Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы языковых значений




Существует несколько классификаций языковых значений:

1) По источнику выражаемой знаком информации различаются а) объектные
значения - когда источник информации находится в объективном мире; б)
субъектные значения - когда источник информации находится в сознании; в)
структурные значения - когда источник информации находится в языковой
структуре. Эти типы значений соотносимы с денотативным, сигнификативным
и структурным.

2) По функциям различаются: номинативные, сигнификативные, дейктические, экспрессивные и коммуникативные значения.

3) По соотношению значений в системе языка различаются: значения
производящие — производные, немотивированные — мотивированные,
прямые — переносные, синонимичные — антонимичные, моносемные —
полисемные, языковые — речевые.

4) По отношению к профессиональной и социальной структуре общества
различаются: а) значения литературные — диалектные — жаргонные;

б) общеупотребительные — профессиональные; в) терминологические — образные.

5) По материальному репрезентатору информации различаются: фонетическое
значение, значение морфем, лексическое значение, словообразовательное
значение, морфологическое значение, синтаксическое значение,
фразеологическое значение.

а) Лексическое значение — это исторически и социально закрепленная связь между акустическим образом слова и мыслительной копией отраженного в сознании предмета. Например, дружба — «отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов». Значения лексических единиц предметно ориентированы, имеют отчетливые внеязыковые корреляты (устойчивые связи). Слово - аутосемантичная единица, так как имеет семантическую самостоятельность.

б) Грамматические значения тоже представляют собой некоторые факты сознания, хотя и не столь явно предметно ориентированные. Некоторые виды грамматических значений являются абстракциями абстракций. Об однородности грамматических и лексических значений свидетельствует происхождение грамматических форм и их значений от слов.

Образование грамматической формы и ее значения происходит по единому в языке способу. Лексическое значение исторически выступает внутренней формой грамматического значения. Например, в русском языке личные окончания глаголов образованы из личных местоимений. По мере развития отвлечения сглаживается заложенное в форме представление. Внутренняя форма теряется.

Грамматические значения - это формально выраженные, абстрактные, высоко обобщенные значения, отражающие через посредство лексических значений сущности и явления внеязыковой действительности или синтаксические отношения и свойства слов. Однородностью своих значений, выполняемыми функциями грамматические значения объединяются в совокупности, которые называются грамматическими категориями. Эти категории могут быть свойственны одной части речи, например, в русском языке есть глагольные категории времени, лица, наклонения, вида. Они могут быть свойственны разным частям речи, например, категория числа.

Различаются морфологические и синтаксические грамматические значения.

Морфологические значения - это значения частей речи и их внутренних категорий: наклонения, времени, вида, залога, падежа, числа. Морфологическое значение - это внутренняя сторона словоформы, состоящая из отдельных элементов грамматического значения. Например, внутренняя сторона словоформы «столик» выражает следующие грамматические значения: 1)предмет, 2) неодушевленный предмет, 3) маленький предмет, 4) один предмет, 5) предмет мужского рода.

Синтаксическое значение — это типовое значение синтаксических единиц одинакового строения, выражающее связь между чем-либо. Синтаксическое значение состоит из двух признаков: 1) признаков семантико-реляционного порядка типа субъект, объект, место, время, отражающих связи объектов действительности; 2) признаков функционально-коммуникативного характера, указывающих на то, как представляются в синтаксических структурах связи действительности: для кого, с какой целью, в каком направлении.

Основными типами синтаксических значений являются «предикативность», «модальность», «синтаксическое время», «синтаксическое наклонение». К разновидностям синтаксических значений относятся значения словосочетания и предложения.

И словосочетание, и предложение представляют собой сложные структурные образования, в которых выделяются разные уровни семантики. Первый уровень представляет собой конкретное содержание, или речевой смысл. По В.В. Виноградову, словосочетания выражают «расчлененные понятия», то есть конкретизированные субъектные, объектные, глагольные, атрибутивные, обстоятельственные значения в зависимости от грамматически главного слова словосочетания: высокий дом, рубить дрова, готовый к сопротивлению, легко обыграть, низко над землей. Конкретные содержания, или смыслы словосочетаний не представляют собой простой суммы входящих в их состав значений слов.

