Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народная художественная культура города 2 страница




Не менее важны и различия между территориями России. Некоторые центральные области к XX в. почти не сохранили связей с языческим космосом. Иная картина на Русском Севере, сохраняющем традиции, которые, возможно, складывались еще до образования Киевской Руси.

Весьма показательны образцы вологодского кружевоплетения череповецкого художественного ткачества, устюжской черни, шемогодской и архангельской резьбы на бересте и т. д. "В северных и западных областях России до начала 30-х годов XX в. архаические пласты художественной традиции сохранялись так, что можно было при сравнительном изучении предметов народного искусства позднего периода и образцов древнерусского искусства говорить о том, что "чудо народной памяти", сохранившее былины Киевской Руси, также сохранило и родившиеся в домонгольский период художественные традиции изобразительного творчества. В современных украшениях жилища мы можем проследить ряд элементов этих традиций"(Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. С. 72.).

В земледельческой культуре человек был включен в игру природных стихий, в логику смены разных состояний природы, с которыми он, с одной стороны, должен был найти гармонию, стать их частью и подчиниться их законам и формам проявления, с другой, как существо, осознающее особую свою природу и своеобразное предназначение, искал силы и явления, оберегающие его от разгула стихии, природного космоса. В этом единении и заключается одна из важнейших особенностей мира крестьянской культуры, выполнение ею магической функции. Важными чертами крестьянской культуры были ее активность, вера в выполнимость магической функции, попытка воздействовать на окружающее, на природу. Это касается не только образцов материальной художе­ственной культуры, но и фольклора, сохранившего многое от язы­ческого и земледельческого космоса (календарность, обрядность, сакральность и т.д.). Традиционный пласт народной культуры во­брал в себя за последние несколько столетий культурные архетипы, находящиеся в оппозиции к языческим и земледельческим ценностям или по крайней мере выражающие светские и христи­анские начала. Это заимствование архетипов не могло трансфор­мировать крестьянскую культуру. Если на уровне подсознатель­ного народный исполнитель творит нередко в соответствии с ар­хетипами земледельческой культуры, то в системе передачи, рас­шифровки, толкования образцов традиционной культуры на по­верхности оказывается другая, эстетическая их соотнесенность. В этом суть раздвоения в народной традиционной культуре, про­изошедшего, в частности, в результате отхода от бытовых форм к формам эстетического переосмысления действительности.

Ценности, имеющие земледельческую основу, функционируют в среде различных маргинальных групп городских жителей, интел­лигенции, студенчества, рабочих и не только не имеют сакраль­ного или практического смысла, но и не воспринимаются с долж­ной степенью глубины и содержательности.

В развитии архаической культуры просматривается ряд перелом­ных этапов, связанных на первом этапе с борьбой с христианскими ценностями, постепенной их ассимиляцией и адаптацией; на втором этапе – церковь выступает против культуры мирской, светской, ко­торая по сути отрицала архаическую и христианскую систему ценно­стей, хотя и пользовалась ею; на третьем этапе церковь и общество уже вместе боролись с культурой массовой, пытаясь противостоять ей. Однако это была борьба родителя со своими нарождающимися Детьми, в чем-то наследовавших достояние родителей, а в чем-то отрицавших его и порождавших все новые формы своей художест­венной жизни. На занимаемой площади в родительском доме стано­вилось все теснее от новых жильцов, многие из них забыли свою ро­дословную, вели себя дерзко, эпатировали старших. Родители стали занимать лишь скромный угол на первом этаже. Но рожать не пере­стали. Выражаемые архаической культурой ценности языческого и земледельческого характера остаются актуальными и, трансформиру­ясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы — неофольклор, любительское творчество, худо­жественную самодеятельность.

Ценности земледельческой культуры стали выступать в общественном сознании как традиционные, общезначимые, следование которым освящалось не только их высоким рейтингом, но и тем, что они канонизировали жизнь на принципах, которые воспринимались едва ли не как наиболее рациональные. С этим трудно не согласиться и сегодня. Художественные ценности, включенные в контекст жизнедеятельности, блестяще выполняли механизм передачи, сохранения, поддержания традиций, опыта, знаний.

Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) кули туры, накопленный за столетия, ее очевидная эффективность в решении самых сложных социальных задач, а также универсалии не только не позволили отбросить ее полностью с утверждение новых форм народной культуры, но и оставили как важнейший действующий фактор в новой истории.

Ценности земледельческой культуры передавались, естественно, видоизменяясь, в другие социальные слои, утверждались в них, постепенно включались в культуру всех социальных слоев и групп, ибо они имели универсальный характер и легко трансформировались применительно к изменившейся культурной парадигме. Таким образом, произошло "расползание" основополагающе ценностей земледельческой культуры по культурам различных социальных слоев.

При этом важно отметить и другое обстоятельство. На ранних этапах истории крестьянство составляло абсолютное большинство населения и ассоциировалось с понятием "народ". Эта ассоциация продолжала автоматически в силу вышеназванных причин действовать на более позднем этапе истории, несмотря на появление различных социальных слоев. Традиции земледельческой культуры способствовали сохранению прежнего представления о народе как исключительно о крестьянстве.

лекция 4

Понятие "городская народная культура" не имеет строгого научного определения, означая широкий спектр духовных, материальных и художественных явлений, находящихся в сложном пере-плетении и взаимодействии. Это понятие указывает на пласт на родной культуры, бытующий и развивающийся в условиях города на некие специфические черты, формы, жанры, присущие этому пласту, а также на границы его распространения среди опрев ленных социальных слоев и групп.

Возникнув на основе общекрестьянской фольклорной традиции в среде первых жителей городского посада, городская народная культу­ра формировалась и развивалась как маргинальное явление, полисо­циальное и полиэтническое по характеру, изначально она включала в себя художественные напластования разных групп населения. Мел­кие лавочники, торговцы, служилые и мастеровые люди, прислуга, городские крестьяне (люди, сохраняющие традиции деревенской жизни) с момента своего переселения в города постепенно фор­мировали свою собственную эстетическую систему культурных ценностей. В XVII-XVIII вв. городская культура получила импульс развития с появлением новых социальных групп - мещан, интел­лигенции, купечества, а затем и рабочего люда. Городская куль­тура формируется в конце XIX — начале XX в. во всем своем раз­нообразии, со всеми своими сильными и слабыми сторонами.

Историческая стратификация культуры требует рассмотрения культуры прежде всего с точки зрения "периодизации и класси­фикации культуры по историческим стратам" (Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996.).

Таким образом, если функционирование городской народной культуры соотнести с разными фазами истории возникновения разных социальных групп, то мы получим не только дифференци­рованное представление о ее составляющих в конкретный период, но и картину сложного переплетения и взаимодополнения страт. При этом в ходе исторического движения появляются новые но­сители городской народной культуры, происходит исчезновение отдельных ее пластов в связи с уходом тех социальных групп, ко­торые являлись носителями этих пластов. С определенного перио­да развитие и функционирование городской народной культуры идет по своим специфическим законам. Город становится ведущей силой в культурно-историческом процессе, превращается в гос­подствующую силу в развитии народной культуры, вызывая к жизни ее новые формы, в том числе в крестьянской среде.

Начиная со второй половины XX в. фольклорный импульс в основном исходит из городов, а не из деревень. Многочисленные фольклорные записи, осуществленные в последние годы, со всей определенностью говорят о том, что город выступает сегодня движущей силой фольклорного процесса, определяет его наиболее важные тенденции. Город все чаще рассматривается как реанима­тор фольклорной жизни этноса в целом, как хранитель, собира­тель, популяризатор ценностей фольклора, в том числе крестьян­ского, как мощный катализатор общественного внимания к традициям (Каргин А.С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочнении//Живая старина. 1995. № 2. С. 21.). Большинство наиболее интенсивно развивающихся сегодня жанров фольклора - это жанры городского фольклора, порожденные городским образом жизни: любовная лирика, романсы частушки, анекдоты, страшилки, альбомные стихи.

Народная культура города сегодня представлена: фольклором неофольклором, бытовым любительским творчеством, художественной самодеятельностью. Каждый из них имеет собственную историческую точку отсчета, свои специфические закономерности функционирования и эстетические каноны. Весьма различны их отношения с архаическим фольклором, а также с народной культурой различных социальных групп.

