Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика восстановления речи при акустико-гностической афазии




Прямые методы рассчитаны на непроизвольное всплывание в памяти больных хорошо упроченных навыков. Обходные методы предполагают произвольное освоение способов восприятия речи и собственного говорения. Пострадавшая функция теперь будет реализовываться новым, непривычным для больного способом.

Эффективность восстановительного обучения при афазии зависит от следующих факторов:

1. Место и объем очага поражения. При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии или травмы головы. Афазия у детей 5-6 лет преодолевается быстрее, чем у школьников и взрослых.

1. Форма афазии и степень тяжести проявлений

2. Наличие признаков левшества

3. Сроки начала восстановительного обучения

4. Общее соматическое состояние

5. Возможность организации амбулаторных занятий

6. Преморбидный уровень

7. Взаимоотношения с родственниками

Все это факторы, обеспечивающие длительность, систематичность логопедических занятий.

Общие методы восстановительного обучения при афазии (Л.С. Цветкова. Афазия и восстановительное обучение. Стр.74 - 81)

1. Невербальные методы

2. Метод ритмико-мелодической структуры речи

3. Метод введения в контекст

4. Методы предметной и мотивированной деятельности

5. Метод стимулирования активности больных

 

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (Акустико-гностическая) Основная цель восстановительного обучения – восстановление фонематического слуха, работа над пониманием речи.
  Инициальная стадия заболевания Основной этап Резидуальная стадия заболевания продолжается работа над первичными и вторичными нарушениями.
Понимание речи (импрессивная речь) Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи; — ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом; — выполнение простых устных инструкций; Восстановление фонематического слуха: — дифференциация слов, различающихся по длине и ритмиче­ской структуре; — выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры Восстановление понимания значения слова: — выработка обобщенных понятий — подбор определений к словам. Восстановление понимания развернутой речи: — ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге; — прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним; — улавливание искажений в деформированных сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложениях; — осмысление логико-грамматических оборотов речи; — выполнение устных инструкций в форме логико-грамма­тических оборотов речи. 2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структу­ры слова: — подбор синонимов в качестве однородных членов предложе­ния и вне контекста; — работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
Устная речь (экспрессивная речь) Накопление обиходного пассивного словаря: — показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим при­знакам; — показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.); — показ частей тела на картинке и у себя Преодоление расстройств устной речи: — «наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составь­те предложение из 3-х слов!» и т.д.); — уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, допущен­ных больным; Коррекция устной речи: — восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания больного на своих ошибках; — составление рассказов по серии сюжетных картинок; — пересказ текстов по плану и без плана; — составление планов к текстам; — составление речевых импровизаций на заданную тему; — речевые этюды с элементами «ролевых игр».
Письменная речь Подготовка к восстановлению письменной речи: — раскладывание подписей к предметным и простым сюжет­ным картинкам; — ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зритель­ное восприятие текста вопроса и ответа; — письмо слов, слогов и букв по памяти; — «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (боль­ной читает «про себя», а педагог вслух); — выработка связи «фонема— графема» путем выбора задан­ной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку. Восстановление письменной речи: — закрепление связи «фонема— графема» путем чтения и письма букв под диктовку; — различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор; — письмо под диктовку слов и простых фраз; — чтение слов и фраз, а такжепростых текстов с последующи­ми ответами на вопросы; — самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или пись­менный диалог. Дальнейшее восстановление чтения и письма: —- чтение развернутых текстов, различных шрифтов; — диктанты; — письменные изложения; — письменные сочинения; — усвоение образцов поздравительных писем, деловой запи­си и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.