Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: «понятие, предмет, метод и задачи




ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Моторная алалия

Сенсорная алалия

Нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь.

Недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.

 

 

Данные практикум предназначен для самостоятельной работы студентов в области применения основных понятий, положений и институтов Общей части уголовного права, организации практических занятий по дисциплине «Уголовное право (Общая часть)».

Задания, изложенные в практикуме, имеют целью научить студентов самостоятельно применять положения Уголовного закона России к конкретным жизненным ситуациям, выработать навыки устного и письменного обоснования решений при применении норм уголовного закона, способствовать более глубокому изучению курса Общей части уголовного права.

Решение задач должно состоять в развернутом и аргументированном ответе на поставленные в конце казусов вопросы. Оно должно основываться на действующем законодательстве и ином нормативном материале, на руководящих разъяснениях пленумов Верховного Суда России, а также на положениях теории российского уголовного права.

Решая задачу, необходимо внимательно прочитать ее условие, уяснить обстоятельства дела и проблемную ситуацию, после чего дать аргументированный ответ на поставленный вопрос. При этом следует помнить, что ответ должен быть подробным и обстоятельным. С этой целью к большинству задач Практикума приводятся методические указания, которые, по сути, представляют собой алгоритм решения юридического казуса, оптимальную последовательность действий для того, чтобы обеспечить всесторонность уголовно-правового анализа ситуации, изложенной в задаче.

Основные моменты решения задачи (вопросы, которые возникают в ходе решения, правовые нормы, на основе которых они разрешаются, аргументация, ссылки на разъяснения Верховного Суда России и т.д.) следует записывать в тетрадь.

 

 

УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИИ»

 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Понятие, предмет и метод уголовного права и его место в системе российского права.

2. Задачи уголовного права.

3. Система уголовного права.

4. Источники российского уголовного права.

5. Взаимосвязь уголовного права с другими отраслями права и юридической науки.

6. Уголовное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Дополнительная литература

1. Гаджиев Г.А., Коваленко К.А. Судебные правовые позиции: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2010. – № 2.

2. Ляпунов Ю. Уголовное право: предмет и метод регулирования и охраны / Ю. Ляпунов // Уголовное право. – 2005. – № 1.

3. Ображиев К.В. Судебное толкование и судебное нормотворчество: проблемы соотношения / Журнал российского права. – 2010. – № 3.

4. Пудовочкин Ю. Е. Источники уголовного права Российской Федерации // Журнал российского права. – 2003. – № 5.

5. Рарог А. И. Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Государство и право. – 2001. – № 2.

 

ТЕМА 2: «ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА»

 

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Легальные принципы российского уголовного права.

а) принцип законности;

б) принцип равенства граждан перед законом и судом;

в) принцип вины;

г) принцип справедливости;

д) принцип гуманизма.

2. Доктринальные принципы российского уголовного права.

а) принцип неотвратимости ответственности;

б) принцип публичности;

в) принцип личной ответственности;

г) принцип экономии репрессии.

Дополнительная литература

1. Головко Л.В. Принцип неотвратимости ответственности и публичности в современном российском уголовном праве и процессе // Государство и право. – 1999. – № 3.

2. Кузнецова Н.Ф. Новый Уголовный кодекс Российской Федерации (принципы) // Юридический мир. – 1997. – № 3.

3. Мальцев В.В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. – СПб., 2004.

4. Питецкий В.В. О принципе индивидуализации уголовного наказания // Государство и право. – 2004. – № 2.

ТЕМА 3: «УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН»

Вопросы к семинарскому занятию

1. Понятие уголовного закона, его основные черты. Строение Уголовного закона России.

2. Понятие уголовно-правовой нормы и ее структура. Виды диспозиций и санкций.

3. Действие Уголовного закона России во времени. Обратная сила уголовного закона.

4. Действие Уголовного закона России в пространстве. Территориальный, национальный, реальный и универсальный принципы.

5. Действие Уголовного закона России по кругу лиц. Уголовно-правовые иммунитеты.

Дополнительная литература

 

1. Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. – СПб., 1995.

2. Калинкин С. В. Обратная сила уголовного закона и принцип неотвратимости уголовной ответственности // Журнал российского права. – 2008. – № 1.

3. Коняхин В. Действие уголовного закона по кругу лиц // Законность. – 2004. - № 12.

4. Королев Г. А. Универсальная юрисдикция: определение, основания применения // Журнал российского права. – 2009. – № 3.

