КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системный блок ПКПример Представление знаний в виде семантических сетей Лабораторная работа №2 Цель: Ознакомиться с моделями знаний в форме семантических сетей и приобрести навыки программирования подобных моделей на языке Prolog.
Семантической сетью является структура данных, имеющая определенный смысл как сеть. Узлы сети соответствуют понятиям и объектам, а дуги – отношениям между объектами. В виде семантической сети можно представить описание арки. “Арка – это перекладина опирающаяся на две опоры несоприкасающиеся между собой”. Узлами сети будут являться элементы конструкции арки, а дугами – отношения между ними. Дуги показывают следующие отношения: 1 – является частью; 2 – должны соприкасаться; 3 – не должны соприкасаться. На формализованном языке рисунок можно описать следующим образом: (арка одну_часть_составляет опора_1) (арка одну_часть_составляет опора_2) (арка одну_часть_составляет перекладина) (перекладина опирается_на опору_1) (перекладина опирается_на опору_2) (опора_1 не_должна_касатся опары_2) (опора_2 не_должна_касатся опары_1) Составим семантическую сеть модели знания, в которой установим связь между радиоприёмником, телевизором, а также холодильником и их функциями, и при этом учтем про их общую взаимосвязь – электричество. Графическое представление сети показано на рисунке 1. Рис. 1. – Семантическая сеть Например, можно составить предикат может, который укажет взаимоотношение между функцией холодильника и самим холодильником: может(холодильник, замораживать). Предикат является устанавливает взаимосвязь между холодильником телевизором и приемником: является(холодильник, бытовой_прибор). является(телевизор, бытовой_прибор). При программировании на Prolog’е сеть создаётся из подобных предикатов, устанавливающих отношения между элементами сети. PREDICATES является(symbol, symbol) может(symbol,symbol) имеет(symbol, symbol) CLAUSES является(радио_приемник, бытовой_прибор). ……… может(телевизор, показывать_изображение). ……… может(Обьект, Свойство):- имеет(Обьект, Свойство). % это правило наследования может(Наследник, Наследство):- является(Наследник, Родитель), может(Родитель, Наследство). имеет(бытовой_прибор, шнур_питания). GOAL может(Кто, воспроизводить_звук). Задание. 1. По заданному взаимоотношению или объекту составить модель знаний в виде семантической сети и изобразить ее графически. В семантической сети должно быть не менее 7-и элементов. Каждый элемент должен характеризоваться свойствами или функциями (3 и больше). Например, при построении семантической сети арки рассматривать свойства колон (опора 1 сделана из кирпича, опора 2 – металл, перекладина деревянная). Тогда в разделе цели возможно определить материалы требуемые для построения арки. 2. Полученную модель знаний реализовать в виде программы на языке Prolog. 3. Составить цели (не менее 4 шт.), которые можно достигнуть по вашей модели знаний. При реализации цели должно быть задействовано как можно большее количество связей сети. Варианты: 1. Транспортное средство – бензин 2. Игра – спорт 3. Растение – земля 4. Книга – библиотека 5. Аудитория 3315 6. Лекционная аудитория №3 7. Холл 3-го корпуса 8. Холл 5-го корпуса 9. Холл 1-го корпуса 10. Актовый зал КузГТУ 11. Письменный стол 13. Продукт питания – магазин 14. Врач – больница 15. Банкноты – деньги 16. Инструменты – железо 17. Ученик – школа 18. Студент – институт
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |