Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательного и добровольного подтверждения соответствия




 

Виды подтверждения соответствия Обязательное подтверждение соответствия Добровольное подтверждение соответствия
Формы подтверждения Обязательная сертификация Декларирование соответствия Добровольная сертификация
Цели проведения Обеспечение безопасности и экологичности продукции и процессов ее жизненного цикла Подтверждение качества, конкурентоспособности продукции, услуг, работ, систем менеджмента качества предприятия  
Объекты оценки Потенциально опасная продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации Любые объекты (продукция, процессы, работы, услуги и др.)
Нормативная база Технические регламенты Стандарты различных категорий, требования договоров и другая техническая документация
В переходный период: законодательные акты, Постановления Правительства РФ, нормативные акты ФОИВ, обязательные требования стандартов (до утверждения соответствующих технических регламентов)
Сущность оценки Подтверждение соответствия всем требованиям технического регламента Подтверждение соответствия национальным стандартам или другим требованиям по желанию заявителя
Кто подтверждает Орган по сертификации в системе обязательного подтверждения (3-я сторона) Доказательную базу формирует сам заявитель (1-ая сторона) Органы по сертификации в системах добровольной сертификации
Документ, подтверждающий соответствие Сертификат соответствия в системе обязательной сертификации Декларация о соответствии Сертификат соответствия национальному стандарту или сертификат соответствия другим требованиям, установленным в системе добровольной сертификации
Знак соответствия Единичный знак обращения на рынке, утвержденныйПостановлением Правительства РФ Знак соответствия национальному стандарту или знак соответствия системы добровольной сертификации
декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия

 

Индустрия туризма и гостеприимства – это, прежде всего, сфера услуг.

Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя (ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения).

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) включает следующие группы (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, ред. от 18.12.2006): 01 - бытовые услуги; 02 - услуги пассажирского транспорта; 03 - услуги связи; 04 - жилищно-коммунальные услуги; 05 - услуги учреждений культуры; 06 - туристские и экскурсионные услуги; 07 - услуги физической культуры и спорта; 08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги; 09 - услуги правового характера; 10 - услуги банков; 11 - услуги в системе образования; 12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 80 - прочие услуги населению.

Эффективное функционирование индустрии туризма и гостеприимства во многом зависит от качества всех перечисленных услуг, но основное внимание в данном учебнике уделено вопросам стандартизации и сертификации туристских, экскурсионных и санаторно-оздоровительных услуг, услуг средств размещения, общественного питания и пассажирского транспорта.

«Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, ред. от 18.12.2006) разработан для решения следующих задач: развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению; осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей; повышения эффективности применения средств вычислительной техники; учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению; изучения спроса населения на услуги; предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами; гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями; актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий. Для классификатора услуг населению принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков.

 

Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» работы и услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия (Информационное письмо Госстандарта РФ от 11 июля 2003 г. N ВК-110-28/2522 «О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р»). В пункте 2 статьи 4 ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся сферы применения ФЗ «О техническом регулировании», применяются в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 со дня вступления в силу ФЗ обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции. Работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров (Статья 21 ФЗ «О техническом регулировании»)

Основополагающим документом Системы добровольной сертификации услуг (далее Системы), входящей в качестве подсистемы в Систему сертификации ГОСТ Р являются Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 21 августа 2003 г. N 97, регистрационный номер РОСС RU 0001.О3УУОО.

Правила устанавливают организационную структуру Системы, основные принципы сертификации, а также порядок добровольной сертификации услуг.

Организационную структуру Системы образуют: руководящий орган Системы – Консультационно-внедренческая фирма «Интерстандарт» (КВФ «Интерстандарт»); научно-методический центр Системы – ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ВНИИС); центральные органы добровольной сертификации однородных видов услуг; органы по сертификации услуг; испытательные лаборатории (центры).

Сертификация услуг в Системе проводится органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном в Системе сертификации ГОСТ Р, по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем.

Порядок проведения добровольной сертификации услугвключает: - подачу заявки на сертификацию в аккредитованный орган по сертификации; - рассмотрение и принятие решения по заявке органом по сертификации; - подтверждение (оценка) соответствия услуг установленным требованиям; - принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия; - выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия; - инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Для проведения сертификации услуг заявитель (исполнитель услуги) направляет в аккредитованный орган по сертификации заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты-вопросника). Форма заявки должна соответствовать документу Правила по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.10.2000 № 71).

По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием: в случае положительного решения - наименования и кодов услуг, по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации; в случае отрицательного решения - причин отказа.

Оценка соответствия услуг проводится органом по сертификации услуг в соответствии с требованиями нормативных документов. Для целей сертификации в Системе используются: стандарты различных категорий, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, технические условия, рецептуры и другие документы, определяемые заявителем.

В процедурах оценки органом по сертификации услуг могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие сертифицируемых услуг установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации, в т.ч.: результаты социологических и экспертных оценок; акты проверок, сертификаты, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг, либо их территориальных органов, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов; результаты анализа (экспертизы) технических документов, используемых исполнителем услуг, на соответствие требованиям нормативных документов.

Процедуры оценки соответствия услуг проводятся в соответствии со схемами сертификации, приведенными в Приложении А «Правил функционирования системы добровольной сертификации услуг» (Таблица3).

Таблица 3. СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.