5. Перова Л.Ю. Актуальные вопросы действия Уголовного закона России во времени // Российский следователь. – 1999. – № 1.

6. Попов А.Н. Уголовный закон и его обратная сила. – СПб., 1998.

7. Тарбагаев А.Н. Место совершения преступления // Уголовное право. – 2009. – № 3.

8. Чучаев А.И., Крупцов А.А. Экстрадиция // Законность. – 2010. – № 7.

9. Якубов А.Е. Обратная сила уголовного закона. – СПб., 2003.

Задача № 1.

Определите вид диспозиции уголовно-правовой нормы, закрепленной в статьях 105, 111, 117, 126, 143, 158, 188, 264 УК РФ.

 

 

Задача № 2.

Определите вид санкции уголовно-правовой нормы, закрепленной в статьях 105 (части 2), 126 (части 3), 127 (части 1), 166 (части 4), 266 (части 2) УК РФ.

 

Задача № 3.

31 декабря 1996 года в 23 часа 55 минут Маслов на почве ревности ударил ножом Арбузову, в результате чего та скончалась 1 января 1997 года около 3 часов ночи. Органом следствия действия Маслова были квалифицированы по части 1 статьи 105 УК РФ. Адвокат Маслова обратился с жалобой о переквалификации действий своего подзащитного по статье 103 УК РСФСР.

Чья позиция является правильной и почему?

Методические указания: для решения задачи необходимо установить, что законодатель понимает под временем совершения преступления, на основании чего определить время совершения преступления Масловым. Затем требуется выяснить, как в Уголовном законе урегулирован вопрос о его действии во времени, что такое обратная сила уголовного закона и каковы основания для его ретроспективного действия. Особое внимание нужно уделить вопросу о том, чем следует руководствоваться при определении «более мягкого» уголовного закона. При решении задачи необходимо сравнить санкции уголовно-правовых норм, закрепленных в части 1 статьи 105 УК РФ и статье 103 УК РСФСР.

 

 

Задача № 4.

Желая избавиться от мешавшего ей ребенка, Чарова решила его убить. Она села в поезд Екатеринбург - Алма-Ата и по дороге (в городе Челябинске) дала ребенку с пищей яд. По приезде в Алма-Ату ребенок умер.

По уголовному законодательству какой страны (России или Казахстана) Чарову следует привлечь к уголовной ответственности?

Методические указания: для решения задачи необходимо установить, решен ли в Уголовном законе России вопрос о том, что следует понимать под местом совершения преступления. Если нет, то нужно выяснить, как на этот вопрос отвечает доктрина российского уголовного права.

 

Задача № 5.

Матрос российского торгового судна Никитин во время рейса из Мурманска в Англию нанес смертельное ранение своему товарищу, после чего капитан вернулся в Мурманск, где потерпевший умер.

По какому уголовному законодательству (России или Англии) должен нести ответственность виновный?

Методические указания: для решения задачи необходимо ознакомиться с содержанием статей 11, 12 УК РФ и проанализировать его с тем, чтобы определить:

а) какие принципы действия российского Уголовного закона в пространстве будут применимы к ситуации, описанной в задаче;

б) является ли морское судно территорией РФ и если да, то при каких условиях;

в) имеет ли уголовно-правовое значение тот факт, что судно является торговым (т.е. гражданским);

г) как решился бы вопрос об ответ­ственности Никитина, если бы судно после происшествия пришло в Лондон, где скончался бы потерпевший матрос.

 

Задача № 6.

Чудаков, находясь в туристической поездке в Венгрии, – нанес тяжкий вред здоровью своей знакомой, входившей в эту же груп­пу, после чего он с потерпевшей был доставлен на борт российского теплохода, который вышел в море до прибытия полиции.

Методические указания: для решения задачи необходимо установить, как в указанной выше ситуации можно применить правила территориального и национального принципов действия российского Уголовного закона в пространстве.

Задача № 7.

Гражданин РФ Борисов выехал по туристической путевке в Италию, где во время ужина в ресторане поссорился с гражданином США Дрейком. Во время ссоры Борисов ударом бутылки по голове причинил Дрейку серьезную черепно-мозговую травму, после чего скрылся и вернулся в Россию. В дальнейшем правоохранительными органами Италии данное преступление было раскрыто.

Может ли Борисов быть выдан властям Италии, США, либо он должен быть привлечен к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству?

Методические указания: для решения задачи необходимо установить, как в указанной выше ситуации можно применить правила территориального и национального принципов действия УК РФ в пространстве. Кроме этого, требуется выяснить, как в УК РФ решен вопрос о выдаче лиц, совершивших преступление, и может ли российский гражданин быть экстрадирован в другое государство для привлечения к уголовной ответственности.

