Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распад Югославии: общая характеристика




ЮГОСЛАВСКИЙ КРИЗИС

3.3.

 

Распад Югославии – обобщённое название событий 1991-2008 гг., в результате которых бывшая Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) разделилась на шесть независимых государство и одно частично признанное государство.

Процесс распада Югославии берёт начало в 1991-1992 гг., когда от СФРЮ отделились четыре из шести союзных республик (Словения, 25 июня 1991 г.; Хорватия, 25 июня 1991 г.; Босния и Герцеговина, 6 апреля 1992 г.; Македония, 8 сентября 1991 г.). Югославия, в которой оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 гг. – Союзная Республика Югославия, (СРЮ), с 2003 по 2006 г. – конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССЧ).

В 1999 г. США и их союзники провели военную операцию, в результате которой состоялась фактическая оккупация Косово. Операция оправдывалась как гуманитарная интервенция, но она была проведена без мандата ООН, в связи с чем законность её проведения оспаривается и зачастую характеризуется как военная агрессия.

Югославия окончательно прекратила существование с ликвидацией Государственного Союза Сербии и Черногории, после выходя из него последней (3 июня 2006 г.).

17 февраля 2008 г. в одностороннем порядке была провозглашена независимость Республики Косово.


Кроме того, был провозглашена независимость целого ряда государственных образований, которые были ликвидированы в ходе вооружденных конфликтов на территории бывшей Югославии:

Республика Сербская, 28 февраля 1992 г. (уничтожена в результате операции «Буря»);

Республика Западная Босния, 27 сентября 1993 г. (уничтожена в результате операции «Буря»);

Хорватское Содружество Герцег-Босна, 18 ноября 1991 г. (по Вашингтонскому соглашению в 1994 г. Хорватское Содружество Герцег-Босна и Республика Босния и Герцеговина объединились в Федерацию Боснии и Герцеговины);

Республика Босния и Герцеговина, 6 апреля 1992 г. по Вашингтонскому соглашению в 1994 г. Республика Босния и Герцеговина и Хорватское Содружество Герцег-Босна объединились в Федерацию Боснии и Герцеговины);

Республика Сербская Краина, 19 декабря 1991 г. (по Дейтонскому соглашению в 1995 г. Республика Сербская Краина и Федерация Боснии и Герцеговины объединидись в Боснию и Герцоговину);

Федерация Боснии и Герцеговины, 18 марта 1994 г. (по Дейтонскому соглашению в 1995 г. Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская Краина объединидись в Боснию и Герцоговину);

Автономная область Западная Босния, 27 сентября 1993 г.

Истоки Югославского кризиса достаточно глубоки. В начале XX в. народы, которые впоследствии вошли в состав Югославского государства, в своем большинстве не имели собственной государственности. Так, словенцы и хорваты, как впрочем, и смешанное население Боснии и Герцеговины находились под контролем Австро-Венгерской империи, а македонцы – Османской империи. Полностью самостоятельными тогда являлись лишь сербы и черногорцы, которые еще в XIX в. смогли создать практически полностью независимые государственные образования – королевство Сербия и королевство Черногория.

В 1900-е годы зарождается так называемое Югославянское движение, участники которого – самая активная часть указанных выше югославянских народов стала стремиться к созданию на Балканах независимого государства, которое бы объединило южных славян. Оно усилилось накануне и, особенно, во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. В мае 1915 г. в Лондоне был создан Югославянский комитет – политическая организация, состоявшая из эмигрантов из Словении и Хорватии, Боснии и Герцеговины. Провозгласив своей целью освобождение этих земель от господства, а также их объединение с Сербией и Черногорией, участники Югославянского комитета, даже несмотря на появившиеся вскоре в их рядах разногласия по вопросу об устройстве будущего государства, принялись за реализацию этого проекта.

К концу Первой мировой войны, а именно в 1917 г., в условиях нарастающего кризиса в Европе, в том числе и под влиянием известных событий в России, борьба за создание Югославянского государства усилилась.

30 мая 1917 г. была опубликована так называемая «Майская декларация», в которой речь в частности, шла о том, чтобы объединить Словению и Хорватию с Боснией и Герцеговиной, а по возможности с Сербией и Черногорией.

20 июля 1917 г. появился еще один важный документ – знаменитая Корфская декларация, которая стала результатом компромисса, заключенного между представителями югославских земель и Югославянским комитетом. В соответствии с Корфской декларацией предусматривалось по окончании Первой мировой войны (ее исход уже тогда был очевиден и, явно не в пользу Австро-Венгрии) объединение Сербии и Черногории с югославскими землями Австро-Венгрии – Словенией и Хорватией, а также Боснией и Герцеговиной в единое и, что важно, абсолютно независимое государство, которое тогда мыслилось как конституционная монархия во главе с династией Карагеоргиевичей, но с парламентским режимом власти.

Уже в следующем, 1918 г. мечты югославских народов о собственном государстве стали явью. 29 октября 1918 г., т.е. уже после того, как случился фактический распад Австро-Венгерской империи, ее югославские земли провозгласили отделение от Австро-Венгрии и, находясь в постоянном контакте с Югославянским комитетом, пошли на дальнейшее сближение с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 г. в Белграде было провозглашено объединение Сербии и Черногории, а также югославских земель распавшейся Австро-Венгерской империи в единое государство.

Вместе с тем, факти­чески еще с того момента как в 1918 г. по результатам Первой мировой войны на Балканском полуострове было создано единое Югосла­вянское госу­дарство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 6 января 1929 г. – Королевство Югославия, так называемая «Первая Югославия»), в его рамках стали зарождаться серьезные межнациональные и межконфессиональные противоречия между представителями круп­нейших народностей, населявших эту страну.

Дело в том, что в состав нового государственного образования, площадь которого составила 248488 кв. км с населением около 12 млн. человек, вошли области, которые значительно отличались не только в национальном и конфесиональном планах, но и по уровню своего экономического развития. Поэтому, даже, несмотря на то, что руководство Югославии в течение 1918-1939 гг. постоянно стремилось если не ликвидировать, то хотя бы сгладить эти противоречия, они периодически обострялись и, в результате, так и не были преодолены вплоть до начала Второй мировой войны 1939-1945 гг. Экономическая разобщенность, таким образом, способствовала усилению так и не решенной проблемы раскола страны на фактически изолированные друг от друга районы.

В ходе Второй мировой войны тер­ритория Югославии была захвачена (6-17 апреля 1941 г.) и расчленена, что только усугубило и без того сложную си­туацию, поскольку оккупанты сделали ставку на разжигание розни между народами Югославии.

Между тем, во время Второй мировой войны в Югославии, где тогда вспыхнуло мощное Движение Сопротивления (ДС) против оккупантов и со­трудничавших с ними лиц – коллаборационистов, на ведущие позиции вы­двинулись коммунисты – члены Коммунистической партии Югославии (КПЮ) во главе с И. Броз Тито (с 1937 г.). Успех, который им сопутствовал в этой борьбе, позволил КПЮ инициировать создание новой так называемой «Второй Югославии».

29-30 ноября 1943 г. состоялась II сессия политического органа, своего рода центра ДС в Югославии – Антифашистского Веча Народного Освобож­дения Югославии (АВНОЮ), на которой было принято историческое реше­ние о формировании во главе с И. Броз Тито правительства нового Югослав­ского государства – Демократической Федерации Югославии (ДФЮ), а ровно два года спустя, 29 ноября 1945 г. уже после изгнания оккупантов из страны, учредительная Скупщина приняла Декларацию о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ).

31 января 1946 г. была принята Конституция ФНРЮ, в соответствии, с которой Югославия была объявлена как «союзное государство республикан­ской формы, объединение равноправных народов, которые на основе права на самоопределение, вклю­чая право на отделение, выразили свою волю жить совместно в федератив­ном государстве». При этом, сама Югославия была разделена на шесть Народных Рес­публик: Словения со столицей в Любляне и Хорватия со столицей в Загребе, Босния и Герцеговина (столица – Сараево), Сербия (Белград) (в составе Сербии в качестве самостоятельных единиц были выделены Косово и Метохия, а также Воеводина, получивших статус, соответственно Автономной области и Автономного края.), Черногория (Подгорица, ранее – Титоград) и Македония (Скопье) – «содруже­ства, проживающих на их территориях народов и национальных меньшинств».

