КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народная художественная культура города 2 страница
Не менее важны и различия между территориями России. Некоторые центральные области к XX в. почти не сохранили связей с языческим космосом. Иная картина на Русском Севере, сохраняющем традиции, которые, возможно, складывались еще до образования Киевской Руси. Весьма показательны образцы вологодского кружевоплетения череповецкого художественного ткачества, устюжской черни, шемогодской и архангельской резьбы на бересте и т. д. "В северных и западных областях России до начала 30-х годов XX в. архаические пласты художественной традиции сохранялись так, что можно было при сравнительном изучении предметов народного искусства позднего периода и образцов древнерусского искусства говорить о том, что "чудо народной памяти", сохранившее былины Киевской Руси, также сохранило и родившиеся в домонгольский период художественные традиции изобразительного творчества. В современных украшениях жилища мы можем проследить ряд элементов этих традиций"(Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. С. 72.). В земледельческой культуре человек был включен в игру природных стихий, в логику смены разных состояний природы, с которыми он, с одной стороны, должен был найти гармонию, стать их частью и подчиниться их законам и формам проявления, с другой, как существо, осознающее особую свою природу и своеобразное предназначение, искал силы и явления, оберегающие его от разгула стихии, природного космоса. В этом единении и заключается одна из важнейших особенностей мира крестьянской культуры, выполнение ею магической функции. Важными чертами крестьянской культуры были ее активность, вера в выполнимость магической функции, попытка воздействовать на окружающее, на природу. Это касается не только образцов материальной художественной культуры, но и фольклора, сохранившего многое от языческого и земледельческого космоса (календарность, обрядность, сакральность и т.д.). Традиционный пласт народной культуры вобрал в себя за последние несколько столетий культурные архетипы, находящиеся в оппозиции к языческим и земледельческим ценностям или по крайней мере выражающие светские и христианские начала. Это заимствование архетипов не могло трансформировать крестьянскую культуру. Если на уровне подсознательного народный исполнитель творит нередко в соответствии с архетипами земледельческой культуры, то в системе передачи, расшифровки, толкования образцов традиционной культуры на поверхности оказывается другая, эстетическая их соотнесенность. В этом суть раздвоения в народной традиционной культуре, произошедшего, в частности, в результате отхода от бытовых форм к формам эстетического переосмысления действительности.
Ценности, имеющие земледельческую основу, функционируют в среде различных маргинальных групп городских жителей, интеллигенции, студенчества, рабочих и не только не имеют сакрального или практического смысла, но и не воспринимаются с должной степенью глубины и содержательности. В развитии архаической культуры просматривается ряд переломных этапов, связанных на первом этапе с борьбой с христианскими ценностями, постепенной их ассимиляцией и адаптацией; на втором этапе – церковь выступает против культуры мирской, светской, которая по сути отрицала архаическую и христианскую систему ценностей, хотя и пользовалась ею; на третьем этапе церковь и общество уже вместе боролись с культурой массовой, пытаясь противостоять ей. Однако это была борьба родителя со своими нарождающимися Детьми, в чем-то наследовавших достояние родителей, а в чем-то отрицавших его и порождавших все новые формы своей художественной жизни. На занимаемой площади в родительском доме становилось все теснее от новых жильцов, многие из них забыли свою родословную, вели себя дерзко, эпатировали старших. Родители стали занимать лишь скромный угол на первом этаже. Но рожать не перестали. Выражаемые архаической культурой ценности языческого и земледельческого характера остаются актуальными и, трансформируясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы — неофольклор, любительское творчество, художественную самодеятельность.
