Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом 1 страница




На пленарном заседании Совета Безопасности, посвященном

Выступление государственного секретаря США К. Пауэлла

(Нью-Йорк, 5 февраля 2003 г.)

Г-н Пауэлл (Соединенные Штаты Америки) (говорит по-анг­лий­ски): Прежде всего я хотел бы выразить благодарность за те особые усилия, которые каждый из вас предпринял для того, чтобы принять участие в данном заседании. Это весьма важный день для всех нас, поскольку мы обсуждаем вопрос, касающийся Ирака и его обязанно­стей в области разоружения, предусмотренных резолюцией 1441 (2002) Совета Безопасности.

8 ноября прошлого года Совет Безопасности единогласно при­нял резолюцию 1441 (2002). Цель этой резолюции состояла в том, чтобы лишить Ирак оружия массового уничтожения. Ирак уже был признан виновным в существенном нарушении своих обязанностей, преду­смотренных 16 резолюциями, принятыми за эти 12 лет. В резо­люции 1441 (2002) речь идет не о невинной стороне, а о режиме, кото­рый Со­вет неоднократно осуждал на протяжении всех этих лет. Резо­люция 1441 (2002) предоставила Ираку последнюю возможность для того, чтобы выполнить свои обязательства, и невыполнение этих обя­за­тельств может привести к серьезным для него последствиям. Никто из присутствующих здесь членов Совета, которые голосовали в тот день, не питал никаких иллюзий относительно характера и целей этой резо­люции или относительно того, какого рода «серьезные последст­вия» имелись в виду в случае невыполнения Ираком его обязательств.

В целях оказания ему содействия в разоружении мы призвали Ирак сотрудничать с вернувшимися инспекторами Комиссии Органи­зации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) и Международного агентства по атомной энергии (МА­ГАТЭ). Мы установили для Ирака жесткие стандарты для того, чтобы инспекторы могли выполнить свою работу. Совет возложил на Ирак ответственность за выполнение его обязанностей и разоружение, но он не возлагал на инспекторов обязанность находить то, что Ирак в тече­ние столь долгого времени изо всех сил старался скрыть от них. Ведь инспекторы – это всего лишь инспекторы, а не сыщики.
Я просил созвать это заседание сегодня с двойной целью: во-первых, для того, чтобы подтвердить основную оценку, которая была дана г-ном Бликсом и г-ном эль-Барадеем. 27 января г-н Бликс сообщил Со­вету, что: «Ирак, как представляется, пока не дал своего искреннего согласия - даже сегодня - на разоружение, которое от него требуется».

А г-н эль-Барадей сообщил, что в заявлении Ирака от 7 декабря не содержалось никакой новой информации в отношении ряда остаю­щихся открытыми с 1998 года вопросов».

Вторая цель моего сегодняшнего выступления состоит в том, чтобы представить Совету дополнительную информацию и поделиться тем, что известно Соединенным Штатам об иракском оружии массо­вого уничтожения, а также о связях Ирака с терроризмом, что также является предметом резолюции 1441 (2002) и других принятых ранее резолюций. Могу добавить к этому, что в настоящее время всю соот­ветствующую информацию, которую мы можем предоставить, мы пе­редаем в распоряжение групп инспекторов для того, чтобы они могли выполнять свою работу.

Материалы, которые я намерен представить членам Совета, про­исходят из различных источников. Часть информации исходит из Со­единенных Штатов, а часть из других стран. Некоторые из источни­ков носят технический характер, например, перехваченные телефон­ные разговоры и фотографии, сделанные со спутников. Источниками ин­формации служили также люди, которые рискуя своей жизнью, же­лали рассказать миру о реальных планах Саддама Хусейна. Я не могу сообщить Совету обо всем, что нам известно. Однако, то, чем я могу поделиться с членами Совета, наряду с тем, о чем мы все узнали за эти многие годы, вызывает глубокую тревогу. Информация, которая будет доведена до вашего сведения, представляет собой подборку фактов и доказательств, свидетельствующих о вызывающем беспокойство пове­дении. Факты и поведение Ирака свидетельствуют о том, что Саддам Хусейн и его режим не предприняли никаких усилий в целях разору­жения, как того требовало международное сообщество. Напротив, и факты, и поведение Ирака свидетельствуют о том, что Саддам Хусейн и его режим пытаются скрыть усилия, которые они предпринимают в целях производства дополнительного оружия массового уничтожения.
Прежде всего я хотел бы, чтобы вы прослушали одну аудиозапись. Вам предстоит услышать разговор, который был перехвачен моим правительством. Он состоялся 26 ноября 2002 года, за день до того, как группы Организации Объединенных Наций возобновили свои ин­спекции в Ираке. Это телефонный разговор между двумя офицерами высокого ранга, полковником и бригадным генералом республикан­ской гвардии, элитного военного подразделения Ирака.