7 апреля 1963 г. был принят новый Основной закон Югославского государства, в соответствии с которым страна получила новое название – Социалистиче­ская Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), в рамках которой все Республики также стали социалистическими, а входившие в состав Сербии Косово и Метохия, а также Воеводина получили статус Автономных краев.

Однако, несмотря на это, межнациональные и межконфессиональные противоречия остава­лись одним из важнейшим фактором, определявшим развитие Югославского государства после 1945 г. Хотя, справедливости ради надо заметить, что ав­торитет лидера Союза коммунистов Югославии (СКЮ) И. Броз Тито, кото­рый к тому же до 1953 г. являлся премьер-министром страны, а с 1953 г. за­нял пост президента, долгое время не позволял выйти ситуации из под кон­троля властей.

Взятый еще в 1950-е годы курс руководства Югославии на расширение самостоятельности субъектов Югославской федерации, что по замыслам И. Броз Тито и его окружения должно было снизить остроту национального и конфессионального во­просов в стране, завершился тем, что 21 февраля 1974 г. была принята еще одна, уже третья по счету Конституция. В соответствии с Конституцией 1974 г. компе­тенция федеральных властей сужалась, а Социалистические Республики и Автономные края, составлявшие СФРЮ, наоборот, наделялись еще боль­шими полномочиями, чем прежде, а главное – приобретали известную поли­тическую и экономиче­скую самостоятельность.

Так, во Вводном разделе Конституции 1974 г. специально подчеркива­лось, что «Народы Югославии, совместно с теми народностями, вместе с кото­рыми они живут..., на основании свободного волеизъявления... объедини­лись в союзную республику свободных и равноправных народов и народно­стей и создали социалистическое федеративное содружество трудящихся – Социалистическую Федеративную Республику Югославию, в которой в интере­сах каждого народа и народности в отдельности и всех их, вместе взя­тых, они осуществляют и обеспечивают: национальную свободу и независи­мость, братство и единство народов и народностей...». Однако, в Статье 247 оговаривалось, что «каждой народности гарантируется право в целях выраже­ния своей народности и культуры свободно пользоваться своим языком и пись­менностью, развивать свою культуру, учреждать организации и пользо­ваться другими, предусмотренными конституцией, возможностями».

Также, согласно Конституции 1974 г., «помимо прав, которые им обеспечи­ваются Конституцией в других общественно-политических содружествах, народ­ности осуществляют суверенные права и в общине, как самоуправляемом и основном общественно-политическом содружестве».

В результате, именно с 1974 г. обстановка в СФРЮ стала быстро ме­няться и целый комплекс проблем, связанных с взаимоотношениями представителей различных народов, населявших тогда Югославию, со всей очевидностью проявился после смерти 4 мая 1980 г. И. Броз Тито, ра­нее поддерживавшего своим властным авторитетом единство СФРЮ. При этом, по завещанию самого И. Броз Тито пост Президента СФРЮ был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных краев) ежегодно сменяли друг друга поочередно, что также внесло определенный раскол.

В 1980-е годы ситуация в Югославии стала стремительно ухудшаться. Центробежные тенденции в СФРЮ усилились, и вскоре Югославия, под влиянием постоянно углублявшегося тогда экономического кризиса, фактически распалась на восемь автономных в экономическом от­ношении ре­гионов, управляемых местной, построенной по национальному и конфессиональному признаку (отсюда – этнократической) партийно-хозяйственной и воен­ной элитой. Уже в 1989 г. эти процессы приобрели угрожающие раз­меры.

