КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идея межпредметной интеграции и ее значение в современном естественнонаучном образовании
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении и разнообразные формы более глубокого и широкого явления – интеграции разнопредметных учебных дисциплин - являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей и разноуровневой интеграции не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. Достаточно давно в мировой философии и педагогике сложилось представление о том, что образование и воспитание должны быть построены на непреходящих идеалах и ценностях, в качестве которых могут выступать проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм — это совокупность идей, утверждающих, что каждая личность уникальна и значима. Именно идеи гуманизма отвечают современным требованиям к образованию. Они легли в основу новой парадигмы — гуманизации образования, ориентированной на такие общечеловеческие идеалы, как Природа, Мир, Красота, Добро, Общение, Справедливость и др.
Гуманизация образования — это образовательная парадигма, которая предполагает, что обучение и воспитание ученика с целью развить его личность построено с учетом высших духовных ценностей человечества. Такой подход к обучению определяет ученика как высшую ценность современного образования и поэтому направлен на развитие всех сфер его личности. Следовательно, сегодня - главной задачей школы является создание условий для развития индивидуальности учащегося. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за все происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при помощи развивающих технологий, которые построены на интегративной основе. Ведущей среди них является проблемно-интегративное обучение. Проблемно-интегративное обучение — это обучение, в котором приобретение, закрепление и применение знаний и способов действий происходит одновременно с их интеграцией в процессе решения учебных проблем. Под интеграцией понимают объединение отдельных частей системы в единое целое. В истории науки долгое время господствовали процессы дифференциации. В каждой из областей познания, посвященной детальному изучению своей части сложных объектов природы, был собран огромный фактический материал, разработаны методы исследований и, в конечном итоге, заложен мощный фундамент для их дальнейшего развития. Такая разобщенность наук повлияла на систему образования, превратив ее в структуру, состоящую из многих учебных предметов. Однако ни одна научная область не способна самостоятельно справиться с глобальными проблемами, требующими комплексных решений. Именно поэтому на современном историческом этапе появилось множество интегративных научных отраслей (физическая химия, биологическая химия, геохимия, геофизика, экологическая химия и др.). Этим наукам присущи комплексные методы исследования. В отличие от узконаправленных методов, они более эффективны и позволяют глубже проникать в сущность природных процессов и явлений, способствуя дальнейшей интеграции наук. Так, М.Г. Гольдфельд в своей работе «Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии» (Журнал Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева. Т. XXVIII. 1983. № 5. С. 17-28) пишет:
«Интеграция естественных наук на основе их математизации, взаимопроникновения, стирания границ между отраслями естествознания путем создания множества пограничных областей на стыке двух, а иногда и трех, наук и заполнение, таким образом, существовавших ранее белых пятен в общей картине мира — такова генеральная тенденция современного естествознания». Комплексные методы познания позволили глубже проникнуть в сущность природных процессов и явлений, способствуя дальнейшей интеграции наук. Сегодня интеграционные процессы интенсивно идут во всех сферах жизни современного общества — науке, технике, производстве — в том числе, в системе образования. Особенно глубоко интеграция затронула естественнонаучное образование в основной школе. Так, предметы естественнонаучного профиля были объединены в образовательную область «Естествознание», появились различные интегративные курсы для начальной и средней школы. В итоге ведущим подходом к организации и управлению предметным обучением стал интегративный подход. Интегративный подход к обучению — это совокупность мер, применяемых ко всему учебно-воспитательному процессу и направленных на интеграцию содержания, средств, методов и форм обучения. Интегративный подход предполагает синтез — переход от отдельных единиц обучения (знаний, умений и т. д.) к многосложной системе. Причем синтез в обучении происходит как на уровне специфического материала по предмету (вутрипредметная интеграция), так и на уровне знаний из нескольких учебных дисциплин (межпредметная интеграция).