 

Задача № 8.

В Москве задержан гражданин ФРГ, которого разыскива­ют власти Англии за торговлю наркотическими средствами в Лондоне.

Подлежит ли он выдаче властям ФРГ или Англии? Может ли он быть привлечен к уголовной ответственности в России?

Методические указания: для решения задачи необходимо выяснить, что представляет собой и в каких случаях применяется универсальный принцип действия российского уголовного закона в пространстве. Затем требуется проанализировать условие задачи и установить, имеются ли основания для применения универсального принципа действия УК РФ в пространстве и если да, то какие уголовно-правовые последствия это может повлечь за собой.

Задача № 9.

Второй секретарь посольства одного из иностранных государств Ричардсон и его супруга были задержаны сотрудниками российской контрразведки при изъятии ими из тайника, расположенного возле дороги, специального контейнера, в котором содержались сведения, относящиеся к государственной тайне.

Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности по закону России?

Методические указания: для решения задачи необходимо выяснить, что представляет собой уголовно-правовой иммунитет и каким образом вопрос об уголовно-правовых иммунитетах регламентирован в российском законодательстве. Особое внимание нужно уделить вопросу о том, распространяется ли уголовно-правовой иммунитет представителей иностранных государств (глав дипломатических представительств и консульств) на других сотрудников данных представительств и консульств, а также членов их семей.

 

ТЕМА 4: «ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

 

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Понятие преступления по российскому уголовному праву, его социальная сущность.

2. Признаки преступления.

3. Малозначительность деяния: понятие, признаки, уголовно-правовое значение.

4. Категории преступлений.

 

Дополнительная литература

1. Георгиевский Э. В. Общее понятие преступного в истории уголовного права России: терминологическое многообразие // Государство и право. – 2008. – № 4.

2. Козлов А.П. Понятие преступления. – СПб., 2004. (Раздел 2, стр. 693-754)

3. Мальцев В.В. Малозначительность деяния в уголовном праве // Законность. – 1999. – № 1.

4. Марцев А.И. Преступление: сущность и содержание. – Омск, 2000.

5. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). – М., 1982.

Задача № 1.

Поливанов, шофер автотранспортного предприятия, проезжая по улицам города, допустил нарушение правил безопасности движения – превысил скорость, установленную для данного участка дороги, об­гоняя машины, выехал на полосу встречного движения, создав тем самым аварий­ную ситуацию для встречного транспорта.

Подлежит ли Полива­нов уголовной ответственности по статье 264 УК РФ?

Методические указания: для решения задачи необходимо ознакомиться с содержанием статьи 264 УК РФ и выяснить, в чем заключается общественная опасность действий, ответственность за которые установлена данной статьей. Затем требуется определить, все ли признаки преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, содержатся в действиях Поливанова. Если нет, то какой признак отсутствует, и какие уголовно-правовые последствия должны наступить.

 

Задача № 2.

Сотрудник налоговой службы Тиунов, проводя проверку финансовой деятельности акционерного общества в связи с поступившим заявлением относительно возможных нарушений налогового законодательства, обнаружил факт неуплаты налогов как в целом акционерным обществом, так и его руководителем Петиным. Не считая важным устанавливать причину неуплаты и сумму неуплаченных налогов, Тиунов постановил возбудить в отношении Петина уголовное дело по статьям 198 и 199 УК РФ.

Является ли правильным решение Тиунова?

Методические указания: для решения задачи необходимо ознакомиться с содержанием статей 198 и 199 УК РФ и определить, какими признаками должны обладать деяния, чтобы их можно было квалифицировать как преступления, ответственность за совершение которых предусмотрена данными статьями УК РФ. Далее, установив криминообразующие признаки указанных деяний, нужно выяснить, отвечает ли этим признакам деяние, совершенное Петиным. Подводя итоги, нужно сделать вывод о том, какие уголовно-правовые последствия должны повлечь за собой действия Петина.

 

Задача № 3.

В историческом музее города был похищен один из экс­понатов – гимнастерка героя гражданской войны, имя которого носил город. Работниками милиции по факту похищения гимнастерки было отказано в возбуждении уголовного дела на том основании, что ко времени похищения гимнастерка уже не имела материальной ценности, так как не могла быть использована по своему назначению, как предмет одежды.

Правильно ли решен вопрос работниками милиции?