Тогда, правда, правительство А. Марковича предприняло попытку вывести экономику Югославии из состояния кризиса, используя для этого «рецепты», предложенные международными финансовыми учреждениями (МВФ и МБРР) в русле политики «шоковой терапии». Однако, вскоре реформаторская деятельность А. Марковича натолкнулась на сопротивление различных политических группировок, относящихся к элитам отдельных республик, входивших тогда в состав СФРЮ.

При этом реформы правительства А. Марковича стимулировали сепаратизм в Югославии, поскольку требовали унификации существовавших в республиках СФРЮ экономических систем, а также спровоцировали дополнительную напряженность.

Огромное влияние на распад Югославии оказали и факторы внешнего свойства, в первую очередь, демократические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, результатом которых стал крах социалистической системы в этой части европейского континента. Это в сочетании с демократическими процессами, происходившими тогда в СССР привело к ликвидации внешнего «стержня», укреплявшего социалистический режим в СФРЮ и способствовавшего относительной стабилизации обстановки в стране.

Пестрота населения СФРЮ, когда, согласно результатам переписи 1991 г. в стране проживали представители нескольких десятков народностей, также значительно ускорила распад Югославии: полиэтничность, а также многоконфессиональность превратились в своеобразные «двигатели» толкавшие, наряду с экономикой, республики СФРЮ к фактической самостоятельности от центра.

Крайне неравномерно было распределено население СФРЮ по республикам. Его численность в 1991 г. составляла 23229846 человек, из которых проживало: в Сербии в целом – 40,9 % (9506174 чел.), в том числе: в Сербии – 24,0 % (5582611 чел.), в Воеводине – 8,6 % (1996367 чел.), в Косове и Метохии – 8,4 % (1956196 чел.), в Черногории – 2,6 % (615035 чел.), в Словении – 8,2 % (1913355 чел.), в Хорватии – 20,6 % (4784265 чел.), в Боснии и Герцеговине – 18,8 % (4377053 чел.), в Македонии – 8,8 % (2033964 чел.).

20-22 января 1990 г. в Белграде состоялся XIV Внеочередной съезд СКЮ, который положил началу новому этапу, приведшему к распаду Юго­славии. На нем делегации Словении и Хорватии предприняли попытку осу­ществить реорганизацию СКЮ на конфедеративных началах, а когда им это не удалось, заявили о независимости своих Союзов коммунистов и покинули съезд. В конечном счете, СКЮ ли­шился всех руководящих органов и рас­пался на самостоятельные организа­ции, существовавшие в пределах Респуб­лик. Таким образом, власть в СФРЮ, уже политическая, окончательно пере­местилась из центра на места в руки представителей эт­нократии.

В этих условиях, распад Югославии ускорился, чему, кстати, способст­вовало и то обстоятельство, что в течение всего 1990 г. в Словении и Хорва­тии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Черно­гории и Македонии шла подго­товка к первым в истории Юго­славии выборам на многопартийной основе, а затем и их проведение.

Первыми они состоялись в Словении и Хорватии – в апреле 1990 г. и по­беду здесь одержали силы, выступавшие за решительное отделение от Бел­града: в Словении – «Демократическая оппозиция Словении» (ДЕМОС) во главе с М. Кучаном и в Хорватии – «Хорватское демократическое содруже­ство» (ХДС) во главе с Ф. Туджманом. Действия нового руководства Слове­нии и Хорватии были однотипными: вновь избранные органы власти провозгласили полный суверенитет республик, заявили об изменении их названий (было опущено определение «социалистическая») и государственных символов, провозгласили верховенство республиканского законодательства перед фе­деральным, а также приступили к формированию собственных вооруженных сил.

Затем в Словении и Хорватии были проведены плебисциты, на которых принимавшие в них участие жители обеих республик (в подавляющем боль­шинстве – это словенцы и хорваты) высказались за независимость.