Внутрипредметная интеграция в обучении нарастает по мере усвоения школьниками предметного материала. Основным механизмом и средством интеграции при этом выступают внутрипредметные связи. Системность и целенаправленность их применения во многом помогает школьникам понимать материал и обеспечивает осознанность и эффективность изучения химии. Например, первоначально учитель раскрывает понятие «химический элемент» на атомно-молекулярном уровне как совокупность атомов одного вида. Этим определением ученики оперируют до тех пор, пока изучение химии не перейдет на уровень электронных представлений о строении атома. В результате произойдет качественное развитие понятия «химический элемент», которое будет определено как совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. В то же время изучение любого предмета невозможно без установления взаимосвязей с учебным материалом смежных дисциплин. Для химии таковыми являются предметы естественнонаучного цикла: биология, география, физика и др. Обращение к содержанию других курсов не только позволяет обучать своему предмету с большей отдачей, но также помогает решить одну из насущных проблем, хорошо знакомую многим учителям, — сокращение учебного времени в связи с переходом на базовые программы обучения. Наиболее ощутимым следствием этого стало резкое усугубление ряда взаимосвязанных негативных явлений в образовательной практике. В связи с возрастанием учебной нагрузки затруднилось понимание и усвоение материала, что снизило качество предметных знаний учащихся. С другой стороны, из-за нехватки времени исчезла возможность усиливать интерес школьников к химии как учебной дисциплине, науке и возможной сфере будущей профессиональной деятельности. Эти и другие недостатки образовательной практики заставили мастеров педагогики искать наиболее эффективные средства организации познавательной деятельности учащихся и управления ею. В итоге было доказано, что возникшую проблему можно решить путем укрупнения дидактических единиц и интеграции содержания курса химии и материала других дисциплин. Формируя системы понятий и обобщенных умений, выделяя при помощи схем-конспектов главную идею урока, можно упаковать программный материал в информативно емкие блоки, структурированные вокруг фундаментальных понятий, ведущих идей, законов и теорий курса, что облегчит усвоение обобщенных предметных и общепредметных знаний. Такой прием позволяет минимизировать содержание предметного обучения и более продуктивно решать задачи естественнонаучного образования в школе. Важнейшие из них:
· формирование научного мировоззрения, экологической и валеологической (наука о здоровье и здоровом образе жизни) культуры личности; · осознанное усвоение системных научных знаний об окружающем мире, месте и роли в нем человека, в том числе и знаний по химии; · формирование гуманистических и экологических ценностей личности; · овладение комплексом научных методов познания; · формирование навыков безопасного обращения с веществами и материалами как основы сохранения природы, здоровья и жизни человека; · формирование опыта активной познавательной деятельности проблемно-творческого характера с применением научных методов исследования природы; · развитие представлений о науке и научных достижениях как результате творческой деятельности человека, о роли науки в существовании и развитии общества в гармонии с природой; · развитие интеллектуально-творческих способностей, навыков самообразования. Установление взаимосвязей со смежными дисциплинами расширяет объем опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения программного материала по химии. Интеграция с теми предметами, которые кажутся школьникам достаточно привлекательными, позволяет успешно повышать интерес к химии и развивать мотивацию ее изучения: например, интеграция с прикладными дисциплинами раскрывает возможности практического применения приобретаемых химических знаний. Таким образом, в современных условиях развития школьного образования одной из ведущих идей обучения является межпредметная интеграция (взаимосвязь содержаний нескольких учебных курсов). Механизмом ее осуществления выступают межпредметные связи, которые в комплексе с внутрипредметными связями (механизмом внутрипредметной интеграции) являются одним из методологически важных средств обучения химии и способом ее внедрения в образовательную область «Естествознание». Практическим приложением идеи межпредметной интеграции является принцип межпредметности. Принцип межпредметности, или интеграции, — это принцип обучения, который ориентирует на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательной практике школы для эффективного достижении целей и решения задач обучения.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |