Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цикличность эволюции. Человек как космическое существо




Прежняя механистическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности и энтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина (1984 г.) по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им но­вый принцип, лежащий в их основе, — порядок через флуктуацию. Дальнейшие исследования показали, что это­му принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях — от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.

На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объе­диняющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем. Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более но­вые динамические режимы сложности. Всякий раз, когда какие-либо системы в любой области начинают задыхаться от энтропийных отходов, они мутируют в направлении но­вых режимов. Одна и та же энергия и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, будь то материя, информация или ментальные психические процессы. Мик­рокосм и макрокосм являются аспектами единой эволю­ции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции.

По теории британского биолога Р. Шелдрейка, изло­женной в его книге «Новая наука жизни» (1981 г.), фор­ма, развитие и поведение организмов определяются «мор­фогенетическими полями», которые в настоящее время еще не могут быть измерены физикой, но эти поля создаются формой связи через пространство и время и обладают ку­мулятивными свойствами. Если у достаточного числа пред­ставителей вида развились какие-то организменные свой-


ства или особые формы поведения, это автоматически пе­редается другим особям, даже если между ними нет обыч­ных форм контакта. Какой бы неправдоподобной и абсур­дной ни казалась эта теория механически ориентирован­ному уму, она проверяема, и уже сейчас, на своем раннем этапе, она подтверждается экспериментами на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне осознает, что его теория имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорит о ее связи с юнговской концепцией коллективного бессоз­нательного. К. Юнг еще в 30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и ин­дивидуального бессознательного компонента, между кото­рыми происходит непрерывный обмен энергией, существу­ет еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созида­тельной космической силы.

Коллективное бессознательное, в отличие от индивиду­ального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень пси­хики. «Коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Между от­дельным человеком и другими людьми все время протека­ют процессы «психического проникновения». Юнг счи­тал коллективное бессознательное творческим принци­пом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной.

Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой сово­купность архетипов. Архетипы — «психические первооб­разы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом», — это системы устано­вок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, «это та хтоническая часть души, через которую душа свя­зана с природой, миром, космосом».

Архетипы, с одной стороны обусловливают предраспо­ложенность к поведению определенного типа, основные коллективные идеи, образы человечества в ту или иную


эпоху, а с другой стороны, влияют на физический мир, космос, являются неким связующим звеном между мате­рией и психикой.

Таким образом, Юнг положил начало трансперсональ­ной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возмож­ностью доступа к общемировому информационному полю.

Идеи трансперсональной психологии получили дальней­шее развитие в исследованиях Ассаджиоли, С. Гроффа, Ч. Тойча, К. Уилбера.

Концепция и практический опыт психотерапевтической работы доктора Ч. Тойча подтверждают, что жизнь и про­блемы людей во многом предопределяются обстоятельства­ми судьбы их предков (родителей, бабушек, дедушек, пра­бабушек, прадедушек и т. п.), «генетическим кодом». Мо­лекулы ДНК несут не только генетический код насле­дуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенный к определенным болезням, но также и генетический код, определяющий паттерны по­ведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Выявив и осознав не­благоприятный «семейный генетический код», человек мо­жет избежать участи «жертвы кода», силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий «перестроить свой генетический код» (хотя это сложно), эволюционировать, совершенствовать себя, свою жизнь, судьбу.

Рассматривая мысль человека как мощную силу, как энергетическую волну, а разум — как электромагнетичес­кий бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных и все объекты неживой природы, следует признать, что в этом поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту, и волны, излу­чаемые мозгом, направляются каждым человеком подхо­дящему принимающему сознанию, с тем, чтобы возбудить соответствующий отклик. Причем излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Таким образом, происходит психическое взаимодействие (взаимо­влияние, обмен информацией и проблемами) между людь­ми на неосознаваемом уровне. Каждый человек отража-


ет подсознание другого человека, возможна передача ин­формации и состояний из бессознательной сферы одного че­ловека в бессознательную сферу психики другого (особенно если они находятся в близких отношениях: супруги, ро­дители и дети, друг, близкий коллега) и даже животных (животные отражают психическое состояние своих вла­дельцев).

Ч. Тойч показал, что человек свои проблемы, свой стресс может проявлять тремя способами:

- внутричеловеческий, когда человек проявляет, выражает
свой собственный стресс через недомогание, болезни, пе­
реедание, злость, алкоголизм, смерть или другие формы,
являющиеся генетически предсказуемыми;

- межчеловеческий, когда проблема, стресс вытесняется
у человека-репрессора на бессознательный уровень и
неосознанно проецируется, передается другому чело­
веку (экспрессору)
на бессознательном уровне. Таким
образом, экспрессор (это может быть супруг, ребенок,
друг) будет ощущать подсознательно этот стресс и вы­
ражать его внешне в разных формах (злость, болезни,
пьянство, наркомания), т. е. быть невольной «жертвой»
«заразного чужого стресса». При этом репрессор —
первоисточник стресса — кажется спокойным, здоро­
вым, благополучным;

- генетический, когда потомкам посредством генетичес­
кого кода передаются те проблемы, которые не преодо­
лены человеком; и дети, внуки, правнуки являются не­
вольными «жертвами» проблем и «грехов» своих пред­
ков. Чем серьезнее недостаток или проблема, тем быст­
рее он переходит к потомкам, причем неустраненный
стресс предка будет развиваться по своей интенсивно­
сти, т. е. он передается из поколения в поколение и
усиливается современными ситуациями. Этот бессозна­
тельный процесс передачи будет продолжаться до тех
пор, пока не произойдет случайная модификация, или до
тех пор, когда один или несколько потомков решат эту
проблему и сделают внутреннюю сознательную попытку
все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем
и поведения. Таким образом, смысл жизни многих
людей — преодолеть проблему предков, очистить
ДНК и не создавать новых тягостных проблем, за
ко-


торые будут расплачиваться потомки. Соединение ге­нетических, бессознательных и сознательных факторов образует основное внутреннее направление (ОВН), в

соответствии с которым человек движется по жизни, зачастую независимо от своих сознательных реакций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Так, «жертва» не может быть без «преследова­теля», образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Только когда мы изме­ним наше сознание, мы можем преобразовать нежела­тельный паттерн поведения, нежелательный семейный код проблем «для блага нас и наших потомков». Опи­санная выше концепция Ч. Тойча психогенетики и виктимологии раскрывает один из аспектов тесной вза­имосвязи человека с предками и потоками, «психиче­ской неосознаваемой связи» людей друг с другом. Трансперсональная психология подчеркивает, что чело­век взаимосвязан не только с предками, потомками, дру­гими людьми и всем человечеством, но и со всем миром, биосферой, космосом, Вселенной. Эти положения созвуч­ны идеям Вернадского о биосфере и ноосфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.