Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация 8. Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженно




Ситуация 7

Ситуация 6

Ситуация 5

Ситуация 4

Ситуация 3

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?

У вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Вы приняли на работу молодого способного специалиста, только окончившего престижный институт. Он отлично справляется с работой. Уже закончил несколько проектов, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Во время делового взаимодействия с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

 

Семинарское занятие № 8

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Вопросы

1. Публицистический стиль: экстралингвистические и лингвистические особенности, сфера употребления.

2. Жанры: очерк, статья, заметка, аннотация, рецензия, репортаж, интервью, реклама.

3. Аргумент. Виды аргументов.

4. Спор, диспут, дискуссия, полемика.

5. Уловки в споре. (см. книгу Поварнин С. И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., любой год издания (см. главу 2 «Уловки в споре»)

 

Задания

1. Прочтите текст. Проанализируйте его лингвистические особенности. Приведите примеры из текста общественно-политической лексики, разговорной, заимствованных слов, экспрессивно окрашенных слов, а также слов, употребленных в переносном значении. С какой целью они используются автором?

Слово – полководец человечьей силы. В этом ярком и глубоком определении заключено признание могущественного воздействия слова на человека. Каждый испытал силу слова на себе. Вовремя сказанное теплое, дружеское слово ободрит, обрадует, поможет преодолеть трудности; суровое и правдивое слово критики направит на верный путь, поможет стать нравственно чище, благороднее; вдохновенное слово оратора заронит в душу жажду большого дела, мечту о подвиге, воодушевит тысячи и тысячи людей на свершение великих задач, которые народ поставил перед собой. А.Твардовский писал:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна.

Он говорил также, что слова «ведут на бой и труд». Не случайно у многих писателей и поэтов мы находим сравнение слова с оружием: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Но свою роль помощника и оружия слово по-настоящему выполняет только тогда, когда им владеют. Знать язык так, чтобы уметь точно, ясно, интересно и убедительно сказать о деле, чтобы говорить с людьми с учетом обстановки, чтобы не затрудняться при письменном изложении мыслей, - это, без преувеличения, обязанность каждого гражданина. «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» - это высказывание Горького, обращенное к писателям, относится к каждому из нас.

2. Вспомните образные средства языка

Тропы (основаны на употреблении слова в переносном значении)
  конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Женщина с завязанными глазами и весами в руках – правосудие, змея и чаша – медицина; осел – упрямство; заяц – трусость и т.д.
  троп, состоящий в употреблении имени собственно в значении нарицательного. Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин)
  вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. В саду горит костер рябины красной. (Есенин)
  вид тропа, в котором слова сближаются по смежности обозначаемых ими понятий. 1) А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. (Пушкин). 2) Вся деревня над ним смеялась. 3) Траурный Шопен громыхал у заката. (Светлов)
  частный случай метонимии, состоящий в обозначении целого через его часть. Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)
  такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ. Спит камыш. (Есенин)
  вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением. 1) Они лежали как мертвые. (Паустовский). 2) Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (Пушкин)
  образное определение предмета. Весна была жидкая, навозная. (Паустовский)
  чрезмерное преувеличение признаков предмета, явления, действия. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь)
  чрезмерное преуменьшение признаков предмета, явления, действия. …Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Гоголь)
  употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Да ты герой! (О трусливом человеке).
  описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания: город на Неве (Санкт-Петербург), страна голубых озер (Карелия), царь зверей (лев) и т.д.
Стилистические фигуры
  изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. 1) Задремали звезды золотые, /Задрожало зеркало затона… (Есенин). 2) Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой строгий, стройный вид… (Пушкин).
  стилистический прием контраста, противопоставления явлений, понятий, положений, образов, состояний. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых – нищими. (А.Толстой)
  постепенность в расположении ряда слов по степени нарастания или ослабевания. 1) Час, и другой, и третий продолжалась переправа. (А.Толстой). 2) В науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. (Достоевский)
  расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)
  соединение контрастных по значению слов, обычно исключающих друг друга: живой труп, горячий снег, долгий миг, сон наяву и т.д.
  выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе. В поисках пути. В сердечной смуте. (Пастернак)
  вопрос, не предполагающий ответа, усиливающий эмоциональность высказывания, его выразительность. С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (Кропотков)
  восклицание, при котором утверждается то или иное понятие; усиливает выражение чувства. Что за прелесть девочка! Бледненькая, хрупкая, легкая, - кажется, дунь на нее, и она улетит, как пух… (Чехов)
  обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Земля-владычица! К тебе чело склонил я. (Соловьев)
  такое построение, при котором все предложения строятся по одной и той же схеме. Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает – я не знал. (Чехов)
  фигура, позволяющая читателю или слушателю догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. (Пушкин)
  дословное воспроизведение чьей-либо речи.