На определенном этапе истории изменяются ролевые начала в фольклорном процессе между крестьянством, которое становится в первую очередь хранителем архаических форм народного творчества и городскими жителями, значительно быстрее осваивающими новые культурные горизонты. Возникающие в городе художественные образования переходят в крестьянские слои, сохраняясь там гораздо дольше и лучше, чем это может происходить в городах. Эта тенденция имеет более древние корни, чем принято считать, и остается актуальной в новое время.

"Взгляните на занятия сельских людей в XIX веке, - писал выдающийся собиратель фольклора И.П.Сахаров в 1840-е годы в предисловии к "Сказаниям русского народа". - Они одни и те же, какие были в X, ХII и ХVШ вв.: там и здесь земледелие, там и здесь сельская промышленность, там и здесь поверья. Люди, обновлявшие свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования; люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменят ни своих понятий, ни своих поверий. Вот отчего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской семейной жизни" (Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым/Вступ. Ст., подготовка текста В.П. Аникина. М., 1989. С. 21.).

Можно говорить о том, что с XVII и до начала XX в. в России существовали как бы разные скорости течения деревенской и городской жизни и как следствие разные темпы обновления традиций, обычаев, форм творчества. При этом город не только существенно трансформировал заимствуемые им деревенские традиции, обычаи обряды, но и на их основе динамично вызывал к жизни новые виды народного поэтического, музыкального творчества, ремесел.

В.М.Василенко утверждает, что главными творцами произведений декоративно-прикладного искусства в Древней Руси были ремесленники, составлявшие основную часть городского населения. Известно, что во всех древнерусских городах существовали поселения гончаров, кожемяк, кузнецов и т.д. То, что они делали (cкaжeм, стеклянные бусы и браслеты), коробейники развозили по деревням. Это искусство не могло не влиять на творчество деревенских мастеров. По мнению И.Василенко, литье в каменных формах в деревню пришло из города, правда, утратив здесь слож­ность и тонкость, свойственные городскому искусству (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. М., 1977. С. 192.).

Стиль деревенского искусства, имевшего глубокие корни в древности, проявляет­ся, в частности, в плоскостности, двухмерности. Искусство же городских ремеслен­ников тяготеет к объемности и пластичности. В то же время в искусстве городских ремесленников улавливается, как это ни покажется странным, интерес не к реальным образам (что чаще всего присуще деревенским мастерам), а к фантастическим. "Сказочностью веет от всех этих сиринов, птиц, грифонов, львов, кентавров, насе­ляющих разнообразные предметы киевского ювелирного искусства" (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. С. 246.). Излюбленный у городских ремесленников плетеный орнамент отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов, к нереальности изображений. Звери и птицы на этом ор­наменте лишаются правдоподобности, трансформируются в замысловатые орнамен­ты, становясь их элементом. Художественные образы перегородчатых эмалей пред­стают как часть огромного сказочного мира, воплощают элементы творческого вооб­ражения.

В свою очередь изделия сельских ювелиров-кузнецов тоже проникали на город­ские рынки и оказывали определенное воздействие не только на деятельность город­ских ремесленников, но и на сознание городских жителей. В волшебную силу амуле­тов верили как деревенские девушки и женщины, так и горожане" (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. С. 172.).

В процессе трансформации крестьянской культуры в городскую происходят серьезные изменения в отношении к смыслу и сути праздника, смеху, обрядам. Если в крестьянской субкультуре праздник все еще продолжал сохранять сакральный смысл, то в городе сакральность праздника постепенно исчезает. Город раз­лагает сакральные ценности, заменяя их профанными, в которых утверждает себя "кофигуративная" культура. Праздничный разгул, выступающий в деревне как проявление сакральности, в городе становится просто разгулом.

