Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности роста и развития организма




Понятие о росте и развитии организма.

Рост и развитие – одна из важнейших характеристик живой материи. Под ними понимается изменения, которые происходят в организме в течение онтогенеза. Эти изменения начинаются с момента оплодотворения и заканчивается смертью организма.

Под ростом понимаются количественные изменения, происходящие в живом организме, другими словами, рост подразумевает процессы пролиферации, сопровождающиеся нарастанием количества биомассы (увеличение количества клеток, увеличение размеров клеток, что сопровождается изменением размеров организма, органов).

Под развитием понимают качественные изменения, происходящие в организме, т.е. процессы дифференцировки, которые приводят к изменению структурных и функциональных характеристик организма.

Существует представление о росте как частном случае процессов развития. Тогда говорят, что развитие включает в себя три основных процесса: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование. Появление такого подхода к трактовке понятий роста и развития – отражение единства этих процессов, их тесной взаимосвязи.

Академик И.И.Шмальгаузен в 1935 году, анализируя и теоретически обобщая данные эмбриологов, гистологов и морфологов, показал, что клеточная пролиферация и клеточные дифференцировки не могут одновременно проходить в одной и той же группе клеток, т.е. процессы роста и развития должны быть разделены в организме либо в пространстве, либо во времени.

Разделение процессов роста и развития во времени предопределяет наличие этапов возрастного развития.

К закономерностям роста и развития относятся:

1. единство роста и развития. Количественные изменения всегда сопровождаются качественными изменениями. Например, наращивание мышечной массы сопровождается увеличением силы мышц;

2. непрерывность роста и развития в течение онтогенеза. Количественные и качественные изменения продолжаются в течение всей жизни, но могут быть более или менее интенсивными, могут носить прогрессивный (приводящий к созреванию, к расцвету) и регрессивный (сопровождающийся инволюцией органа, угасанием функции) характер;

3. надежность роста и развития. Концепция биологической надежности сформулирована А.А.Маркосяном. Под ней понимают наличие резервных возможностей организма, которые обеспечивают рост и развитие в разных обстоятельствах (травма, болезнь и т.д.) и в меняющихся условиях существования. В основе надежности лежат механизмы: а) дублирования функций (2 почки, 2 глаза, 2 уха и т.д.); б) дублирования механизмов достижения адаптивного эффекта (для поддержания температуры внутренней среды организм использует мышечное сокращение, в ходе которого выделяется тепло; гормоны щитовидной железы, которые усиливают энергетический обмен в организме; механизмы теплопродукции, связанные с работой печени и почек; механизмы теплоотдачи, связанные с изменением просвета кожных сосудов, деятельность потовых желез, реакциями волосяного покрова); в) избыточности (избыточное число нервных клеток в ЦНС, многие из которых существуют как бы «про запас») и г) пластичности (одни структуры ЦНС могут брать на себя функции утраченных в результате травмы, инфекции и т.д. Например, функции мозжечка по регуляции координации движений могут брать на себя большие полушария);

4. гетерохронность – разновременное созревание функциональных систем, под которыми понимают совокупность органов и систем органов, необходимых для достижения «полезного» для организма результата, другими словами, адаптивного результата. Положение о гетерохронности развития впервые сформулировано П.К.Анохиным, который назвал свою теорию созревания организма теорией системогенеза. Под системогенезом понимается поэтапное включение и смена функциональных систем в процессе индивидуального развития. Примером гетерохронности в развитии организма может служить тот факт, что в онтогенезе сначала созревают функциональные системы, регулирующие вегетативные функции организма, а позже – регулирующие двигательные функции. Новорожденному необходимо дышать, переваривать пищу, выделять мочу и т.д., способность к передвижению появляется позже.

Гетерохронность характерна не только для организма, но и для возрастной группы: в каждой возрастной группе примерно15-20% детей опережает своих сверстников в развитии и примерно столько же отстает. Отставание в развитии носит название ретардации. Развитие ребенка идет согласно генетической программе и условиям среды, в которых живет ребенок, поэтому темпы и показатели развития всегда имеют индивидуальные отличия, которые могут соответствовать и не соответствовать среднестатистическим данным, полученным для данного возраста (см. лабораторную работу «Критерии школьной зрелости»).