Ценности земледельческой культуры стали выступать в общественном сознании как традиционные, общезначимые, следование которым освящалось не только их высоким рейтингом, но и тем, что они канонизировали жизнь на принципах, которые воспринимались едва ли не как наиболее рациональные. С этим трудно не согласиться и сегодня. Художественные ценности, включенные в контекст жизнедеятельности, блестяще выполняли механизм передачи, сохранения, поддержания традиций, опыта, знаний. Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) кули туры, накопленный за столетия, ее очевидная эффективность в решении самых сложных социальных задач, а также универсалии не только не позволили отбросить ее полностью с утверждение новых форм народной культуры, но и оставили как важнейший действующий фактор в новой истории. Ценности земледельческой культуры передавались, естественно, видоизменяясь, в другие социальные слои, утверждались в них, постепенно включались в культуру всех социальных слоев и групп, ибо они имели универсальный характер и легко трансформировались применительно к изменившейся культурной парадигме. Таким образом, произошло "расползание" основополагающе ценностей земледельческой культуры по культурам различных социальных слоев. При этом важно отметить и другое обстоятельство. На ранних этапах истории крестьянство составляло абсолютное большинство населения и ассоциировалось с понятием "народ". Эта ассоциация продолжала автоматически в силу вышеназванных причин действовать на более позднем этапе истории, несмотря на появление различных социальных слоев. Традиции земледельческой культуры способствовали сохранению прежнего представления о народе как исключительно о крестьянстве.
лекция 4 Понятие "городская народная культура" не имеет строгого научного определения, означая широкий спектр духовных, материальных и художественных явлений, находящихся в сложном пере-плетении и взаимодействии. Это понятие указывает на пласт на родной культуры, бытующий и развивающийся в условиях города на некие специфические черты, формы, жанры, присущие этому пласту, а также на границы его распространения среди опрев ленных социальных слоев и групп. Возникнув на основе общекрестьянской фольклорной традиции в среде первых жителей городского посада, городская народная культура формировалась и развивалась как маргинальное явление, полисоциальное и полиэтническое по характеру, изначально она включала в себя художественные напластования разных групп населения. Мелкие лавочники, торговцы, служилые и мастеровые люди, прислуга, городские крестьяне (люди, сохраняющие традиции деревенской жизни) с момента своего переселения в города постепенно формировали свою собственную эстетическую систему культурных ценностей. В XVII-XVIII вв. городская культура получила импульс развития с появлением новых социальных групп - мещан, интеллигенции, купечества, а затем и рабочего люда. Городская культура формируется в конце XIX — начале XX в. во всем своем разнообразии, со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Историческая стратификация культуры требует рассмотрения культуры прежде всего с точки зрения "периодизации и классификации культуры по историческим стратам" (Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996.). Таким образом, если функционирование городской народной культуры соотнести с разными фазами истории возникновения разных социальных групп, то мы получим не только дифференцированное представление о ее составляющих в конкретный период, но и картину сложного переплетения и взаимодополнения страт. При этом в ходе исторического движения появляются новые носители городской народной культуры, происходит исчезновение отдельных ее пластов в связи с уходом тех социальных групп, которые являлись носителями этих пластов. С определенного периода развитие и функционирование городской народной культуры идет по своим специфическим законам. Город становится ведущей силой в культурно-историческом процессе, превращается в господствующую силу в развитии народной культуры, вызывая к жизни ее новые формы, в том числе в крестьянской среде.
