I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
— узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
— отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
— осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
— принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
— варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. Формирование связной речи.
3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
4. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР»
Не-дели
Заня-тия
Темы
и содержание
коррекционной
работы
Грамматические
и лексические темы, используемые на занятиях
Развитие неречевых процессов[9]
Сентябрь
I
Фронтальное обследование
II
I этап (диагностический)
III
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
IV
II этап (подготовительный)
IV
Развитие ручной моторики
Семья. Дом
Продолжение табл.
Октябрь
I
Логопедический массаж
Детские игрушки
Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференциа-ция неречевых зву-ков, слогов и слов, близких по звуко-вому составу)
Развитие артикуляционного аппарата
Ранняя осень. Цветы
II
Дыхательные упражнения
Ранняя осень. Деревья. Грибы
Уточнение пространственно-временных представлений
Животные домашние и дикие
III этап (коррекционный)
III
Постановка и автоматизация свис-тящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с]
Звук и буква «с». Транспорт
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»
Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [с]
Звук и буква «с». Осень в картинах русских художников
Отработка понятий «правый» и «левый».
Упражнение «Разноцветные точки»
IV
Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в
Звук и буква «с». Осень. Перелетные птицы
Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений предлоги
Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [С]
Звук [с']. Буква «с».
Поздняя осень (предзимье)
Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка.
Игра «Что это?». Упражнения «Сос-тавление фигуры из разрозненных дета-лей», «Использование игр с постройками из кубиков», «Состав-ление узоров из гео-метрических фигур», «Лабиринты»
Ноябрь
I
Каникулы
II
Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [С]
Звук [с']. Буква «с»
Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»
Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [з]
Звук и буква «з»
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания
Продолжение табл.
III
Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [з']
Звук и буква «з»
Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и устойчивости зри-
тельного внимания
Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [з]
Звук и буква «з»
Усиление концентрации слухового внимания
IV
Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [з']
Звук [з']. Буква «з»
Упражнения, направ-ленные на трениров-ку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»
Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [ц]
Звук и буква «ц». Цирк
Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания
Декабрь
I
Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [ц]
Звук и буква «ц». Зима, изменения в природе. Рассказ по сюжетной картине «Зима»
Продолжение табл.
Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц]
Звук и буква «ц». Зима, зимующие птицы
Развитие памяти. Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы, отве-чающие понятиям прямо или косвенно»
II
Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц]
Звук и буква «ц». Бумага: изготовление, виды, применение
Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]
Звук и буква «ш». Посуда: виды, материал
Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы и их эмоциональная окраска»
III
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш]
Звук и буква «ш». Зима. Зимние забавы и развлечения
Упражнения на осоз-нанное восприятие.
Упражнение «Осоз-нание визуального материала»
Продолжение табл.
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш]
Звук и буква «ш». Дикие животные и птицы
Упражнения на осоз-нанное восприятие.
Упражнение «Осоз-нание словесного материала»
IV
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш]
Звук и буква «ш». Комнатные растения
Упражнения на осознанное восприятие.
Упражнение «Оживление»
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш]
Звук и буква «ш». Зимующие птицы. Сказка Л.Н. Толстого «Ворона и рак». Серия сюжетных картинок «Кормушка для птиц»
Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала.
Упражнения «Двой-ная стимуляция памяти», «"Нелогич-ные" парные ассоци-ации слов»
Январь
I
Каникулы
II
III
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях).Звук [ш]
Звук и буква «ш». Домашние и дикие животные (повторение)
Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»
Продолжение табл.
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]
Звук и буква «ш». Животные наших лесов. Домашние животные (повторение)
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован»
IV
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж]
Звук и буква «ж». Хищные и травоядные животные
Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики», упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж]
Звук и буква «ж»
Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления.
Упражнение «Фор-мирование искус-ственных понятий»(по Л.С. Выготскому — Л.С. Сахарову)
Февраль
I
Постановка и автоматизация шипящих звуков
Звук и буква «щ»
Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-
Продолжение табл.
(изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ]
кого мышления.
Упражнение «Форми-рование умения отде-лять форму понятия от его содержания»
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ]
Звук и буква «щ»
Упражнения, направ-ленные на развитие абс-трактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»
II
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ]
Звук и буква «щ»
Упражнения, направлен-ные на развитие абстрак-тно-логического мышле-ния. Упражнение «Фор-мирование умения выде-лять существенные при-знаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач»
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч]
Звук и буква «ч» Чайная посуда
Упражнения, направлен-ные на развитие абстрак-тно-логического мышле-ния. Упражнение «Фор-мирование способности оперировать смыслом»
Продолжение табл.
III
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч]
Звук и буква «ч». Гости на пороге. Этикет
Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч]
Звук и буква «ч»
Формирование умения планировать свои действия
IV
Дифференциация звуков [с—ш]
Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)
Дифференциация звуков [з—ж]
Формирование умения действовать по правилу и разных видов конт-рольно-оценочных дейс-твий: планирующего, промежуточного и ито-гового видов самокон-троля. Упражнение «Офицер-солдат»
Март
I
Дифференциация звуков [ч—щ]
Ранняя весна. Первоцветы
Формирование умения действовать по правилу и разных видов конт-рольно-оценочных действий: планирую-щего, промежуточного и
Продолжение табл.
итогового видов само-контроля. Упражнение «Поиск клада»
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «л». Восьмое марта. Семья
Формирование приемов самоконтроля.
Упражнение «Фабрика игрушек»
II
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «л». Перелетные птицы
Формирование приемов самоконтроля.
Упражнение «Сделай так же»
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «л». Почта. Профессии
Формирование приемов самоконтроля.
Игра «Число-контролер»
III
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «л». Строительство
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «л»
Продолжение табл.
Каникулы
Апрель
I
Постановка и авто-матизация звука [л'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звуки [л — л']. Буква «л». Рыбы
Постановка и авто-матизация звука [л'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звуки [л—л']. Буква «л». Лес, сад, парк. М. Пришвин «Золотой луг»
Развитие произвольности.
Игра «Пуговица»
II
Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «р». Птицы.
И.С. Тургенев «Воробей»
Развитие произвольности.
Игра «Кто сегодня именинник»
Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, пред-ложениях)
Звук и буква «р». Птицы, насекомые. В. Бианки «Приключение муравьишки»
Развитие произвольности.
Игра «Хитрые картинки»
III
Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, пред-ложениях)
Звук и буква «р». Транспорт, физ-культура, спорт
Развитие произвольности.
Игра «Веселые человечки»
Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «р». Книги. Беседа о книгах
Развитие произвольности.
Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»
Окончание табл.
IV
Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук и буква «р». Времена года. Рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Постановка и автоматизация звука [р'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звуки [р—р']. Буква «р». Времена года. Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Май
I
Постановка и автоматизация звука [р'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)
Звук [р—р'].
Буква «р»
Дифференциация звуков [л—р]
II
Дифференциация звуков
[л—р—л'—р']
Согласные звуки
[л—р—л'—р'].
А. Милн «Винни-Пух и все-все-все...». Прогулка по лесу
IV этап (оценочный)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
III
Фронтальное обследование
IV
Приложение 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ (на основе нарушений фонемного распознавания)»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление