа при поддержке различных фондов).

2. С появлением рынка нельзя не признать такого факта как ослабление роли искусствоведов и критиков - регуляторов состояния традиционного народного искусства, задающих его «параметры», ратующих за «чистоту» вкуса, за сохранение «подлинности народного искусства», а также чиновников-управленцев, отвечающих за культурную политику. В целом благодаря рынку отмечается возрождение рукотворного творчества среди всех слоев населения - ремесла. Во многих созданиях умельцев и ремесленников традиция проявляется не всегда прямо, а скорее опосредованно: освоение идет через самостоятельное постижение разными путями и обучение у старых мастеров.

3. В этой связи нельзя не отметить появление всевозможных объединений, ассоциаций, центов и школ ремесел и т.д. Одни из них стремятся к пропаганде традиционных ремесел, вторые - к обучению на традиционной основе (по-своему понимая традицию), третьи объединяются для координации работы мастеров и продажи их произведений, четвертые занимаются организацией социально-бытовых условий и т.д.

Народные мастера традиционных промыслов обрели большую свободу: они могут выходить из объединений, вступать в новые, делать продукцию на рынок, на заказ, на выставки и т.д. Однако в связи с тем, что художественные промыслы получили ряд льгот (отсутствие налогов, таможенных взносов и т. п.) то пребывание в лоне художественных промыслов стало для них поводом для своеобразной борьбы (определенной выгоды, статуса мастера художественных промыслов). А те, кто не попали в сферу промыслов, наоборот получили стимул стремления стать таковыми ради указанных льгот. Все это позволяет говорить о

том, что система сложившаяся в советские годы в отношении художественных промыслов как ведущих и представляющих народную традиционную культуру, продолжает существовать и развиваться в том же направлении. Несмотря на иллюзию видимости наступившей свободы творчества и вольности, по-прежнему наблюдается жесткое противопоставление между творчеством мастеров промыслов (особенно известных) и теми, кто вступил на путь творчества ремесленников-самоучек.

Таким образом, «современное пространство» нашей культуры наполнено вещами, напоминающими предметный мир далеких предков (облик предметов чисто визуально как будто тот же). Но основа их рождения далеко не та же, что была. Она не столько мифологическая, сколько психологическая. В их основе - тяга к повторению излюбленных образцов художественного ремесла старых мастеров благодаря их волнующей, наивной чистоте, крепости и целесообразности форм, декоративности и красочности, т.е. ко всему тому продолжает жить как некий антипод современному рационалистическому мышлению человека XX века.

4. Создания наших современников стали, бесспорно, разнообразнее, технологически сложнее, виртуознее в плане своего исполнительского мастерства, но в то же время эклектичнее, отвечая задачам постмодернистской культуры. Смысл (семантика) многих из них стал иным - лишенным былого скрытого подтекста, знаковости, символичности, т.е. того мироощущения, которое было присуще мастерам прошлого.

Вещи не всегда наполняют быт, как прежде (за небольшим исключением), но они - эти не менее красочные памятные знаки присутствуют почти везде - в каждой семье, доме, только как единичные, разрозненные части некогда целой и нераздельной культуры нашего народа.

Глава 4. Исторически сложившиеся формы фольклора в современных условиях

4.1. Традиционная народная культура

в современной социокультурной ситуации;

проблемы фольклоризма е культуре

Ориентация на традиционную народную культуру - заметная черта современного социокультурного процесса в целом. Как известно, в культуре разных народов и стран в XX в. прослеживаются две глобальные тенденции, находящиеся в оппозиции друг к другу. Одна из них определяется образованием неких единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы, близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в основе его лежат общие мощные процессы интеграции.

Другая тенденция связана с не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней реализуется потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим.

В данном случае важна вторая тенденция, пути ее реализации в современной отечественной культуре. Стремление к созданию и поддержанию своего имиджа характерно для разных народов, не исключая и тех, которые находятся на весьма высоких ступенях социального развития и приобщения к технологиям мировой цивилизации.

Пример из нашей действительности. Экспертный опрос, проведенный Ленинградским институтом культуры в начале 90-х годов в одной из центральных областей России, показал, что среди разных направлений культурно-досуговой деятельности, требующих первостепенного внимания и поддержки, первые места занимают - возрождение национальных традиций (90,5%) и защита

окружающей среды (92,5 %), т.е. сохранение, поддержание, воссоздание культурной и природной среды, сформировавшейся на протяжении веков, экология в глобальном смысле слова.

В условиях современной России эти две указанные выше глобальные разнонаправленные тенденции приобретают свою специфику. В роли некоторой общей культурной модели на протяжении веков выступала унитарная культура государственно-социалистического типа, связанная не столько с естественной интеграцией, сколько с ассимиляцией, часто насильственной - вплоть до запрещения национальных языков, культурных и религиозных традиций, депортации целых народов. Поэтому отход от подобной модели сопряжен с особой социальной остротой процессов национально-этнического самоопределения народов России, а также регионализации. Оборонительно-охранительная национальная позиция порой превращается в агрессивно-националистическую, регионализм отдает сепаратизмом, а вся этнонациональная проблематика окрашивается самыми разными цветами спектра современной политической борьбы. Это неизбежно в условиях переходного периода. Вместе с тем очевидно, что подобный отход, пусть и принимающий порой уродливо-агрессивные формы - в условиях России неизбежный этап на пути восстановления естественных механизмов саморазвития культуры вообще и народной в частности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.