Начиная со второй половины XX в. фольклорный импульс в основном исходит из городов, а не из деревень. Многочисленные фольклорные записи, осуществленные в последние годы, со всей определенностью говорят о том, что город выступает сегодня движущей силой фольклорного процесса, определяет его наиболее важные тенденции. Город все чаще рассматривается как реаниматор фольклорной жизни этноса в целом, как хранитель, собиратель, популяризатор ценностей фольклора, в том числе крестьянского, как мощный катализатор общественного внимания к традициям (Каргин А.С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочнении//Живая старина. 1995. № 2. С. 21.). Большинство наиболее интенсивно развивающихся сегодня жанров фольклора - это жанры городского фольклора, порожденные городским образом жизни: любовная лирика, романсы частушки, анекдоты, страшилки, альбомные стихи. Народная культура города сегодня представлена: фольклором неофольклором, бытовым любительским творчеством, художественной самодеятельностью. Каждый из них имеет собственную историческую точку отсчета, свои специфические закономерности функционирования и эстетические каноны. Весьма различны их отношения с архаическим фольклором, а также с народной культурой различных социальных групп. На определенном этапе истории изменяются ролевые начала в фольклорном процессе между крестьянством, которое становится в первую очередь хранителем архаических форм народного творчества и городскими жителями, значительно быстрее осваивающими новые культурные горизонты. Возникающие в городе художественные образования переходят в крестьянские слои, сохраняясь там гораздо дольше и лучше, чем это может происходить в городах. Эта тенденция имеет более древние корни, чем принято считать, и остается актуальной в новое время. "Взгляните на занятия сельских людей в XIX веке, - писал выдающийся собиратель фольклора И.П.Сахаров в 1840-е годы в предисловии к "Сказаниям русского народа". - Они одни и те же, какие были в X, ХII и ХVШ вв.: там и здесь земледелие, там и здесь сельская промышленность, там и здесь поверья. Люди, обновлявшие свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования; люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменят ни своих понятий, ни своих поверий. Вот отчего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской семейной жизни" (Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым/Вступ. Ст., подготовка текста В.П. Аникина. М., 1989. С. 21.). Можно говорить о том, что с XVII и до начала XX в. в России существовали как бы разные скорости течения деревенской и городской жизни и как следствие разные темпы обновления традиций, обычаев, форм творчества. При этом город не только существенно трансформировал заимствуемые им деревенские традиции, обычаи обряды, но и на их основе динамично вызывал к жизни новые виды народного поэтического, музыкального творчества, ремесел. В.М.Василенко утверждает, что главными творцами произведений декоративно-прикладного искусства в Древней Руси были ремесленники, составлявшие основную часть городского населения. Известно, что во всех древнерусских городах существовали поселения гончаров, кожемяк, кузнецов и т.д. То, что они делали (cкaжeм, стеклянные бусы и браслеты), коробейники развозили по деревням. Это искусство не могло не влиять на творчество деревенских мастеров. По мнению И.Василенко, литье в каменных формах в деревню пришло из города, правда, утратив здесь сложность и тонкость, свойственные городскому искусству (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. М., 1977. С. 192.). Стиль деревенского искусства, имевшего глубокие корни в древности, проявляется, в частности, в плоскостности, двухмерности. Искусство же городских ремесленников тяготеет к объемности и пластичности. В то же время в искусстве городских ремесленников улавливается, как это ни покажется странным, интерес не к реальным образам (что чаще всего присуще деревенским мастерам), а к фантастическим. "Сказочностью веет от всех этих сиринов, птиц, грифонов, львов, кентавров, населяющих разнообразные предметы киевского ювелирного искусства" (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. С. 246.). Излюбленный у городских ремесленников плетеный орнамент отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов, к нереальности изображений. Звери и птицы на этом орнаменте лишаются правдоподобности, трансформируются в замысловатые орнаменты, становясь их элементом. Художественные образы перегородчатых эмалей предстают как часть огромного сказочного мира, воплощают элементы творческого воображения. В свою очередь изделия сельских ювелиров-кузнецов тоже проникали на городские рынки и оказывали определенное воздействие не только на деятельность городских ремесленников, но и на сознание городских жителей. В волшебную силу амулетов верили как деревенские девушки и женщины, так и горожане" (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. С. 172.). В процессе трансформации крестьянской культуры в городскую происходят серьезные изменения в отношении к смыслу и сути праздника, смеху, обрядам. Если в крестьянской субкультуре праздник все еще продолжал сохранять сакральный смысл, то в городе сакральность праздника постепенно исчезает. Город разлагает сакральные ценности, заменяя их профанными, в которых утверждает себя "кофигуративная" культура. Праздничный разгул, выступающий в деревне как проявление сакральности, в городе становится просто разгулом. Обрядовые действия город все больше превращал в увеселения и забавы, терявшие магическую и сакральную сущность. "Городские игра и танец, сочетавшиеся с традиционными забавами, властно входили в быт, вытесняя в новогодних сборищах отжившие, потерявшие смысл и значение элементы обряда" (Чичеров В. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков: Очерки по итории народных верований. М., 1957. С. 184.). Утвердив себя в городе, такие увеселения, уже утратившие магический смысл и связь с заботами земледельца о возрождающейся плодоносной силе земли, возвращались оскопленными в деревню. Естественно, что не только на первых этапах своего формирования, но и в последующем городская народная культура не была однородной. Явления, попадавшие в художественную сферу города, осмыслялись здесь в соотнесенности как с ценностями традиционного фольклора, так и с профессиональной или печатной культурой. Например, многие сюжеты городского романса заимствовались из традиционного фольклора (народной баллады), и вместе с тем в них оказывались переработанными книжные повествования (Померанцева Э. Баллада и жестокий романс//Русский фольклор. Л., 1974. С. 206.). Подхватывая традиции архаической культуры, развивая, приспосабливая их, городская культура вызывает к жизни принципиально новую в жанровом отношении художественную систему в фольклоре, в ремесле, в любительском творчестве. Развитие городской народной культуры связано с трансформацией поэтики традиционного фольклора и поэтики литературы, сложившейся в дворянской субкультуре. Поскольку же в городской народной культуре утверждается и социализируется картина мира, характерная для горожанина, то естественно, что эта культура тяготеет к самостоятельности и к формированию собственной системности. О наличии системности свидетельствует то, что в орбиту этой культуры попадают элементы разных субкультур (мещанской, дворянской, затем рабочей). Они переплавляются в соответствии с присущими горожанам ценностными ориентациями. В качестве примера можно сослаться на городецкую роспись 2-й половины XIX в. со свойственным ей сюжетным кругом, поражающим красочностью и разнообразием в решении бытовых сцен. Народные мастера здесь демонстрируют ориентацию на городской образ жизни (вроде сюжета с катанием в карете). Песенный репертуар также демонстрирует переделку авторских произведений. Этот процесс исследователи фиксируют уже в XVII в. (Соболев П. Песенники 90-х годов XVIII века//Литература и марксизм. 1928. № 6. С. 88.). По мере того как в городе утверждают себя мещанские ценности, можно констатировать, что в традиционной культуре в целом (а не только в крестьянской) начинают проявляться, усиливаясь, первые симптомы общего кризиса. Этот процесс начитается в городах ХVIII в., становясь реальностью на протяжении всего петербургского периода русской истории. С этого времени формируются альтернативные образования в городской народной культуре, соприкасающиеся с архаической и элитарной культурами, но обособленные от них и даже им противостоящие. В сложном художественном процессе тесно взаимодействовали между собой различные национальные традиции, школы, обычаи, обряды, создавая пеструю этническую мозаику строения этом культуры. Но это была одна сторона дела, другая заключалась в том, что город явился местом бурного развития специфическим фольклористических образований, получивших название фольклоризма, а также организованных любительских структур и художественной самодеятельности. Взятые из фольклорной бытовой практики фольклорные музыкальные инструменты, бытовое пение, фольклорный театр, танец сформировали мощный пласт явлений вторичного, или сценического, фольклора. Начало этому было положено в конце XIX - начале XX в. такими известными деятелями народного искусства, как В.В.Андреев, Н.И.Привалов (народные инструменты. – народный оркестр), М.Е.Пятницкий (народное пение - народный хор), Т.А. Устинова, И.А.Моисеев (народный танец - ансамбль народного танца), К.С.Станиславский, Н. Бунаков (любительский театр). Этот слой народной культуры не только бурно развивался и стал включать в себя десятки тысяч образований (ансамблей, оркестров, хоров и т.п.), но и вызвал и вызывает весьма неоднозначную оценку как явление народной культуры (Гусев В.