Гетерохронность имеет место и в масштабе поколений: дети разных поколений могут развиваться разными темпами и в истории человечества периоды ускоренного развития (акселерация) постепенно сменялись периодами замедленного развития (деселерация). Под акселерацией понимают ускоренное физическое развитие и биологическое созревание по сравнению со сверстниками из предшествующих поколений. Деселерация – обратное акселерации явление. Последний пик акселерации имел место в 70-ые г.г. 20 века. В настоящее время наблюдается постепенное падение темпов развития – движение к деселерации. Причины этих явлений до сих пор окончательно не выяснены, но вероятнее всего в их основе лежат какие-то процессы (биоритмы) глобального биосферного, а, возможно, космического масштаба;

5. гармоничность роста и развития. Очередность созревания функциональных систем определяется задачами очередного этапа развития: вслед за функциональной системой акта сосания созревает функциональная система акта жевания и слюноотделения, что знаменует переход с молочного вскармливания на смешанное питание. Таким образом, на каждом этапе онтогенеза уровень развития организма соответствует требованиям среды и задачам дальнейшего развития. Н.П.Гундобин утверждал, что про ребенка нельзя говорить, будто он «слаб» и «немощен». Все функциональные системы маленького ребенка обладают достаточным уровнем надежности для функционирования в тех конкретных условиях, в которых ребенок живет, т.е. обеспечивают его приспособленность к реалиям окружающего мира. На этом же настаивал и И.А.Аршавский. Однако, границы адаптивных возможностей ребенка существенно уже, чем у взрослых. По этой причине ребенок предъявляет повышенные требования к условиям обитания, что определяет особые гигиенические и психолого-педагогические характеристики среды, в которой проходит рост, развитие, обучение и воспитание ребенка;

6. гетеросенситивность роста и развития – различная чувствительность развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза. Известно, что депривация, т.е. исключение некоторых внешних факторов в определенные этапы развития может фатально сказываться на развитии соответствующих функций. Например, отсутствие общения с человеком в возрасте до 3-5 лет приводит к необратимой утрате членораздельной речи и никакие последующие воздействия не могут компенсировать этот недостаток. Поиск сенситивных периодов для развития тех или иных качеств с целью его эффективного использования в учебном процессе – одна из важных современных задач физиолого-педагогических психолого-педагогических исследований.

7. Помимо сенситивных, выделяют также критические и кризисные периоды развития. Вся траектория развития характеризуется чередованием состояния устойчивого состояния и неустойчивого состояния, когда перед системой (организмом, органом, клеткой) открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего. Критический период – переломный этап в морфофункциональном развитии организма. Он завершает предыдущий период онтогенеза и начинает качественно новый этап развития. Кризисный период – период выраженных перестроек личности, происходящих в определенное время (изменение жизненной позиции, появление новых мотивов и т.д.). В таблице 1 приводится сравнительная характеристика сенситивных, критических и кризисных периодов развития.

Таблица 1

Характерные особенности сенситивных, критических

и кризисных периодов онтогенеза

 

Параметр Критический период Сенситивный период Кризисный период
Уровень организации Морфо-физиологический Психо-физиологический Психический
Уровень регуляции Низкий Средневысокий Низкий
Степень целостности системы Ослабленная Средневысокая Ослабленная
Интенсивность процессов жизнедеятельности Перенапряжение Без перенапряжения Возможно перенапряжение
Чувствительность Повышена к различным факторам небольшой силы Повышена к специфическим обучающим факторам выраженной интенсивности Повышенная к различным факторам
Направление развития Возможность выбора из нескольких путей Развитие конкретной функции Возможность выбора
Ритмичность (цикличность, периодичность) Хорошо выражена; периоды разной длительности: от нескольких часов до 6-8 лет. Может отсутствовать (например, развитие речи). Для ряда функций может иметь место (например, повторение в онтогенезе благоприятных периодов для развития памяти, внимания, мышления, двигательных функций у детей и взрослых) Хорошо выражена; периоды разной длительности
Причины нарушения развития Воздействия большой интенсивности Отсутствие специфического воздействия или его малая интенсивность Воздействия большой интенсивности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.