В зале Совета воспроизводится аудиозапись на арабском языке; письменный перевод на английский язык, предоставленный делегацией Соединенных Штатов, проецируется на установленном в зале экране.

Полковник: Мир. У нас небольшой вопрос.

Бригадный генерал: Да.

Полковник: О комитете, который должен прибыть.

Бригадный генерал: Да, да.

Полковник: …с Мухаммедом эль-Барадеем.

Бригадный генерал: Да, да.

Полковник: Да.

Бригадный генерал: Да?

Полковник: У нас есть модифицированное транспортное средство.

Бригадный генерал: Да.

Полковник: Что нам сказать, если кто-нибудь из них его увидит?

Бригадный генерал: У вас не было модифицированного … у вас нет модифицированного …

Полковник: Ей-богу, одно есть.

Бригадный генерал: Какое? Из мастерской …?

Полковник: Из компании «Аль-Кинди».

Бригадный генерал: Что?

Полковник: Из «Аль-Кинди».

Бригадный генерал: Да, да. Я буду у вас завтра утром. Мне нужно кое-что сказать. Боюсь, что у вас у всех что-то могло остаться.

Полковник: Мы все вывезли. У нас ничего не осталось.

Бригадный генерал: Я буду у вас завтра утром.

Полковник: Хорошо.

Бригадный генерал: У меня совещание в штабе. Я заеду к вам до сове­щания.

Г-н Пауэлл (Соединенные Штаты Америки) (говорит по-анг­лий­ски): Я хотел бы здесь сделать паузу для того, чтобы обратить вни­ма­ние на некоторые основные элементы разговора между двумя офи­це­рами, который вы только что прослушали. Во-первых, они подтвер­ждают прибытие нашего коллеги Мохаммеда эль-Барадея. Они знают о цели его приезда и знают, что он прибывает на следующий день. Он приезжает с тем, чтобы найти запрещенные средства. Он надеется, что эти господа будут сотрудничать с ним, а не скрывать эти средства. Они волнуются: «У нас есть модифицированное транспортное средство. Что нам сказать, если кто-нибудь из них его увидит?» Из-за чего они волнуются? Они волнуются из-за того, что у них имеется нечто, чего они не должны иметь, что никто не должен видеть.

Генерал недоумевает: «У вас не было модифицированного – разве у вас есть одно из этих …?» - «Есть одно». – «Какое? Откуда?» - «Из мастерской. Из компании «Аль-Кинди» - «Что?» - «Из «Аль-Кинди» - «Я буду у вас завтра утром. Боюсь, что у вас у всех что-то могло ос­таться». - «Мы все вывезли. У нас ничего не осталось».

Заметьте, он сказал: «Мы все вывезли». Не уничтожили. Не под­го­товили для инспектирования. Не передали инспекторам. Вывезли для того, чтобы к тому времени, когда прибудут инспекторы, от этого не осталось и следа. «Я буду у вас завтра утром».

Компания «Аль-Кинди» - это известная компания, занимаю­щаяся деятельностью по производству запрещенных систем оружия.

Позвольте мне воспроизвести для вас еще одну запись. Вы пом­ните, что 16 января инспекторы обнаружили 12 пустых химических боеголовок. 20 января, четыре дня спустя, Ирак обещал инспекторам предпринять усилия в целях нахождения других боеголовок. Сейчас вы услышите, как один из офицеров из штаб-квартиры республикан­ской гвардии отдает распоряжение офицеру на месте. Этот разговор состоялся на прошлой неделе, 30 января.

В зале Совета воспроизводится аудиозапись на арабском языке; письменный перевод на английский язык, предоставленный делегацией Соединенных Штатов, проецируется на установленном в зале экране.

Офицер из штаб-квартиры: Сэр …

Офицер на месте: Да.

Офицер из штаб-квартиры: Сегодня на совещании начальник штаба [республиканской] гвардии дал распоряжение …

Офицер на месте: Да.