Е. Фольклор и социалистичекая культура: К проблеме современного фольклоризма//Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 7-27.). Эта важная черта в развитии народной культуры России и других стран, т.е. она стала международным явлением. В конце XIX в. французский исследователь П.Себийо ввел специальный термин "фольклоризм" для обозначения нового течения в фольклоре, который стал рассматриваться специалистами как экстракт фольклора, фольклор из вторых рук, вторичные формы фольклора, вторичная экзистенция фольклора и т.п. Фольклоризм явился, с одной стороны, следствием приспособления, адаптации архаического фольклора к городской культуре, его трансформации в соответствии с канонами этой культуры, сложившихся эстетических предпочтений, наконец, кардинального изменения устоев жизни миллионов людей, потребовавших этнической идентификации особого типа. С другой стороны, фольклоризм — ответ города на все ускоряющийся темп урбанизации, на подмену культуры цивилизацией, на изменение положения человека в истории и во времени. Именно в этом кроется ответ на вопрос о предпосылках возникновения фольклоризма, а не в развитии международного туризма и коммерциализации фольклора. Последнее также следствие урбанизационных процессов и развития средств передвижения и массовой информации. Явление фольклоризма не примета развития фольклора XIX-XX вв. Его изначальная природа заложена в первых искусственных попытках представить фольклорное явление (пение, музыка, танец, народное действо) зрителю, слушателю, т. е. в отчуждении фольклорного текста от того, чье мировоззрение он отражает. Возможно, что уже княжеский двор Х-ХIII вв. стал первым свидетелем этого отчуждения, инспирировал появление фольклоризма. Город, городской посад катализировали этот процесс, придав ему культурологический и социологический характер. Явление фольклоризма столь же многолико, как и сам фольклор, и понять его сущность возможно лишь увязав с глобальными процессами, происходящими в жизни личности, государства, общества. Важно подчеркнуть, что фольклоризм, возникнув в городской культуре, постепенно отвоевывал духовное пространство у архаического фольклора и стал характеристикой развития деревенской традиционной культуры, в которой также появились организованные фольклористические структуры. Город не только явился родоначальником фольклоризма как особого слоя в народной культуре, но и сформировал принципиально новые художественные образования - бытовые компилятивные формы творчества и художественную самодеятельность. Они возникли на стыке "ученой традиции" и бытового музицирования, игры на музыкальных инструментах, драматической игры и представляли собой новый пласт культуры, функционирующий по аналогии с фольклорной традицией. Разница заключалась, во-первых, в том, что передавались образцы этой культуры не устным, а в основном письменным путем; во-вторых, образцами художественной деятельности служили как образцы традиционной, так и элитарной культуры — романсы, игра на музыкальных инструментах, пьесы драматургов, чтение вслух модных романов; в-третьих, носителями этого слоя народной культуры стали выступать рабочие, мещане, интеллигенция, дворянство, студенчество и др. Эта культура появилась и в деревне в среде сельской интеллигенции, разночинцев, приезжавших "просвещать" и облагораживать деревню. Получила она достаточно широкое развитие и в советское время, когда у отдельных кругов сельской интеллигенции сформировалась своя собственная субкультура со своими понятиями о моде, престижности, имидже и т.п. В этом слое культуры налицо все приметы ее "городского" происхождения: индивидуализация, опора на специальную учебу, камерность, следования моде, замкнутость, ограничение публики кругом особых ценителем данного искусства. Нельзя не сказать еще об одном слое народной культуры, истом которого также находится в городе. Речь идет о художественной самодеятельности как особом типе социально организованной культурно-творческой деятельности. Это тип народной культуры ближе всех примыкает к элитарной культуре по своим эстетическим и организационным принципам, способу отражения действительности, специальному статусу ее носителей. Художественная самодеятельность как массовое явление возникла в конце XIX в. в виде первых организованных любительских хоров, оркестров, театров. Они были ориентированы на сложившиеся к тому времени профессиональные художественные коллективы — театры, хоры, ансамбли, оркестры и взяли за основу природу их развития (Каргин А.С. Народное художественное творчество. Формы. Свойства. Структура. М., 1990.). В советское время этот вид любительской практики получил статус наибольшего благоприятствования и стал приметой сельской культуры (Более подробно о каждом из слоев народной культуры см. специальную лекцию во II разделе.).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |