Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Международные акты




В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, на­пример, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, та­моженного контроля, дорожного движения.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, — объективный факт, который отри­цательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Еди­ного административного кодекса нет и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огром­ное количество норм, которого требует правовое регулирование управления. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнитель­ной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.


6. Административно-правовые нормы: понятие, виды и структура

Нормы административного права - установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфе­ре деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принужде­нием. Норма содержит правило, модель должного поведения (дис­позицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспе­чить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

По содержанию различаются нормы материальные (определя­ют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессу­альные (закрепляют порядок, процедуры осуществления влас­ти).

Используя в качестве критерия группировки метод воздейст­вия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязываю­щие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных — федеральные, субъектов Фе­дерации (республиканские, областные, краевые, окружные), го­родские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомствен­ные, локальные (действующие в пределах отдельной организа­ции).

Иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Раз­личаются нормы законодательные и подзаконные. Последние мо­гут содержаться в указах Президента, постановлениях Прави­тельства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По уровню обобщенности правила (диспозиции) различают нормы общие и специальные. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Специальную норму можно рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, не­государственных организаций, граждан, а также разных субъек­тов.

Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределен­ное время.

Реализация норм административного права представляет со­бой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъ­ектами. Различают не­сколько форм (способов) реализации норм: 1) исполнение; 2) со­блюдение; 3) использование и 4) применение.

Исполнение заключается в активных действиях субъектов пра­ва по выполнению предписаний, содержащихся в норме.

Суть соблюдения — в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Оно отличается от исполнения пассив­ным поведением субъекта.

Применение состоит в принятии компетентным государствен­ным органом (уполномоченным должностным лицом) индивиду­ального юридически-властного решения (акта) на основе действу­ющей нормы.

Применение административно-правовых норм осуществляется в особом процессуальном порядке (например, применение административного взыскания, лицензирование, при­зыв на военную службу).

Вопрос о действии правовой нормы во времени имеет очень большое практическое значение.

Чтобы определить временные рамки действия нормы, нужно выяснить, когда она начала действовать и когда ее действие пре­кратилось. Для этого следует знать два обстоятельства: 1) дату вступления нормы в силу; 2) пределы ее действия при вступле­нии в силу.

По общему правилу, федеральный конституционный закон, федеральный закон, а значит, и содержащаяся в нем норма, всту­пают в силу через 10 дней после официального опубликования, если законодатель не установит иной срок.

Нормы, содержащиеся в актах Президента и Правительства РФ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Россий­ской газете», если в акте не установлен иной срок.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств, за­трагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, прошедшие государствен­ную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат офи­циальному опубликованию в газете «Российские вести», если иное не предусмотрено законодательством. Они вступают в силу со дня опубликования или с указанной в акте даты после дня опуб­ликования.

Акты других органов исполнительной власти, по общему пра­вилу, вступают в силу немедленно, если в них или в других ак­тах не назван иной срок.

Следовательно, норма административного права начинает дей­ствовать: через 7, 10 дней после официального опубликования; немедленно; после специально названного срока.

Можно различать три типа действия:

1) перспективное — на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающей наказа­ние);

2) немедленное — на вновь возникшие и ранее возникшие пра­воотношения, но с даты вступления ее в силу;

3) с обратной силой — на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, нормы устраняющей или смягча­ющей ответственность).

Норма может быть отменена и прямо, и косвенно. При прямой отмене определяется дата, когда норма перестает действовать. Под косвенной отменой понимается принятие новой нормы, что означает прекращение действия аналогичной старой нормы со дня вступления в силу новой. Если норма была срочной, т. е. заранее установлено время ее действия, то по его истечении она утрачивает силу.

Возможны три варианта установления пределов прекращения действия старой нормы: 1) норма «переживает» себя, если про­должает регулировать отношения, которые возникли на ее осно­ве, и после даты вступления в силу новой нормы; 2) немедленно прекращает действие на все отношения, которые ранее регули­ровала, с даты утраты силы; 3) досрочно прекращает действие на правоотношения, которые раньше регулировались ею, а впос­ледствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой.

Основным принципом действия любой нормы во времени яв­ляется немедленное действие. Если норма ухудшает правовое положение граждан (устанавливает или усиливает ответствен­ность, увеличивает возраст, стаж для получения права и т. д.), она должна иметь перспективное действие, а старая норма дол­жна «переживать себя». И наоборот, норме, благоприятной для граждан, на которых она распространяется, может быть придана обратная сила.

Все три вида действия нормы во времени названы в ст. 9 КоАП РСФСР: «Лицо, совершившее административное правонаруше­ние, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за адми­нистративные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до изда­ния этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие от­ветственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонаруше­ниях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении».

Во всех остальных случаях следует руководствоваться следу­ющим принципом: немедленное действие нормы — это общее пра­вило, допущение «переживания» старой нормы, придание обрат­ной силы новой норме должно быть специально оговорено компетентным органом.


7. Административно-правовые отношения: их особенности и виды

 

Административно-правовые отношения — это урегулирован­ные нормами административного права общественные отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разно­видностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свой­ственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности:

— обязанности и права сторон данных отношений ассиметричны, они связаны с деятельностью исполнительных органов госу­дарства и других субъектов исполнительной власти;

— одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъ­ект административной власти (орган, должностное лицо, негосу­дарственная организация, наделенные государственно-властны­ми полномочиями);

— данные отношения чаще всего возникают по инициативе од­ной из сторон;

— в случае нарушения административно-правовой нормы на­рушитель несет ответственность перед государством;

— разрешение споров между сторонами, как правило, осущест­вляется в административном порядке.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В первом случае обязатель­ный субъект (носитель административной власти, звено аппара­та) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органа­ми, служащими и др.). Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организа­циями, государственными предприятиями, учреждениями.

Большая часть административных правоотношений — властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участ­вует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому.

Административное правоотношение имеет определенную струк­туру. Ее элементами являются: субъекты (участники); объект (то, по поводу чего возникли отношения); содержание правоотношения.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют разные мнения. Одни авто­ры в качестве единственного объекта любого правового отноше­ния признают действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предме­том (материальные предметы и вещи), и объект неимуществен­ных отношений (действия, поведение людей).

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способно­го вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, пер­сонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (призна­ние правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

В науке административного права говорят об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «граж­данин» связана определенная совокупность прав и обязанностей.

Важной особенностью административного права являет­ся то, что оно наделяет правосубъектностью большой круг учас­тников общественных отношений. Эта особенность обусловлена разнообразием управленческих связей, а также политикой госу­дарства, направленной на легализацию, предоставление права участия в общественных отношениях разнообразным объедине­ниям индивидов.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.