Методические указания: для решения задачи необходимо определить, является ли хищение гимнастерки общественно опасным деянием, и если да, то какую уголовно-правовую оценку должны получить действия похитителей. Особое внимание следует уделить вопросу о том, можно ли данное деяние признать малозначительным, применив часть 2 статьи 14 УК РФ.

 

Задача № 4.

Носов, зайдя в магазин и заметив отсутствие продавца, взял с витрины бутылку водки и две пачки сигарет на общую сумму 200 рублей. Однако, не успев скрыться, был задержан.

Являются ли действия Носова общественно опасными?

Методические указания: для решения задачи необходимо с учетом положений Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ установить, являются ли действия Носова преступными или их следует рассматривать как малозначительное деяние.

 

Задача № 5.

Авдеев похитил в трамвае из сумки гражданки Опанасенко кошелек, полагая, что в нем нахо­дится значительная сумма денег, но в кошельке было 100 руб­лей.

Совершил ли Авдеев преступление?

Методические указания: для решения задачи необходимо обстоятельно проанализировать условие и выяснить, все ли признаки малозначительности содержатся в действиях Авдеева. Если нет, то какой признак отсутствует, и какие уголовно-правовые последствия должны наступить.

 

Задача № 6.

В отношении Иванова, проходившего военную службу по призыву в одной из воинских частей, за самовольное оставление места службы продолжительностью свыше трех суток было возбуждено уголовное дело по статье 337 УК РФ. В ходе расследования было установлено, что Иванов самовольно оставил часть с целью навестить своего больного отца-инвалида, находившегося на стационарном лечении. Кроме этого, было выяснено, что Иванов неоднократно обращался к командованию с просьбой о предоставлении ему краткосрочного отпуска, но ему в этом было отказано. Иванов находился вне части непродолжительное время и самостоятельно возвратился в часть.

Подлежит ли Иванов уголовной ответственности?

Методические указания: для решения задачи необходимо определить, наличествуют ли в действиях Иванова признаки малозначительности деяния и если да, то в чем они выражаются. Особое внимание следует уделить вопросу о том, как установить объективный критерий малозначительности в случаях, когда причиненный лицом вред не может быть выражен в денежном эквиваленте. С этой целью требуется ознакомиться с дополнительной уголовно-правовой литературой.

Задача № 7.

1 апреля 2003 года студент 1-го курса Мерзляков, позвонив по телефону в приемную ректора, сообщил, что в здании университет заложено взрывное устройство. Из университета были эвакуированы находившиеся там люди, однако взрывное устройство не было обнаружено. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 207 УК РФ. В дальнейшем Мерзляков был установлен и задержан по подозрению в заведомо ложном сообщении об акте терроризма.

При допросе по делу в качестве подозреваемого Мерзляков, признав факт совершения им указанных действий, в то же время, заявил, что все это носило характер первоапрельского розыгрыша и не преследовало каких-либо иных целей.

Какое преступление совершил Мерзляков и в чем состоит общественная опасность его действий?

Методические указания: для решения задачи необходимо ознакомиться с содержанием статьи 207 УК РФ и определить наличествуют ли признаки данного преступления в действиях Котова. Следует также сравнить положения статьи 207 УК РФ и статьи 19.13 КОАП РФ и сделать вывод о том, чем отличается уголовно-наказуемый и административно-наказуемый заведомо ложный вызов специализированных служб.

Задача № 8.

Учащийся техникума Прибытков, воспользовавшись отсутствием своей знакомой Ивлевой, зашел в комнату общежития, где она проживала, и взял принадлежащую ей магнитолу и 1000 рублей. При этом он оставил записку, в которой сообщал Ивлевой, для каких целей ему понадобились деньги и магнитола, а также заверил ее, что вернет взятое через два дня. Не дожидаясь истечения этого срока, Ивлева заявила о краже своего имущества в милицию, не скрывая содержание записки Прибыткова.

Совершил ли Прибытков преступление?

Методические указания: для решения задачи необходимо выяснить, что законодатель понимает под кражей и какие фиксирует признаки данного преступного деяния. Затем нужно решить вопрос о том, наличествуют ли признаки кражи в действиях Прибыткова. С этой целью рекомендуется обратиться к положениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».

 

Задача № 9.

Определите категории преступлений, предусмотренных статьями 105, 106, 108, частью 4 статьи 111, 117, 126, 130, 143, 150, 158, частью 3 статьи 162, 171, 176, 188, 205, 209, 210, 264, 258, 277, 306, 316 УК РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.