 

3. Прочитайте предложения. Какие тропы и стилистические фигуры в них используются?

1) И вдруг грохот орудий расколол тишину. 2) Забушевала палата лордов. 3) Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку. 4) Новости спешат, набегая друг на друга. 5) Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища. 6) …Для нас не столь важно, что за человек перед нами – герой труда или лентяй, романтичный однолюб или развратник, пьяница или трезвенник, праведник или грешник. Для нас важно другое: убийца он или нет. 7) Мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать нашу землю, чего бы нам это ни стоило.

 

4. Назовите тропы и фигуры речи, использованные в следующих текстах.

1) Сегодня, 2 сентября, государственные и военные представители Японии подписали акт безоговорочной капитуляции. Разбитая наголову на морях и на суше и окруженная со всех сторон вооруженными силами Объединенных наций, Япония признала себя побежденной и сложила оружие.

Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне нынешней мировой войны: Германия - на западе и Япония - на востоке. Это они развязали вторую мировую войну. Это они поставили человечество и его цивилизацию на край гибели. (Из обращения Сталина к народу 2 сентября 1945 года)

2) Пять десятков лет назад великий американец, под чьей символической сенью мы сегодня собрались, подписал Прокламацию об освобождении негров. Этот важный указ стал величественным маяком света надежды для миллионов черных рабов, опаленных пламенем испепеляющей несправедливости. Он стал радостным рассветом, завершившим долгую ночь пленения.(Из Речи Мартина Лютера Кинга)

3) Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины».

5. Какие тропы и фигуры речи используются в следующих рекламных слоганах?«Raffaello» донесет Ваши чувства.Праздник к нам приходит.«Volkswagen Toureg»: технологии будущего – победа настоящего.«Kia Rio». Сделать такое мечтают многие. А мы сделали.…ведь у каждой из нас есть секрет. «Secret» - аромат от Кристины Агилера.«Сады Придонья» - сок, который мы вырастили.«Финалгон». Не дайте боли испортить Ваши планы.Кофе «Черная карта»: будешь счастливой.«Dove» - мой шелковый шоколад.«Sallton». Уход за обувью – секундное дело.«Спортмастер». Мы делаем спорт доступным.«Orbit» - самая вкусная защита от кариеса. Ешь, пей, жуй «Orbit».Мы знаем всё о безупречном торможении (реклама автомобильных шин).«Ariston»: наши идеи для вашего дома.«Ринза» есть – простуды нет.«Пустырник форте» от компании «Эвалар»: стань хозяином своих эмоций!«Йодомарин» для здоровья каждый день необходим.

6. Подготовьте рецензию и аннотацию недавно прочитанной Вами книги (просмотренного фильма) для Вашего друга (подруги). Постарайтесь сделать ее максимально информативной и интересной.

 

7. Проведите дискуссию, учитывая требования, предъявляемые для данного вида публичного спора. Выработайте критерии успешности проведения дискуссии в целом, поведение ведущего, участников дискуссии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 7583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.