Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9.Источники административного права




Виды административно-правовых норм

Вопрос 8. Административно-правовые нормы

Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права:

• устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;

• регулируют деятельность органов исполнительной власти;

• регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти; определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений.

2. По предмету регулирования.

3. По предмету воздействия на субъекты, административного права.

4. По адресату.

5. По пределу действия: срочные и бессрочные

6. С учетом федеративного устройства.

7. по кругу лиц

Источники административного права - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих административно-правовые нормы, источники административного права можно разделить на следующие группы.

2. Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы РФ:

а) Конституция РФ, обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;

б) акты Федерального Собрания РФ:

• федеральные конституционные законы - основные законы, которые содержат нормы, устанавливающие систему органов государственного управления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций;

• федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни,

• акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

• указы, распоряжения Президента РФ;

постановления, распоряжения Правительства РФ;

• нормативные акты министерств и других центральных органов;

• приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

• конституции, уставы субъектов Федерации;

• законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

• указы, распоряжения президентов (губернаторов);

• постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

• приказы, постановления министерств субъектов Федерации;

• приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.

4. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

• распоряжения;

• решения.

5. Международные акты, которыми регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля.

Вопрос 10.Административно правовые отношения.

Административно-правовые отношения - общественные отношения, ре-. гулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых отношений:

• в качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;

споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Элементы административно-правовых отношений - субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

Субъекты административно-правовых отношений:

государственные органы и их структурные подразделения; предприятия, учреждения, организации; общественные (негосударственные) объединения;

служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;

представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;

граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства.

Общий объект регулирования административно-правовых норм - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, непосредственный объект - поведение субъектов.

Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как пра-

вило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия - результат активного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События - явления, независимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. п.).

В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

• между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

• между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);

• между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;

• между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

• между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

v" между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

между субъектами исполнительной власти и гражданами.

2. В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правитель ством РФ и правительствами республик);

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);

между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).

3. В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют:

внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;

• внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

4. По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:

• порожденные правомерными действиями;

• порожденные неправомерными действиями.

5. По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:

• материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;

процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей,

которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты:

• граждане Российской Федерации;

• иностранные граждане;

• лица без гражданства. Коллективные субъекты:

а) государственные организации:

• органы исполнительной власти (государственного управления);

• государственные предприятия, учреждения и их объединения;

• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

б) негосударственные организации:

• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

• трудовые коллективы;

• различные коммерческие структуры;

• органы местного самоуправления.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.