Второй уровень семантики словосочетаний - это синтаксическое значение модели словосочетания.

Типовое значение модели предложения представляет собой результат регулярного соотношения грамматических значений форм слов, образующих модель, с их лексическими значениями. Это предельно отвлеченный, структурный, грамматически и лексически организующий уровень. Значение модели есть результат ее отвлечения из содержания на основе анализа множества высказываний определенного порядка. Структурная схема предложения и ее типовое значение малоинформативны при передаче конкретного сообщения. Информативным является предметный, содержательный уровень. Но тем не менее схема и ее типовое значение выступает структурно-грамматической и семантической формой, в которую отливается индивидуальный смысл предложения, представляющий цель сообщения. Абстрактный уровень относит обозначаемые явления к определенным типам и разрядам. Следовательно, абстрактный уровень семантики, заключенная в нем логико-грамматическая схема - это классификационная часть семантики. Распространенное представление о высказывании как о самостоятельной синтаксической единице в отрыве от абстрактной модели и ее значения неправильно, так как без них смысл невозможен, не существует как семантическое явление.

Среди предложений выделяются воспроизводимые, устойчивые предложения с особым типом значения - постоянным обобщенным содержанием: пословицы и крылатые выражения: Старый конь борозды не портит, У каждой пташки свои замашки, А Васька слушает да ест. В таких языковых единицах закрепляется образно выраженное суждение, имеющее разные семантические планы: буквальный и переносный.

В структуре такого знака выделяются уровни: а) типовое значение модели предложения; б) буквальное значение знака-предложения, его внутренняя форма; в) языковое значение предложения, представляющее собой суждение, мотивированное внутренней формой предложения; г) смысл предложения, отражающий определенную конкретную ситуацию.

Пословица выражает суждение о действительности, закрепленное в семантической системе языка. Суждение носит обобщенный характер, распространяет значение истинности на множество ситуаций.

Таким образом, предложение, как и слово, имеет сложную семантическую структуру, в которой выделяются уровни, обращенные как к семантической и грамматической системе языка, так и к действительности,

в) Особый статус в пределах грамматического значения имеют значения

морфем. По словам Юрия Сергеевича Маслова, значение морфемы - это всего лишь молекула смысла, полуфабрикат. Вне слова значение морфемы остается диффузным, плохо определяемым. Морфемы синсемантичны, то есть имеют сопроводительные значения по отношению к слову.

Корневые морфемы несут конкретные лексические значения. Грамматическим значением корня является выражение отношения вещественной части к родственным словам.

Словообразовательные морфемы выражают групповые лексические зна­чения: признак, действие, деятель, устройство, детеныш. Грамматическим значением словообразовательного аффикса является выражение принадлежности к определенному содержательному разряду слов. Словоизменительные морфемы также выражают лексические значения высокого уровня абстрагирования. Например, значения рода или класса существительных, одушевленности / неодушевленности, вещественности и собирательности. Но словоизменительные морфемы во многих случаях выражают и синтаксические значения. Это падежные флексии типа дороги (им. п. мн.ч.), дороги (род. п. ед.ч.), дороги (вин. п. мн.ч.). Грамматическим значением флексии является выражение принадлежности к определенному формальному классу.

Таким образом, особой «морфологической» семантики не существует. Морфемы - проявление языковой техники.

г) Словообразовательное (деривационное) значение - это обобщенно-грамматическое значение, которое вырастает из лексических значений серии новых слов. Например: сеятель, ваятель, учитель, освободитель, водитель, строитель, мыслитель, руководитель. Словообразовательное значение связано с грамматической категоризацией действительности. Оно представля­ет собой «рубрики основных понятий», называемых производными словами. В обозначении понятий одного класса, одной «рубрики» функционально сближаются различные словообразовательные показатели, что дает основание обобщать их в «словообразовательные поля». Например, «рубрика» со значением деятеля заполняется существительными, образованными от основ глагола, существительного, прилагательного с помощью соответствующих суффиксов: строитель, заправщик, ходатай, борец, защитник, силач.

