Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е.Левиной)




Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.

выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального ребенка, в соответствии в кот. наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллект. дефекта не вызывает выпадение одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. сложность структуры аном. развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биол. фактором, и вторичных нарушений, возникающ. под влиянием первич. дефекта в ходе послед. развития. интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - орган. порпжения гол мозга, - порождает вторичное нарушение высших познав. процессов, определ соц. развитие ребенка. вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявл. в примитивных псих. реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.

отмечается взаимодействие п. и в. д. не только п. д. может вызвать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в опред. условиях воздействуют на первичные факторы. например, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых нар. явл. свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на пер. дефект: ребенок с чачтичной потерей слуха не будет использ. его сохр. функции, если не развивает устную речь. только при условии интенсивных занятий устной речью, т.е. в процессе преодоления втор. дефекта реч. недоразвития, могут эффективно использ. возможности остаточного слуха. важной закономерностью аномального развития явл. соотношение п.д. и вторичного наруш.

 

Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции.

Одним из первых исследователей, сформулировавших принципы анализа речевых нарушений, адекватных средствам логопедии как педагогической науки, была Р. Е. Левина. Ею выделены три принципа: развития, системного подхода и рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Эти принципы остаются ведущими в логопедии при анализе речевых нарушений.

Принципы развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

Важно не только описание речевого дефекта, но и динамический анализ его возникновения. У детей, нервно-психические функции которых находятся в процессе непрерывного развития и созревания, необходимо оценить не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и его отсроченное влияние на формирование речевых и познавательных функций.

Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требуют знания особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие.

Например, у ребенка в результате поражения центральной нервной системы нарушена иннервация мышц речевого аппарата, что проявляется в ограниченной подвижности органов артикуляции. Это вызывает нарушения произношения разной степени выраженности. Однако этим дефект речи не ограничивается. В восприятии речи большую роль играет ее моторный компонент (проговаривание). Затруднения в проговаривании звуков нарушают артикуляционную опору восприятия речи, а так как существует взаимосвязь в работе речедвигательного и слухового анализаторов, то она в этих случаях также формируется с задержкой. Нечеткость в восприятии звуков может быть причиной отставания и в овладении звуковым составом слова, что, в свою очередь, вызовет трудности в усвоении письма.

Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения важен для анализа речевых нарушений, для понимания их генеза и особенно для определения путей их преодоления и коррекции.

Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельности. В одних случаях больше нарушается ее звукопроизносительная сторона, страдает внятность речи — фонетические расстройства; при других — нарушения звукопроизношения сочетаются с недостаточным овладением звуковым составом слов — фонетико-фонематические нарушения. В этих случаях неизбежны трудности в усвоении чтения и письма.

 

6.Клинико-педагогическая классификация: реализация подхода от общего к частному. Виды речевых нарушений.

опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды реч. нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм реч. нар., поэтому основывается на подходе от общео в частному. в ней учитываются межсистемные взаимодействия реч. нар. с обусловливающим их материальным субстратом. она основывается не на одном критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев. такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о реч. нарушении. так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.

в данной класификации ведущая роль отводится псих-лингвистическим критериям:

- нарушения устной речи -> нарушения фонационного оформления высказывания (дислалия - стойкое нар. произношения одного или неск. звуков речи при норм. слухе и сохранной иннервации арт. аппарата), (ринолалия - нар. звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное наличием анатомо-физиол. дефектов в строении арт. аппарата), (дизартрия - нар. произносит. стороны речи, обуслов. недостаточностью иннервации артикуляц. аппарата). (брадилалия/тахилалия - патологически замедленныфй/ускоренный темп речи), (заикание - нар. темпо-ритмической организации речи, обусловленная судорожным состоянием реч. аппарата). (дисфония/афония - расстройство фонации голосообразования). -> нарушение семантического оформления высказывания (алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие орган. поражения реч. зон коры гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребенка), (афазия - полный или частичный распад речи, обусловленный поражением реч. зон коры гол мозга)

- наруш. письм. речи (дисграфия - частичное нар. письма, обусловленное нар. или несформированностью высш. псих. функций, выраж. в стойких специфич. ошибках на письме), (дислексия - стойкое нар. процессов чтения, обусловленное нар. высш. псих. функций, выраж. в стойких специф. ошибках при чтении)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.