Обрядовые действия город все больше превращал в увеселения и забавы, терявшие магическую и сакральную сущность. "Городские игра и танец, сочетавшиеся с традиционными забава­ми, властно входили в быт, вытесняя в новогодних сборищах от­жившие, потерявшие смысл и значение элементы обряда" (Чичеров В. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков: Очерки по итории народных верований. М., 1957. С. 184.). Ут­вердив себя в городе, такие увеселения, уже утратившие магиче­ский смысл и связь с заботами земледельца о возрождающейся плодоносной силе земли, возвращались оскопленными в деревню.

Естественно, что не только на первых этапах своего формиро­вания, но и в последующем городская народная культура не была однородной. Явления, попадавшие в художественную сферу горо­да, осмыслялись здесь в соотнесенности как с ценностями тради­ционного фольклора, так и с профессиональной или печатной культурой. Например, многие сюжеты городского романса заимст­вовались из традиционного фольклора (народной баллады), и вме­сте с тем в них оказывались переработанными книжные повество­вания (Померанцева Э. Баллада и жестокий романс//Русский фольклор. Л., 1974. С. 206.).

Подхватывая традиции архаической культуры, развивая, при­спосабливая их, городская культура вызывает к жизни принципиально новую в жанровом отношении художественную систему в фольклоре, в ремесле, в любительском творчестве.

Развитие городской народной культуры связано с трансформацией поэтики традиционного фольклора и поэтики литературы, сложившейся в дворянской субкультуре. Поскольку же в городской народной культуре утверждается и социализируется картина мира, характерная для горожанина, то естественно, что эта культура тяготеет к самостоятельности и к формированию собственной системности. О наличии системности свидетельствует то, что в орбиту этой культуры попадают элементы разных субкультур (мещанской, дворянской, затем рабочей). Они переплавляются в соответствии с присущими горожанам ценностными ориентациями.

В качестве примера можно сослаться на городецкую роспись 2-й половины XIX в. со свойственным ей сюжетным кругом, поражающим красочностью и разнообразием в решении бытовых сцен. Народные мастера здесь демонстрируют ориентацию на городской образ жизни (вроде сюжета с катанием в карете). Песенный репертуар также демонстрирует переделку авторских произведений. Этот процесс исследователи фиксируют уже в XVII в. (Соболев П. Песенники 90-х годов XVIII века//Литература и марксизм. 1928. № 6. С. 88.).

По мере того как в городе утверждают себя мещанские ценности, можно констатировать, что в традиционной культуре в целом (а не только в крестьянской) начинают проявляться, усиливаясь, первые симптомы общего кризиса. Этот процесс начитается в городах ХVIII в., становясь реальностью на протяжении всего петербургского периода русской истории. С этого времени формируются альтернативные образования в городской народной культуре, соприкасающиеся с архаической и элитарной культурами, но обособленные от них и даже им противостоящие.

В сложном художественном процессе тесно взаимодействовали между собой различные национальные традиции, школы, обычаи, обряды, создавая пеструю этническую мозаику строения этом культуры. Но это была одна сторона дела, другая заключалась в том, что город явился местом бурного развития специфическим фольклористических образований, получивших название фольклоризма, а также организованных любительских структур и художественной самодеятельности.

Взятые из фольклорной бытовой практики фольклорные музы­кальные инструменты, бытовое пение, фольклорный театр, танец сформировали мощный пласт явлений вторичного, или сцениче­ского, фольклора. Начало этому было положено в конце XIX - начале XX в. такими известными деятелями народного искусства, как В.В.Андреев, Н.И.Привалов (народные инструменты. – народ­ный оркестр), М.Е.Пятницкий (народное пение - народный хор), Т.А. Устинова, И.А.Моисеев (народный танец - ансамбль народ­ного танца), К.С.Станиславский, Н. Бунаков (любительский театр).

Этот слой народной культуры не только бурно развивался и стал включать в себя десятки тысяч образований (ансамблей, ор­кестров, хоров и т.п.), но и вызвал и вызывает весьма неодно­значную оценку как явление народной культуры (Гусев В.Е. Фольклор и социалистичекая культура: К проблеме современного фольклоризма//Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 7-27.). Эта важная чер­та в развитии народной культуры России и других стран, т.е. она стала международным явлением. В конце XIX в. французский ис­следователь П.Себийо ввел специальный термин "фольклоризм" для обозначения нового течения в фольклоре, который стал рас­сматриваться специалистами как экстракт фольклора, фольклор из вторых рук, вторичные формы фольклора, вторичная экзистенция фольклора и т.п.

