Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Педагогика как наука и практика

Семинар.

Цель: содействовать развитию профессиональной компетентности педагога на основе осмысления сущности воспитания, обучения, образования - основных категорий педагогики и объектов педагогической деятельности бакалавра.

Задачи:

1. Знание сущности понятий «наука», «предмет педагогики»,

«педагогический процесс», «образование», «воспитание, «обучение», задач и функций педагогики.

2. Умение обосновывать статус педагогики как науки и искусства (теории и практики); сравнивать смыслы основных понятий педагогики, обосновывать задачи и функции науки.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы и подготовки сообщений.

  1. Сформулируйте аргументы(не менее 5 к каждой позиции) в пользу того, что педагогика – наука и педагогика – это искусство.
  2. На листе А4 ( или в тетраде ) составьте таблицу.Для этого используя учебники по педагогике, педагогические словари, энциклопедии выпишите определения (может быть несколько определений одного понятия в одном учебнике), раскрывающие сущность основных педагогических понятий. Выпишите название и авторов учебников и № страниц.

Вариант оформления

Издание   Кате гории     Пелагогика под ред. А.П.Тряпицыной СПб 2013.      
Педагогический процесс       - это целенаправленное взаимодействие ….(с. 34)    
Воспитание (несколько значений) 1. В широком соц. значении. 2. В широком педаг. значении 3. В узком педаг. значении   ….    
       
       
Обучение              
Образование (несколько значений)        

 

После таблицы ответьте на вопросы.

· Найдите общее и отличительное в данных определениях.

· Которые из них являются для вас наиболее убедительными и почему?

· Какими из них вы будете пользоваться в практической деятельности?

· Какими, по вашему мнению, пользовались педагоги вашей школы?

 

3. Сравните смыслы основных педагогических понятий (воспитание, обучение, образование) в различных языках (русском, английском, немецком и др.).

Объясните сходства и различия различий в разных языках.

4. Сопоставьте различные точки зрения на предмет педагогики и постройте иерархию понятий по вашему усмотрению. Обоснуйте построение.

«Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которые педагогика не может не обратить внимание, предметом же педагогики должно и может быть образование» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Л.Н. Толстой. Пед. соч. М., 1989.).

«…Воспитание – это органическая часть целого, т.е. «образования личности» оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации)» (Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. – 1997. - № 4. – С. 45

«Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики. Она, эта попытка, уже привела к тяжелым последствиям и в массовой практике, и в теории, и в подготовке студентов педагогических вузов к работе в школе» (Гликман И.З. Воспитание и образование // Педагогика. – 1998. - № 2. – С. 113).

«…На первых порах реформирования образовательной системы понятие «воспитание» было вообще выведено за рамки реформирования. Предполагалось, что все может быть «схвачено» термином «образование». На деле воспитательные процессы обретения нравственной культуры личности, становления ее ценностных ориентаций, ее гражданской позиции и эстетической культуры стали не просто «вторичным», а нередко выпадали из реального образовательно-воспитательного процесса, особенно в массовых общеобразовательных школах» (Круглый стол «Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения» // Педагогика. – 1999. - № 3. – С. 13).

«В историческом отношении образование значительно «моложе» воспитания. Однако на социальном уровне рассмотрения воспитание наряду с обучением может быть помещено в контекст понятия «образование». При этом обучение будет рассматриваться как некая «информационная пища», целенаправленное информационное обеспечение процесса воспитания, а само воспитание – как гарант того, что полученная информация используется человеком во благо. Тогда образование можно определить как социально-культурный механизм целенаправленного формирования человеческого качества (образа) на основе обучения (Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. – 1998. – № 8. – С. 59-60).

5. Отразите в виде схемы связь между основными категориями педагогики.

6. Можно ли согласиться с такой трактовкой предмета педагогики: «Предметом изучения педагогики должно стать исследование всего процесса социального формирования человека… исследование всей суммы фактов, которые его определяют, закономерностей, которым он подчинен» / М.В. Крупенин, В.Н. Шульгин. В борьбе за марксистскую педагогику. – М., 1929. – С. 89.

7. Включитесь в разговор, участники которого представители различных отраслей человеческой деятельности: педагог, ученый-кибернетик, публицист, писатель …

- Прекрасно неточная наша наука … похожа если не на искусство, будем скромнее, то на ремесло в высоком понимании этого слова …

А. Лиханов

- Напротив, воспитание должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам …

А.С. Макаренко

- Жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть великим искусством воспитания детей …

Н. Винер

- Педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей. Стопроцентная наука о стопроцентном искусстве … Пожалуй, это единственная наука, которая признает интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой …С.Л. Соловейчик

8. Зачем нужна педагогика научная, если есть проверенная веками педагогика народная?

9. Разделяете ли вы точку зрения: «Каждый человек и всю жизнь является педагогом»?

10. В чём отличие задач педагогической науки и педагогической практики? Покажите на конкретных примерах педагогических задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Семинар 9. Власть, социальная ответственность бизнеса и этика менеджера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.