Офицер из штаб-квартиры: Они собираются осматривать имею­щиеся у вас боеприпасы.

Офицер на месте: Да.

Офицер из штаб-квартиры: … на тот случай, если у вас есть за­прещен­ные боеприпасы.

Офицер на месте: Да.

Офицер из штаб-квартиры: На тот случай, если у вас вдруг ока­жутся запрещенные боеприпасы.

Офицер на месте: Да.

Офицер из штаб-квартиры: Мы направили вам сообщение с прось­бой тщательно осмотреть места свалок и пустующие площади.

Офицер на месте: Да.

Офицер из штаб-квартиры: После того, как вы сделаете все, о чем го­ворится в этом сообщении … сообщение следует уничтожить.

Офицер на месте: Да.

Офицер из штаб-квартиры: Поскольку я не хочу, чтобы это сооб­щение попало кому-нибудь на глаза.

Офицер на месте: Хорошо. Хорошо.

Офицер из штаб-квартиры: Благодарю.

Офицер на месте: До свидания.

Г-н Пауэлл (Соединенные Штаты Америки) (говорит по-анг­лий­ски): Я хотел бы здесь опять сделать паузу, чтобы обратить внима­ние на некоторые элементы этого разговора: «Они собираются осмат­ри­вать имеющиеся у вас боеприпасы». - «Да». - «На тот случай, если у вас есть запрещенные боеприпасы. На тот случай, если у вас вдруг окажутся запрещенные боеприпасы?» - «Да». - «Мы направили вам вчера сообщение с просьбой очистить все территории. Места свалок. Пустыри. Проследите, чтобы там ничего не было».

Вспомните первое сообщение: «Это необходимо вывезти.» Все это является частью системы укрытия и вывоза определенных мате­риалов для того, чтобы от них не осталось никакого следа.

Далее в ходе этого разговора мы слышим конкретные распоря­же­ния из штаб-квартиры: «После того, как вы сделаете все, о чем го­во­рится в этом сообщении, сообщение следует уничтожить; поскольку я не хочу, чтобы это сообщение попало кому-нибудь на глаза». - «Хо­рошо. Хорошо.» Почему? Почему? Потому что это сообщение стало бы для инспекторов доказательством того, что они что пытались вы­везти. Они что-то искали, но не хотели, чтобы это сообщение попало кому-либо на глаза, ибо они предпринимали попытки очистить терри­торию и ликвидировать следы присутствия оружия массового уничто­жения; для того, чтобы можно было потом заявить, что там ничего не было; пусть инспекторы ищут сколько им будет угодно, они все равно ничего не найдут.

Такого рода попытки укрывательства – вовсе не единичный при­мер. Напротив, они являются неотъемлемой частью проводимой в те­чение 12 лет политики уклонения и обмана – политики, которая про­водится в самых высоких эшелонах иракского режима.

Мы знаем, что Саддам Хусейн имеет так называемый «комитет высокого уровня для наблюдения за инспекционными командами». Представьте себе: Ирак создал комитет высокого уровня для наблюде­ния за инспекторами, направленными для того, чтобы осуществлять мониторинг за разоружением Ирака; не для того, чтобы сотрудничать с ними, не для того, чтобы помогать им, а чтобы шпионить за ними и препятствовать им в выполнении их работы.

Комитет подотчетен напрямую Саддаму Хусейну. Его возглав­ляет вице-президент Ирака Таха Ясин Рамадан. В его состав входит сын Саддама Хусейна Кусей. В комитет входит также генерал-лейте­нант Амир ас-Саади – советник Саддама. Если это имя не очень вам зна­комо, скажу, что генерал Саади был главным представителем ирак­ского режима по связям с г-ном Бликсом и г-ном эль-Барадеем. Именно генерал Саади осенью прошлого года публично заявил о го­товности Ирака сотрудничать с инспекторами без каких-либо условий. Но работа Саади заключается не в том, чтобы сотрудничать. Наоборот, она состоит в том, чтобы обманывать, - не разоружаться, а подрывать работу инспекторов, не поддерживать их, а срывать их усилия и обес­печивать, чтобы им не удалось ничего выяснить.

Мы много узнали о работе этого специального комитета. Мы уз­нали, что перед самым возвращением инспекторов в ноябре месяце иракский режим принял решение возобновить старую игру «в кошки-мышки».

К примеру, позвольте мне остановиться теперь на знаменитом до­кументе, представленном Ираком Совету 7 декабря. Ирак никогда не имел намерения выполнять решения Совета. Вместо этого Ирак пла­нировал использовать этот документ для того, чтобы завалить нас и инспекторов бесполезной информацией о разрешенных иракских воо­ружениях, чтобы у нас не осталось времени на поиск запрещенных для Ирака видов оружия. Цель Ирака состояла в том, чтобы создать у при­сутствующих в этом зале членов Совета ложное впечатление о том, что инспекционный процесс действует.

Результаты Вы видели. Г-н Бликс заявил, что документ на 12 200 страницах велик по объему, но беден по информации и практиче­ски лишен новых доказательств. Стал бы кто-нибудь из членов этого Со­вета честно защищать этот фальшивый документ?

Все, что мы видели и слышали, свидетельствует о том, что вме­сто активного сотрудничества с инспекторами в интересах обеспече­ния успеха их миссии Саддам Хусейн и его режим заняты тем, что де­лают все возможное для того, чтобы инспекторам не удалось ничего обна­ружить.

Коллеги, каждое утверждение, с которым я сегодня выступаю, опирается на источники – солидные источники. Это не простые суж­дения. То, что мы Вам сообщаем, это факты и выводы, основанные на надежных разведывательных данных.

Приведу некоторые примеры, и они получены от наших сотруд­ни­ков. Органам безопасности Ирака, а также аппарату Саддама Ху­сейна было приказано скрывать всю корреспонденцию с Организацией воен­ной промышленности (ОВП) – организацией, которая наблюдает за деятельностью, связанной с иракской программой созда­ния оружия массового уничтожения; не допустить, чтобы остались какие-либо до­кументы, свидетельствующие об их связи с ОВП.

Нам известно, что сын Саддама Кусей отдал распоряжение о вы­возе всех запрещенных видов оружия из многочисленных дворцо­вых комплексов Саддама.

Нам известно, что иракские правительственные чиновники, члены правящей партии Баас и ученые укрывают запрещенные пред­меты в своих домах. Другие ключевые архивы военных и научных уч­режде­ний были помещены на автомобили и перемещаются по всей стране сотрудниками иракских разведслужб во избежание обнаруже­ния.

На экране проецируется изображение.

Благодаря предоставленным в их распоряжение разведыватель­ным данным инспекторы недавно обнаружили яркое подтверждение этих сообщений. Когда они обыскали дом одного иракского ученого-ядер­щика, они обнаружили около 2000 страниц документации. Здесь Вы видите, как эти документы выносят из дома и передают Организа­ции Объединенных Наций. Некоторые из этих материалов являются сек­ретными и связаны с иракской ядерной программой.

Скажите мне, ответьте мне, должны ли инспекторы обыскивать дома каждого правительственного чиновника, каждого члена партии Баас и каждого ученого в стране, чтобы найти правду и получить ин­формацию, необходимую для удовлетворения требований нашего Со­вета?

Наши источники сообщают, что в некоторых случаях компью­тер­ные твердые диски на иракских предприятиях по производству оружия были заменены. Кто забрал эти твердые диски? Где они те­перь? Что от нас скрывают? Почему? На это «почему?» есть только один ответ: чтобы обмануть, чтобы спрятать, скрыть что-то от инспек­торов.

Многие наши источники сообщают о том, что иракцы переме­щают не только документы и твердые диски, но и само оружие массо­вого уничтожения, с тем чтобы инспекторы их не обнаружили.

Из источников нам известно, что, когда прошлой осенью мы об­суждали в Совете резолюцию 1441 (2002), ракетная бригада в окрест­ностях Багдада развозила ракетные пусковые установки и боеголовки, содержащие биологические боевые вещества, по различным районам западной части Ирака. Большинство этих пусковых установок и боего­ловок были спрятаны в больших пальмовых зарослях, и их перевозили с места на место с интервалом от одной до четырех недель во избежа­ние обнаружения. Мы также располагаем фотоснимками со спутников, которые указывают на то, что запрещенные материалы недавно были вывезены с ряда иракских объектов по производству оружия массо­вого уничтожения.

Краткое замечание по поводу спутниковых фотоснимков, пре­жде чем я покажу Вам несколько из них. Фотографии, которые я наме­ре­ваюсь Вам продемонстрировать, неспециалисту порой трудно ин­тер­претировать. Это трудно и мне. Тщательный фотоанализ требует от специалистов с многолетним опытом многих часов работы за столом с подсветкой. Но, когда я буду показывать Вам эти изображения, я буду объяснять, что они означают, о чем они говорят нашим специалистам по снимкам.

