Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение о логопункте




Вопрос

Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.

Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка звука [р] в два этапа

На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно использовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпатель, черенок чайной ложки.

Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...».

Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».

В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дырpa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).

Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р'].

 

2.вопрос Первый способ. Ребенку, сидящему перед зеркалом, предлагается просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении языка дать голос. Послышится звук, близкий по звучанию к л. Этот звук вначале следует произносить длительно, а затем, когда появится боль-тля точность звучания л, можно предложить ребенку соединить данный звук с гласными в прямом и обратном порядке (лллл-а, лллл-о, лллл-у, лллл-ы, а-лллл, о-лллл, у-лллл, ы-лллл). Если звук л звучит достаточно хорошо в слоговых упражнениях, следует перейти к произнесению слов, а затем предложений, содержащих данный звук.

Постепенно произношение звука л закрепляется, автоматизируется при межзубном положении языка, а затем постепенно язык переводится за верхние резцы.

Второй способ. Если первым способом не достигается точное звучание звука л, можно применить другой способ, например: ребенку предлагается просунуть широко распластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка, и не меняя положения, длительно произносить звук ы. Вскоре послышится чистый звук л, По мере закрепления л в слогах, словах и предложениях положение языка меняется: постепенно он переводится за верхние резцы. При вызывании смягченного л (ль) нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы передний край языка крепко упирался в шейки верхних резцов и весь язык был напряжен.

Сравнивая положение языка у взрослого и у себя (перед зеркалом), ребенок довольно быстро овладевает правильной артикуляцией ль.

 

3. Г-З сигматизм нужно снаять губную атикуляцию:правильной демонстрацией позы губ при артикулировании звука,либо с помощью шпателя или пальцем отвести нижнюю губу от зубов;

Попросить улыбнуться,оттянуть углы рта так что бы были вины зубы,и подуть на кончик языка

Для получения свистящего шума с;Р многократно поизносит слог та,Л вводит зонд №2 м/у альвеолами и кончиком языка и слегка нажимает им в низ.Образ.

Круглая щель,проходя ч/з кот.выдых. струя производит свистящий шум.Управ. зондом Л может измен.велич. щели для нужного акуст. Эффета

Межзубн.с-м можно воспользов. Тем же приемом произносить слог СА СО сжатыми губами в нач. его произнесния или удлинить произнесение согласного,а на гласном опустить челюсть.обращать внимание на зрительный и слуховой контроль.

Боковой с-м проводится подготовительная работа по актив. Мышц боковых краев языка (упр. в рез. кот. бок.края соприкасаются с бок. зубами)применяют 2хэтапный метод постановки звукавызывают межзубное произношение,что бы избавиться от хлюпающего шума,а за тем переводят языкв зазубное положение.

Зв.Ц опустить кончик языка к ниж. резцам пер. части спинки языка.произнести Зв. ТО с сильным выдохом,прослед. произносить зв. ТО и С,свистящий Зв. протягивать,потом произнести обратный слог С с гласным А(при произнесении слышится АТС)затем нужно теснее сблизить пер.часть спинки языка с зубами и произнести сочетание АТСс сильным выдохом в момент перехода от А к ТС.при трудностях исползуют шпатель или зонд №2 удержив.кончикязыка у ниж.резцов

Или помещают зонд м/у перед.частью спинки языкаи зубами постим Р-ка с сильным выдохом Зв.ТА.в момент проинесен. Л-д нажимает на язык в рез. Слышится Зв. Ц

 

Л.п.- организация образования в которой под руководством логопеда проводятся занятия с детьми по устронению недостатков устной и письменной речи.

Логопункт открывается местными органами управления и образования.

За каждым логопунктом закрепляется определенное количество групп.

Открытие логопункта при школе осуществляется при наличии 14-16 классов в городе, и 9-12 в сельской местности.

На городском логопункте занимается 20-25 человек, в сельской местности 15-20 чел.

Так же руководители образовательных учреждений(лицеи, гимназии и т.д.) имеют право открыть логопункты независимо от кол-ва классов.

Выявление детей с н.р. для зачисления в логопункт проводится в течении года, 1-5 кл. первые 15 дней. 0-классы в мае.

На логопункт зачисляются те дети, которым н.р. препятствует успешному усвоению знаний(наруш чтения и письма, ффнр, онр)

Осн. Форма организации работы на л. (групповые(подгруповые), индивидуальные)

Занятия с группой проводится 2-3 раза в неделю, у дошкольников: 2-й мл. группы по15-20 мин, ср. группы 20-25 мин, ст. гр. 30-35 мин, шк. возр: Групповые занятия 40-45 мин, под групп. 25-30 мин, индивид. 20-25 мин.

Занятия на логопункте проводятся во вне учебное время, либо на уроках ИЗО, труд, подготовки к обучению грамоте.

 

5.Основные квалификационныетребования к логопеду. Логопед д/обладать системой общетеорет и спец профессЗ для представления о типо-логии и структуре аном развития, о способах предупреждения и преодоления Рнедос-таточности, о методах псих-пед воздействия.уметь распознавать речнарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррек-ции,проводить профилработу по предупреж-дению, знать психолог особенности детей с реч патологией,воспита-ние, коррекция и разви-тие высших корков ф.Професс-я компетен-тность логопеда вклЗ программ, школ учеб-ников, пособий по Л. Качества: гуманистич убежденность; граж-данская нравственная зрелость;познавателная и пед направленность; увлеченность профес-сией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; спра-ведливость, выдержка и самокритичность; педтворческое воображе-ние и набл-ть; искрен-ность, скромность, ответ-ть, твердость и последовательность в словах и действиях. Умения: учебно-познавательные (работа с лит-рой, наблюдения за ребенком, модели-рованиепед процесса, выбор оптимальных путей корр-воспит воздействия и др.); учебно-организационн (календарное план-е, проведение индив и групп занятий, создание оборудования, обеспе-чение комплексности воздействия); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).Логопед должен соблюдать принципы деонтологии, быть терпелив, тактичен и доброжелателен,речь должна быть образцом для окружающих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.