Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея межпредметной интеграции и ее значение в современном естественнонаучном образовании




Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении и разнообразные формы более глубокого и широкого явления – интеграции разнопредметных учебных дисциплин - являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей и разноуровневой интеграции не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Достаточно давно в мировой философии и пе­дагогике сложилось представление о том, что образование и воспитание должны быть построены на непреходящих идеа­лах и ценностях, в качестве которых могут выступать прове­ренные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм — это совокупность идей, утверждающих, что каждая личность уникальна и значима.

Именно идеи гуманизма отвечают современным требовани­ям к образованию. Они легли в основу новой парадигмы — гуманизации образования, ориентированной на та­кие общечеловеческие идеалы, как Природа, Мир, Красота, Доб­ро, Общение, Справедливость и др.

Гуманизация образования — это образовательная парадигма, которая предполагает, что обучение и воспитание ученика с це­лью развить его личность построено с учетом высших духовных ценностей человечества.

Такой подход к обучению определяет ученика как высшую ценность современного образования и поэтому направлен на развитие всех сфер его личности. Следовательно, сегодня - главной задачей школы является создание условий для разви­тия индивидуальности учащегося. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при помощи развивающих технологий, которые построены на интегративной основе. Ведущей среди них является проблемно-интегративное обучение.

Проблемно-интегративное обучение — это обучение, в кото­ром приобретение, закрепление и применение знаний и спосо­бов действий происходит одновременно с их интеграцией в процессе решения учебных проблем. Под интеграцией пони­мают объединение отдельных частей системы в единое целое.

В истории науки долгое время господствовали процессы диф­ференциации. В каждой из областей познания, посвященной де­тальному изучению своей части сложных объектов природы, был собран огромный фактический материал, разработаны методы исследований и, в конечном итоге, заложен мощный фундамент для их дальнейшего развития. Такая разобщенность наук повлия­ла на систему образования, превратив ее в структуру, состоящую из многих учебных предметов. Однако ни одна научная область не способна самостоятельно справиться с глобальными проблемами, требующими комплексных решений. Именно поэтому на совре­менном историческом этапе появилось множество интегративных научных отраслей (физическая химия, биологическая химия, геохимия, геофизика, экологическая химия и др.). Этим наукам присущи комплексные методы исследования. В отличие от узкона­правленных методов, они более эффективны и позволяют глубже проникать в сущность природных процессов и явлений, способст­вуя дальнейшей интеграции наук. Так, М.Г. Гольдфельд в своей ра­боте «Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии» (Журнал Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева. Т. XXVIII. 1983. № 5. С. 17-28) пишет:

«Интеграция естественных наук на основе их математизации, взаимопроникновения, стирания границ между отраслями есте­ствознания путем создания множества пограничных областей на стыке двух, а иногда и трех, наук и заполнение, таким образом, су­ществовавших ранее белых пятен в общей картине мира — такова генеральная тенденция современного естествознания».

Комплексные методы познания позволили глубже проник­нуть в сущность природных процессов и явлений, способствуя дальнейшей интеграции наук.

Сегодня интеграционные процессы интенсивно идут во всех сферах жизни современного общества — науке, технике, производстве — в том числе, в системе образования. Особенно глубоко интеграция затронула естественнонаучное образова­ние в основной школе. Так, предметы естественнонаучного профиля были объединены в образовательную область «Есте­ствознание», появились различные интегративные курсы для начальной и средней школы. В итоге ведущим подходом к организации и управлению предметным обучением стал интегративный подход.

Интегративный подход к обучению — это совокупность мер, применяемых ко всему учебно-воспитательному процессу и на­правленных на интеграцию содержания, средств, методов и форм обучения.

Интегративный подход предполагает синтез — переход от от­дельных единиц обучения (знаний, умений и т. д.) к многослож­ной системе. Причем синтез в обучении происходит как на уров­не специфического материала по предмету (вутрипредметная интеграция), так и на уровне знаний из нескольких учебных дис­циплин (межпредметная интеграция).

Внутрипредметная интеграция в обучении нарастает по ме­ре усвоения школьниками предметного материала. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутрипредметные связи. Системность и целенаправленность их при­менения во многом помогает школьникам понимать материал и обеспечивает осознанность и эффективность изучения хи­мии. Например, первоначально учитель раскрывает понятие «химический элемент» на атомно-молекулярном уровне как совокупность атомов одного вида. Этим определением ученики оперируют до тех пор, пока изучение химии не перейдет на уровень электронных представлений о строении атома. В результа­те произойдет качественное развитие понятия «химический элемент», которое будет определено как совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

В то же время изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика и др. Об­ращение к содержанию других курсов не только позволяет обу­чать своему предмету с большей отдачей, но также помогает решить одну из насущных проблем, хорошо знакомую многим учителям, — сокращение учебного времени в связи с перехо­дом на базовые программы обучения. Наиболее ощутимым следствием этого стало резкое усугубление ряда взаимосвязан­ных негативных явлений в образовательной практике. В связи с возрастанием учебной нагрузки затруднилось понимание и усвоение материала, что снизило качество предметных зна­ний учащихся. С другой стороны, из-за нехватки времени ис­чезла возможность усиливать интерес школьников к химии как учебной дисциплине, науке и возможной сфере будущей профессиональной деятельности.

Эти и другие недостатки образовательной практики застави­ли мастеров педагогики искать наиболее эффективные средства организации познавательной деятельности учащихся и управле­ния ею. В итоге было доказано, что возникшую проблему можно решить путем укрупнения дидактических единиц и интеграции содержания курса химии и материала других дисциплин. Фор­мируя системы понятий и обобщенных умений, выделяя при по­мощи схем-конспектов главную идею урока, можно упаковать программный материал в информативно емкие блоки, структу­рированные вокруг фундаментальных понятий, ведущих идей, законов и теорий курса, что облегчит усвоение обобщенных предметных и общепредметных знаний. Такой прием позволяет минимизировать содержание предметного обучения и более продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе. Важнейшие из них:

· формирование научного мировоззрения, экологической и валеологической (наука о здоровье и здоровом образе жизни) культуры личности;

· осознанное усвоение системных научных знаний об окру­жающем мире, месте и роли в нем человека, в том числе и знаний по химии;

· формирование гуманистических и экологических ценно­стей личности;

· овладение комплексом научных методов познания;

· формирование навыков безопасного обращения с вещест­вами и материалами как основы сохранения природы, здо­ровья и жизни человека;

· формирование опыта активной познавательной деятель­ности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы;

· развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой;

· развитие интеллектуально-творческих способностей, на­выков самообразования.

Установление взаимосвязей со смежными дисциплинами расширяет объем опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения программного материала по химии. Интеграция с теми предметами, которые кажутся школьникам достаточно привлекательными, позволяет успешно повышать интерес к химии и развивать мотивацию ее изучения: например, интеграция с прикладными дисциплинами раскрывает возможности практического применения приобретаемых химических знаний.

Таким образом, в современных условиях развития школьного образования одной из ведущих идей обучения является межпредметная интеграция (взаимосвязь содержаний нескольких учебных курсов). Механизмом ее осуществления выступают межпредметные связи, которые в комплексе с внутрипредметными связями (механизмом внутрипредметной интеграции) являются одним из методологически важных средств обучения химии и способом ее внедрения в образовательную область «Естествознание». Практическим приложением идеи межпредметной интеграции является принцип межпредметности.

Принцип межпредметности, или интеграции, — это принцип обучения, кото­рый ориентирует на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательной прак­тике школы для эффективного достижении целей и решения задач обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.