На экране проецируется изображение.

Взгляните на это. Речь идет об оружейном складе – складе, где хранятся боеприпасы, в местечке Таджи. Это один из примерно 65 та­ких объектов в Ираке. Нам известно, что на этом складе хранились химические боеприпасы. Собственно говоря, именно здесь иракцы недавно и показали нам еще четыре гильзы от химических снарядов. Здесь Вы видите 15 бункеров для хранения боеприпасов, обозначен­ных желтым и красным цветом. Те четыре, которые обозначены крас­ными квадратами, являются активно действующими складами химиче­ского оружия.

Откуда мне это известно? Почему я могу это утверждать? По­звольте объяснить подробнее. Взгляните на изображение слева.

На экране проецируются два изображения.

Слева – крупный план одного из четырех бункеров для хранения химических боеприпасов. Двумя стрелками указаны явные признаки хранения в этих бункерах химических боеприпасов. Стрелка наверху с надписью «Охрана» указывает на объект, типичный для такого рода бункера. Внутри объекта – специальная охрана и специальное обору­дование для наблюдения за любыми возможными утечками из бун­кера. Машина, которую Вы видите, также является типичным объек­том. Это машина для дезактивации на случай каких-либо неполадок. Это типичная картина для этих четырех бункеров. Здесь можно видеть особую охрану и машину для дезактивации; если машина не находится у того или иного из этих объектов, а перемещается вокруг этих четы­рех бункеров. Она перемещается по мере необходимости, поскольку люди работают в разных бункерах.

Теперь посмотрим на снимок справа. Перед Вами два из этих са­нированных бункеров. Типичной техники уже нет, палатки убраны. Все вычищено. Это было сделано 22 декабря, когда начали прибывать инспекторы Организации Объединенных Наций. В нижней части пра­вого снимка Вы видите прибытие автомобилей инспекций. К приезду инспекторов бункеры очищены. Инспекторы ничего не обнаружили.

Такая последовательность событий порождает тревожные по­доз­рения в отношении того, что Ирак был уведомлен о предстоящем при­бытии инспекторов в Таджи. Нам известно, что сегодня, как и в 90-е годы, Ирак активно использует свой большой разведывательный по­тенциал для того, чтобы помогать скрыть запрещенную деятельность. Из наших источников нам известно, что инспекторы находятся под постоянным наблюдением целой армии сотрудников иракских развед­служб. Ирак упорно пытается прослушивать все их переговоры – как аудио, так и электронные.

Я привлекаю внимание моих коллег к интересному документу, ко­торый был распространен вчера Соединенным Королевством и в кото­ром подробно освещается обманная деятельность иракцев.

Следующий пример продемонстрирует попытки Ирака скрыть ис­тину в ответ на возобновление инспекций. Именно в ноябре 2002 года – как раз тогда, когда должны были возобновиться инспекции, - нача­лась такая деятельность. Приведу три примера.

На экране проецируется изображение.

На этой площадке для баллистических ракет 10 ноября 2002 года мы видели грузовик, который готовится к перевозке компонентов бал­листической ракеты.

На экране проецируется изображение.

На этом объекте, связанном с биологическим оружием, 25 но­ября – лишь за два дня до возобновления инспекций – появляется эта ко­лонна грузовиков, чего мы почти никогда не наблюдали на этом объ­екте, а мы внимательно за ним следим и делаем это систематиче­ски.

На экране проецируется изображение.

На этом объекте для баллистических ракет, также за два дня до начала инспекций, появляются пять тяжелых грузовиков, а также пе­редвижной кран для перемещения ракет.

Мы наблюдали такую «чистку» на порядка 30 объектах. Через не­сколько дней после этого машины и оборудование, которые я только что вам показал, исчезли, и объект вновь приобрел нормальный вид. Мы не знаем, что именно перевозил Ирак, но инспекторы уже знали об этих местах, поэтому Ирак знал, что они приедут.

Мы должны спросить себя: почему Ирак неожиданно перевозит подобное оборудование перед инспекцией, если он хотел продемонст­рировать, что у него есть и чего нет? Помните первый радиоперехват, в котором два иракца говорят о необходимости спрятать «модифици­рованное транспортное средство» от инспекторов? Где Ирак заполучил все это оборудование? Почему он не предъявил его инспекторам?

