Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция и компенсация нарушенного развития




Психологическая коррекция«понимается как дея­тельность по исправлению (корректировке) тех особенно­стей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию».

Кроме того, психокоррекцию возможно применять «в ситуациях пре­одоления различного рода психологических затруднений», поскольку психологическая коррекция является направ­ленным психологическим воздействием «на определенные психологические структуры с целью обеспечения полно­ценного развития и функционирования индивида».

Пси­хокоррекция«это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологиче­ского воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые качества, которые формируются доволь­но рано и в дальнейшем практически не изменяются».

Как видно из приведенных определений «психокор­рекции», существует несколько позиций понимания соот­ношения данного понятия с понятиями «психотерапия» и «психопрофилактика».

Это выражается в том, что, с од­ной стороны, происходит отождествление понятий «пси­хокоррекция» и «психотерапия», и с другой — отнесение психокоррекции к области психопрофилактики.

В связи с этим необходимо обратить внимание на разноуровневый характер задач психокоррекции, психотерапии, психопро­филактики, которые, безусловно, пересекаются, но не со­впадают.

Компенсация (лат. compensatio — возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, вклю­чающий восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций.

Основными факторами успешной компенсации яв­ляются:

1) возраст ребенка (в случае врожденного дефекта, поскольку в раннем возрасте ЦНС обладает большей пла­стичностью) и краткий временной интервал с момента возникновения дефекта (в случае приобретения дефекта);

2) ближайшее социальное окружение влияет на степень компенсаторных способностей. Так, в условиях психоло­гической поддержки и поощряющей дозированной помо­щи родных и близких возможности компенсации возрас­тают;

3) личное желание (вера) преодолеть дефект и целена­правленные, регулярные, настойчивые усилия направлен­ные на достижение поставленной цели.

В основе замещения утраченных или нарушенных функ­ций лежит пластичностьспособность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при пора­жении (соседние участки коры, полностью или частично, берут на себя функции пораженных отделов). Например, глухота компенсируется зрением, благодаря которому индивид учится и читать речь с губ, и письменной речи, а также двигательной и тактильно-вибрационной чувстви­тельностью, при помощи которых происходит постановка звуков речи и контроль за ней.

Для компенсаторной перестройки необходимо приме­нение специальной системы обучения и воспитания ос­новной задачей, которой является формирование высших психических функций, дающих возможность достигать целей новыми путями. Например, у слепого недоразвитие образного мышления возмещается развитием абстрактно­го. То есть, компенсация не исправляет дефект, но помогает его преодолеть за счет активизации работы сохранных ор­ганов и систем.

Высшей формой компенсации является всестороннее развитие личности.

Однако при некоторых формах аномального развития компенсаторные возможно­сти ограничены. Например, при умственной усталости возможна лишь частичная компенсация, поскольку разви­тию высших психических функций препятствуют глубо­кие нарушения интеллекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.