Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль губ в звукопроизношении




Артикуляционный аппарат.

Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама

ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и

дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается

возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки

нового качества – шумы, из которых впоследствии формируется

членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в

определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и

образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это

приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию

определенных затворов, которые либо замыкают, либо суживают ротовую

полость.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти

(верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. В основном

это органы, которые располагаются в ротовой полости.

В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие

рта и собственно полость рта.

Губы представляют собой очень подвижное образование.

Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта, которая

обеспечивает:

- определенное состояние ротовой

полости (открытое, закрытое).

- обеспечивает способность удовлетворить потребность в

пище (сосание).

 

Круговая мышца имеет расположение волокон вокруг отверстия

(нет начала, конца), таким образом образуется очень хороший сфинктер.

Мышца прикрепляется к ротовому отверстию сзади.

Губы являются специальным затвором определенной группы звуков,

губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым

соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже

обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы

преддверия рта и тем самым оказывает влияние на резонирование всей

ротовой полости.

Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца

(мышца трубачей). Она, являясь достаточно мощным образованием,

замыкающим ротовую полость по бокам, имеет достаточно видную роль и в

артикуляции звуков:

- она образует определенный уклад совместно с круговой

мышцей рта для произнесения некоторых звуков;

- Она изменяет величину и форму ротовой полости,

обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

К органам артикуляции относится также и твердое небо.

Твердое небо – это костная стенка, отделяющая полость рта от

носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном

носовой полости. В передней (большой) своей части твердое небо

образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем

отделе – горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая

оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По

средней линии твердого неба виден костный шов.

По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху

свод. Конфигурация небного свода у разных людей значительно варьирует.

В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более

плоским и широким; в продольном направлении небный свод может быть

куполообразным, пологим или крутым

 

Мягкое небо – это образование, которое служит

продолжением твердого неба,

образованного костями.

Мягкое небо представляет собой мышечное образование,

покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба

называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная

занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается

кверху и кзади. В середине небной занавески имеется удлиненный

отросток – язычок.

Когда мягкое небо опущено – воздух попадает в носовую

полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо

поднято – оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает

отключение звукообразования из носовой полости и резонируют

только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

Язык – это массивный мышечный орган.

При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую

полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована

и носит название корня языка. Различают кончик и передний край

языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно

делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление

носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических

границ между указанными тремя частями не имеется.

Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет

продольное направление – от корня языка к его кончику. Вдоль

всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка

языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки

спинки языка.

При сокращении мышц языка на месте сращения образуется

заметная канавка.

Мышцы языка

делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного

скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней

поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими

своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой

оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение

языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются

форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

 

 

Зубная система является непосредственным продолжением небного

свода – это система коронок зубов.

Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и

укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей

(рис.6).

 

ВИДЫ ПРИКУСА

1. Ортогнатия. Наблюдается, когда передние зубы

выдвигаются над задними. При этом ряды верхней и

нижней челюсти контактируют между собой. Это

наиболее благоприятный вид прикуса для речевой

деятельности.

2. Прогнатия. Наблюдается, когда верхние передние зубы

выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад.

При этом зубы не контактируют между собой, а между

ними при смыкании образуется пространство с выходом

вниз.

3. Прогения. Наблюдается, когда нижняя челюсть

выдвинута вперед, а верхняя в своей передней части

отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят

до нижних и при смыкании между ними образуется щель.

4. Открытый прикус – возникает пространство между

передними верхними и нижними зубами. При этом

боковые зубы своими поверхностями не контактируют

между собой.

5. Прямой прикус – зубы находятся абсолютно симметрично

и контактируют между собой по всей длине зубного

ряда.

6. Открытый боковой прикус – боковые зубы имеют

определенные щелевидные пространства, при этом

передние зубы могут иметь нормальное соотношение.

7. Глубокий прикус – опускание верхней челюсти вниз,

при этом наблюдается контакт внутренней поверхности

зубов верхней челюсти и наружными поверхностями

зубов наружной челюсти.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря

резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани:

глотка, ротовая полость и носовая полость.

24.Принципы анализа речевых нарушений. составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупреж-дения, преодоления и коррекции. Целью является выявление структуры дефекта и научное обоснование направления и содер-жания исследований речевой патологии. Левина выделила три принципа: развития, системного подхода и рассмотрения реч нар во взаимосвязи Р с др сторонами псих разви-тия ребенка. Принцип развития предполагает эволюционно-динамичанализ возникновения дефекта, анализ речев дефекта в динамике возрастного развития ребенка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий,позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные наруш. Принцип анализа реч нарушений с позиций развития взаимодейст-вует с принципом деятельностного под-хода (ведущая деят-ть). Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодей-ствииразл компонентов речи: звуковой, произ-носительной ее сторо-ны, фонематических процессов, лексико-грамматичсского строя. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деят-ти.В одних случаях боль-ше нарушаетсязвуко-произносительная сторона, фонетичрасст-ройства,вдрнарушение охватывает фонетико-фонематич и лексико-граммат систему - онр. Этот принцип составля-ет основу педклассифи-кацииреч расстройств, комплектования спец учреждений для детей с нарушР, а также опре-деляет пути и методы преодоления и предуп-реждения Р расс- в. 3 пр -связи речи с др сторонами псих разви-тия ребенка. Все псих процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправ-ленное поведение - развиваются с прямым участием речи.У ребен-ка с нар Р при отсутст-виисоот-х коррмеро-приятий может замед-ляться темп его интеллразвития.Подчеркивает-ся влияние речи как регулятора поведения.Комплексный всесто-ронний анализ речнар имеет важнейшеезна-чениедля понимания структуры дефекта разлречрасс-в, их диагнос-тики, преодоления и предупреждения. Предпосылки создания современной классификации речевых нарушений. В 1959 г. возникла клиничклассиф-я Правдиной. Уточнена в 1969 г. Ля-пидевским и Гриншпу-ном. В 1951 г. создана псих-педклассиф-я.Их возникновение связано со становлением Л как науки, ее развитием, уточнением речнаруш по механизму, этиоло-гии, симптоматики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.