Ирак также отказался разрешить разведывательные полеты са­мо­летов U-2, которые позволили бы инспекторам лучше представить, что перевозится до, во время и после этих инспекций. Этот отказ раз­ре­шить подобную разведку является прямым, конкретным наруше­нием пункта 7 постановляющей части нашей резолюции 1441 (2002).

Саддам Хусейн и его режим не только пытаются скрыть оружие; они пытаются также скрыть людей. Вы знаете основные факты. Ирак не выполняет свое обязательство предоставлять незамедлительный, беспрепятственный, неограниченный и конфиденциальный доступ ко всем должностным лицам и другим лицам, как предусматривается в резолюции 1441 (2002).

Режим позволяет лишь интервью с инспекторами в присутствии иракского должностного лица - «надзирателя». Официальная ирак­ская организация, которой поручено содействовать инспекциям, вчера офи­циально и зловеще заявила, что «никто не готов» выехать из Ирака для интервью.

Иракский вице-президент Рамадан обвинил инспекторов в шпио­наже, - что подставляет собой замаскированную угрозу, что все, со­трудничающие с инспекторами Организации Объединенных Наций, совершают измену.

Ирак не выполнил свои обязательства в соответствии с резолю­цией 1441 (2002) предоставить полный список ученых, связанных с программами оружия массового уничтожения. Список Ирака был ус­таревший и содержал лишь около 500 имен, несмотря на тот факт, что Специальная комиссия Организации Объединенных Наций (ЮН­СКОМ) составила ранее список, в котором насчитывается около 3500 имен.

Позвольте мне сообщить Вам то, что мы узнали от ряда людей, наших источников.

Саддам Хусейн принимает непосредственное участие в усилиях по предотвращению интервью. В начале декабря Саддам Хусейн пре­ду­предил всех иракских ученых о серьезных последствиях для них и их семей, если они разгласят инспекторам какую-либо стратегическую информацию. Они были вынуждены подписать документы с призна­нием, что разглашение информации карается смертной казнью.

Саддам Хусейн также сказал, что ученым должно быть указано, что им не следует соглашаться покидать Ирак. Любой, кто согласится на интервью за пределами Ирака, будет считаться шпионом. Это на­рушает резолюцию 1441 (2002).

В середине ноября, как раз накануне возвращения инспекторов, иракским экспертам было приказано явиться в штаб специальной ор­ганизации по вопросам безопасности для прохождения контрразведы­вательной подготовки. Подготовка сосредоточивалась на методах ухода от ответов, технике сопротивления допросу и дезинформации инспекторов.

Это не голословные утверждения. Это факты, подтвержденные многими источниками – в том числе из разведывательных служб дру­гих стран. Например, в середине декабря эксперты по вопросам воо­ружений на одном объекте были заменены агентами иракской раз­ведки, которые должны были обмануть инспекторов, в том что каса­ется выполняемой там работы.

По приказу Саддама Хусейна иракские должностные лица вы­дали фальшивое свидетельство о смерти одному ученому, которого спря­тали.

В середине января экспертам на одном объекте, который был свя­зан с оружием массового уничтожения, было приказано не выхо­дить на работу и остаться дома, чтобы избежать инспекторов. Рабочие с других военных объектов, не связанных с производством незаконных видов оружия, заменили рабочих, которые были отправлены домой.

Около десяти экспертов были помещены под домашний арест – не у себя дома, а группой в одном из «домов для гостей» Саддама Ху­сейна.

Эти примеры можно продолжать до бесконечности.

Как показывают примеры, которые я только что привел, инфор­ма­ция и полученные нами разведданные указывают на активные уси­лия со стороны иракского режима, призванные утаить от инспекторов ма­териалы и людей в прямое нарушение резолюции 1441 (2002).

Эта модель говорит не просто о нежелании сотрудничать. Речь идет не просто об отсутствии сотрудничества. Мы видим преднаме­ренную кампанию, направленную на предотвращение любой значимой деятельности инспекторов.

В пункте 4 постановляющей части резолюции 1441 (2002), над ко­торым мы так долго работали прошлой осенью, четко говорится, что «ложные сведения или упущения» в заявлениях и «невыполнение Ира­ком в любой момент времени настоящей резолюции и нежелание в полной мере сотрудничать в ее осуществлении будет представлять со­бой» - и факты говорят сами за себя - «еще одно существенное на­ру­шение Ираком своих обязанностей». Мы сформировали это подоб­ным образом, чтобы проверить Ирак на раннем этапе – предоставят ли они честное заявление и проявят ли они на раннем этапе готовность со­трудничать с инспекторами? Это планировалось как проверка на ран­нем этапе. Они ее не выдержали.