Итак, словообразовательным называется значение производного слова, заключающееся в указании на класс объектов наименования. Оно занимает среднее положение между лексическим и грамматическим значениями. С одной стороны, оно, как лексическое значение, обладает определенной понятийной отнесенностью, а с другой - регламентируется внутриязыковыми закономерностями, находится «под давлением» грамматической системы, неразрывно связано с категориальными и внутрикатегориальными грамматическими значениями.

Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта. Оно выявляется путем сопоставления мотивированных и мотивирующих слов. В процессе формирования словообразовательного значения осуществляются две речемыслительные операции - 1) мысленное подведение обозначаемого под известный класс явлений, то есть категоризация и отождествление обозначаемого; 2) его мысленное сравнение с другим явлением действительности. За словообразовательным значением стоит тысячелетний опыт человека и его умение обобщать факт, абстрагировать наблюдаемое, умение классифицировать типы отношений.

Носителем словообразовательного значения выступают слова, обладающие одним и тем же словообразовательным показателем и образующие один словообразовательный тип. Например, глаголы с суффиксом -е- в русском языке, образованные от прилагательных и имеющие значение «приобретать признак, названный прилагательным»: белеть, краснеть, зеленеть.

д) Выделение в относительно самостоятельный уровень языковой структуры фразеологических единиц ставит перед исследователями вопрос о специфике фразеологического значения. Проблема фразеологического значения разрабатывается в трудах Александра Ивановича Молоткова, Власа Платоновича Жукова, Александра Владимировича Кунина, Aлина Mихайловна Мелерович.

Своеобразие фразеологического значения обусловливается косвенно-производной сущностью самого фразеологизма. Фразеологическое значение формируется в результате взаимодействия семантических единиц разных структурных уровней языка: лексических, морфологических и синтаксических. В процессе такого межуровневого взаимодействия в семантической структуре фраземы фиксируются отдельные семантические элементы фраземообразующих компонентов, а также порождаются новые ассоциативно-образные смыслы. Фразеологическое значение закрепляет в сознании результаты интеллектуально-эмоционального отражения не столько мира предметов, сколько мира образного, эмоционального, психического, данного через призму «переживания» соответствующих ситуаций. Фразеологическое значение является особым элементом языкового сознания, который порождается лингвокреативным типом мышления. Лингвокреативное мышление включает в себя те элементы языкового сознания, которые направлены на «порождение» новых языковых сущностей путем трансформации уже имеющихся в языке единиц. Такое мышление оперирует ассоциациями, возникающими на базе понятий, уже закрепленных в данном языке в форме значений: расшибиться в лепешку. Итак, фра­зеологическое значение — это особый элемент языкового сознания, результат лингвокреативного мышления, отображающий внутренний мир человека путем межуровневого взаимодействия уже закрепленных в данном языке семантических единиц.

е) По традиционному представлению, единицы низшего, фонетического уровня значением не обладают. Этому представлению противостоит точка зрения Александра Павловича Журавлева, изложенная им в монографии «Фонетическое значение» (1974). Если понимать содержательность языковой формы как символическое значение, то возникает возможность считать символику звуков речи фонетическим значением. Так же как и другие типы языкового значения фонетическое значение имеет свою специфику. Фонетическое значение нельзя охарактеризовать путем указания денотата, так как он в данном случае отсутствует. Единственно возможный путь описания звуковой символики -перечисление оценочных признаков. Фонетическое значение не осознается носителем языка.

По мнению А.П. Журавлева, носителем фонетического значения является звукобуквенный психический образ, который формируется под воздействием звуков речи, но осознается и четко закрепляется лишь под влиянием буквы. Предпосылкой возникновения фонетического значения является способность мозга устанавливать условно-рефлекторные связи между предметом или его действием и сопровождающими их звуками. В результате звук может замещать собою предмет/действие, то есть становиться их символом. Так возникает символическое значение звуков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 3623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.