В ноябре-декабре 1990 г. выборы состоялись также и в других Республи­ках, все еще входивших в состав СФРЮ и если в Сербии и Черногории у вла­сти оказались умеренные по своим взглядам силы, отстаивавшие сохранение единства СФРЮ, то, например, в Боснии и Герцеговине повторилась при­мерно та же ситуация, что в Словении и Хорватии, с той лишь разницей, что у власти оказалась не одна, а сразу три политические партии, представляющие интересы крупнейших национальностей, населяющих Боснию и Герцеговину (боснийских сербов, боснийцев-мусульман и хорватов), разделявшие достаточно радикальные взгляды. В Македонии же ни одна из партий не получила большинство, в том числе и национальная партия (ВМРО – ДПМНЕ, Всемакедонская революционная организация – Демократическая партия македонского национального единства).

Характерно, что все это сопровождалось принятием новых Конституций республик, а в ряде случаев (например, в Словении и Хорватии) – и деклара­ций о полном суверенитете. Именно тогда социально-политическая обста­новка в Югославии резко обострилась, о чем, в частности, свидетельствовал тот факт, что прак­тически во всех Республиках угрожающими темпами стали нарастать сепаратистские тенденции.

Итог был очевиден: распад «Второй Югославии» вступил в решающую стадию и даже начавшиеся в конце 1990 г. консультации как на уровне Президиума СФРЮ с участием представителей всех республик, так и на уровне двусто­ронних контактов, во время которых был рассмотрен целый ряд проектов ре­формы государственного устройства Югославского государства, - все это уже не смогло остановить его крушение.

Тем не менее, спустя год ситуация значительно отличалась от той обстановки, в которой был проведен указанный опрос общественного мнения. Уже 25 июня 1991 г. пришедшие к власти в Словении и Хорватии в результате выборов националистические партии совершили решающий шаг: в этот день была провозглашена независимость Словении и Хорватии. За ними вскоре последовали Македония (18 сен­тября 1991 г.), а также Босния и Герцеговина (15 октября 1991 г.). В составе союзной Югославии остались только Сербия и Черногория, впоследствии образовав­шие СРЮ (Союзная Республика Югославия). Последнее случилось 27 апреля 1992 г., после того как страны-члены ЕС, вслед за Германией и Ита­лией, признали независимость сначала Словении и Хорва­тии (15 января 1992 г.), а затем – Македонии, а также Боснии и Герцеговины (7 апреля 1992 г.) в каче­стве независимых государств. После этого СФРЮ в прежнем виде прекратила свое существование.

Вскоре события на территории теперь уже бывшей Югославии приобрели драматический оборот. Власти Белграда пытались си­лой сохранить единство Югославского государства, и это стремление полно­стью поддерживали сербы, которые компактно проживали на территории почти всех республик, а кроме того – представляли костяк Югослав­ской Народной Армии (ЮНА), которая являлась своего рода опорой для Бел­града. Еще 9 мая 1991 г. руководство СФРЮ приняло решение предоставить особые полномочия ЮНА для проведения военных операций с целью наведения порядка в отдельных республиках. Это, а также националистические устремления властей Словении и Хорватии, а также Боснии и Герцеговины составили основу для возникнове­ния здесь целого ряда вооруженных конфликтов.

После в целом непродолжительных военных действий между ЮНА и словенцами 27 июня – 6 июля 1991 г. (так называемая «Десятидневная война»), начались гражданские войны в Хорватии (1991-1995 гг.), Боснии и Герцеговине (1992-1995 гг.).

Эпицентр кри­зиса на территории бывшей Югославии переместился в Боснию и Герцего­вину. Именно здесь развивались, пожалуй, самые трагические по своему характеру события – гражданская война в форме «всех против всех», которая привела к колос­сальным жертвам среди населения и разруше­ниям. Ее главными участни­ками стали представители трех крупнейших здесь этнорелигиозных общин – боснийские сербы, боснийцы-мусульмане и хорваты, которые создали собст­венные государственные образования, соответственно, Республику Сербскую, Республику Боснию и Герцеговину и Хорватскую Республику Герцег-Босна.

Что касается Македонии, то здесь дело до вооруженного конфликта не дошло и это была единственная республика, которая вышла из состава СФРЮ в целом мирно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.