Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный блок ПК

Пример

Представление знаний в виде семантических сетей

Лабораторная работа №2

Цель: Ознакомиться с моделями знаний в форме семантических сетей и приобрести навыки программирования подобных моделей на языке Prolog.

 

Семантической сетью является структура данных, имеющая определенный смысл как сеть. Узлы сети соответствуют понятиям и объектам, а дуги – отношениям между объектами. В виде семантической сети можно представить описание арки. “Арка – это перекладина опирающаяся на две опоры несоприкасающиеся между собой”. Узлами сети будут являться элементы конструкции арки, а дугами – отношения между ними.

Дуги показывают следующие отношения:

1 – является частью;

2 – должны соприкасаться;

3 – не должны соприкасаться.

На формализованном языке рисунок можно описать следующим образом:

(арка одну_часть_составляет опора_1)

(арка одну_часть_составляет опора_2)

(арка одну_часть_составляет перекладина)

(перекладина опирается_на опору_1)

(перекладина опирается_на опору_2)

(опора_1 не_должна_касатся опары_2)

(опора_2 не_должна_касатся опары_1)

Составим семантическую сеть модели знания, в которой установим связь между радиоприёмником, телевизором, а также холодильником и их функциями, и при этом учтем про их общую взаимосвязь – электричество. Графическое представление сети показано на рисунке 1.

Рис. 1. – Семантическая сеть

Например, можно составить предикат может, который укажет взаимоотношение между функцией холодильника и самим холодильником:

может(холодильник, замораживать).

Предикат является устанавливает взаимосвязь между холодильником телевизором и приемником:

является(холодильник, бытовой_прибор).

является(телевизор, бытовой_прибор).

При программировании на Prolog’е сеть создаётся из подобных предикатов, устанавливающих отношения между элементами сети.

PREDICATES

является(symbol, symbol)

может(symbol,symbol)

имеет(symbol, symbol)

CLAUSES

является(радио_приемник, бытовой_прибор).

………

может(телевизор, показывать_изображение).

………

может(Обьект, Свойство):- имеет(Обьект, Свойство).

% это правило наследования

может(Наследник, Наследство):- является(Наследник, Родитель),

может(Родитель, Наследство).

имеет(бытовой_прибор, шнур_питания).

GOAL

может(Кто, воспроизводить_звук).

Задание.

1. По заданному взаимоотношению или объекту составить модель знаний в виде семантической сети и изобразить ее графически. В семантической сети должно быть не менее 7-и элементов. Каждый элемент должен характеризоваться свойствами или функциями (3 и больше).

Например, при построении семантической сети арки рассматривать свойства колон (опора 1 сделана из кирпича, опора 2 – металл, перекладина деревянная). Тогда в разделе цели возможно определить материалы требуемые для построения арки.

2. Полученную модель знаний реализовать в виде программы на языке Prolog.

3. Составить цели (не менее 4 шт.), которые можно достигнуть по вашей модели знаний. При реализации цели должно быть задействовано как можно большее количество связей сети.

Варианты:


1. Транспортное средство – бензин

2. Игра – спорт

3. Растение – земля

4. Книга – библиотека

5. Аудитория 3315

6. Лекционная аудитория №3

7. Холл 3-го корпуса

8. Холл 5-го корпуса

9. Холл 1-го корпуса

10. Актовый зал КузГТУ

11. Письменный стол

13. Продукт питания – магазин

14. Врач – больница

15. Банкноты – деньги

16. Инструменты – железо

17. Ученик – школа

18. Студент – институт


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи | История семантических сетей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.