Фольклоризм явился, с одной стороны, следствием приспособ­ления, адаптации архаического фольклора к городской культуре, его трансформации в соответствии с канонами этой культуры, сложившихся эстетических предпочтений, наконец, кардиналь­ного изменения устоев жизни миллионов людей, потребовавших этнической идентификации особого типа. С другой стороны, фольклоризм — ответ города на все ускоряющийся темп урбаниза­ции, на подмену культуры цивилизацией, на изменение положе­ния человека в истории и во времени. Именно в этом кроется от­вет на вопрос о предпосылках возникновения фольклоризма, а не в развитии международного туризма и коммерциализации фольк­лора. Последнее также следствие урбанизационных процессов и развития средств передвижения и массовой информации.

Явление фольклоризма не примета развития фольклора XIX-XX вв. Его изна­чальная природа заложена в первых искусственных попытках представить фольк­лорное явление (пение, музыка, танец, народное действо) зрителю, слушателю, т. е. в отчуждении фольклорного текста от того, чье мировоззрение он отражает. Возмож­но, что уже княжеский двор Х-ХIII вв. стал первым свидетелем этого отчуждения, инспирировал появление фольклоризма. Город, городской посад катализировали этот процесс, придав ему культурологический и социологический характер. Явление фольклоризма столь же многолико, как и сам фольклор, и понять его сущность возможно лишь увязав с глобальными процессами, происходящими в жизни личности, государства, общества.

Важно подчеркнуть, что фольклоризм, возникнув в городской культуре, постепенно отвоевывал духовное пространство у архаического фольклора и стал характеристикой развития деревенской традиционной культуры, в которой также появились организованные фольклористические структуры.

Город не только явился родоначальником фольклоризма как особого слоя в народной культуре, но и сформировал принципиально новые художественные образования - бытовые компилятивные формы творчества и художественную самодеятельность. Они возникли на стыке "ученой традиции" и бытового музицирования, игры на музыкальных инструментах, драматической игры и представляли собой новый пласт культуры, функционирующий по аналогии с фольклорной традицией. Разница заключалась, во-первых, в том, что передавались образцы этой культуры не устным, а в основном письменным путем; во-вторых, образцами художественной деятельности служили как образцы традиционной, так и элитарной культуры — романсы, игра на музыкальных инструментах, пьесы драматургов, чтение вслух модных романов; в-третьих, носителями этого слоя народной культуры стали выступать рабочие, мещане, интеллигенция, дворянство, студенчество и др. Эта культура появилась и в деревне в среде сельской интеллигенции, разночинцев, приезжавших "просвещать" и облагораживать деревню. Получила она достаточно широкое развитие и в советское время, когда у отдельных кругов сельской интеллигенции сформировалась своя собственная субкультура со своими понятиями о моде, престижности, имидже и т.п. В этом слое культуры налицо все приметы ее "городского" происхождения: индивидуализация, опора на специальную учебу, камерность, следования моде, замкнутость, ограничение публики кругом особых ценителем данного искусства.

Нельзя не сказать еще об одном слое народной культуры, истом которого также находится в городе. Речь идет о художественной самодеятельности как особом типе социально организованной культурно-творческой деятельности. Это тип народной культуры ближе всех примыкает к элитарной культуре по своим эстетическим и организационным принципам, способу отражения действительности, специальному статусу ее носителей.

Художественная самодеятельность как массовое явление возникла в конце XIX в. в виде первых организованных любительских хоров, оркестров, театров. Они были ориентированы на сложившиеся к тому времени профессиональные художественные коллективы — театры, хоры, ансамбли, оркестры и взяли за основу природу их развития (Каргин А.С. Народное художественное творчество. Формы. Свойства. Структура. М., 1990.).

В советское время этот вид любительской практики получил статус наибольшего благоприятствования и стал приметой сель­ской культуры (Более подробно о каждом из слоев народной культуры см. специальную лекцию во II разделе.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.