В соответствии с этим стандартом – стандартом этого постанов­ляющего пункта – я считаю, что сейчас Ирак совершает еще одно су­щественное нарушение своих обязательств. Я считаю, что этот вывод бесспорен и очевиден. Сейчас Ирак подвергается себя опасности столкнуться с серьезными последствиями, о которых говорится в резо­люции 1441 (2002).

Данный орган рискует потерять свое значение, если он позволит Ираку и впредь бросать вызов своей воле без эффективного и незамед­лительного ответа.

Стоящий перед нами вопрос заключается не в том, сколько вре­мени мы готовы предоставить инспекторам для борьбы с противодей­ствием иракцев, а в том, сколько еще времени мы готовы мириться с нарушениями Ирака, прежде чем мы как Совет, мы как Организация Объединенных Наций, скажем: «Достаточно. Хватит».

Серьезность этого момента можно сравнить с серьезностью уг­розы, которую оружие массового уничтожения Ирака представляет миру.

Позвольте мне сейчас перейти к этим смертоносным програм­мам вооружений и сказать, почему они реальны и представляют опас­ность для региона и для мира.

Прежде всего биологическое оружие. Мы часто говорим здесь о биологическом оружии. В порядке введения и предыстории я хотел бы сделать три кратких комментария.

Во-первых, как Вы помните, у ЮНСКОМ ушло четыре долгих, полных разочарований года, прежде чем удалось добиться признания Ираком того, что он располагает биологическом оружием.

Во-вторых, когда Ирак, наконец, признал в 1995 году наличие этого оружия, объемы его были значительны. Потребовалось меньше, чем одна чайная ложка спор сибирской язвы в сухой форме в конверте, для того чтобы заставить закрыться Сенат Соединенных Штатов осе­нью 2001 года. Это заставило сотни людей подвергнуться чрезвычай­ному медицинскому лечению и привело к гибели двух почтовых ра­ботников – и все из-за содержимого того конверта спор, того количе­ства, о котором я сказал.

Ирак заявил о наличии 8500 литров возбудителя сибирской язвы, но ЮНСКОМ считает, что Саддам Хусейн мог произвести 25 000 лит­ров. Если превратить это в концентрированную сухую форму, данного количества будет достаточно для того, чтобы заполнить де­сятки и сотни тысяч чайных ложек, - а Саддам Хусейн не представил досто­верного отчета даже об одной чайной ложке этого смертоносного ма­териала.

Теперь мое третье, и ключевое, замечание. Иракцы так и не пред­ставили отчета обо все биологических агентах, наличие которых они у себя признали. Они так и не отчитались по всем видам органиче­ского материала, использованного для их приготовления. Они так и не отчи­тались за многие виды оружия, наполненного этими агентами, такими как бомбы R-400.

Это факты, это не умозаключения. Это правда. Это хорошо за­до­кументировано. Г-н Бликс сообщил Совету, что Ирак представил мало фактов, подтверждающих производство возбудителей сибирской язвы, и не представил никаких убедительных доказательств их унич­тожения. Поэтому никого не должно потрясать то, что с тех пор, как Саддам Хусейн изгнал последних инспекторов в 1998 году, мы со­брали много разведданных о том, что Ирак продолжает производить эти виды ору­жия.

Одним из крайне беспокоящих фактов в толстой папке развед­дан­ных, которая у нас есть по биологическому оружию Ирака, явля­ется существование мобильных объектов для производств биологиче­ских агентов. Позвольте мне познакомить Вас с содержанием папки развед­данных и рассказать о том, что мы знаем со слов очевидцев.

У нас есть свидетельства очевидцев, касающиеся подвижных объ­ектов по производству биологического оружия – на колесах и на рель­сах. Грузовые автомобили и железнодорожные вагоны легко пере­дви­гать, и они спроектированы так, чтобы избежать обнаружения ин­спек­торами. Всего за несколько месяцев они могут произвести количе­ство биологического яда, сравнимое с тем количеством, которое, по утвер­ждению Ирака, он произвел за годы, предшествовавшие войне в За­ливе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.