Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Объект и методы психодиагностики межличностных отношений

Полное

Сильное

Среднее

Слабое

1 степени - разрушение характеризуется разрушением второстепенных элементов здания (оконных, дверных проемов).

2 степени - разрушение характеризуется разрушением второстепенных элементов здания (легких межкомнатных перегородок).

1 степени - разрушением 10% здания, при этом подвалы сохраняются, часть помещений здания пригодна для использования.

2 степени - разрушением 20% здания, при этом подвалы сохраняются, часть помещений здания пригодна для использования.

3 степени - разрушением 30% здания, при этом подвалы сохраняются.

1 степени - разрушением 40 % здания, при этом подвалы повреждены,

2 степени - разрушением 50% здания,

1 степени - разрушение характеризуется разрушением и обрушением 60% объема здания,

2 степени - разрушение характеризуется разрушением и обрушением 80% объема здания,

3 степени - разрушение характеризуется разрушением и обрушением 100% объема здания,

Здания промышленной зоны могут получить четыре степени разрушения: полное, сильное, среднее и слабое.

Затем применяя расчётные таблицы, возможно быстро рассчитать следующие показатели: общие потери, санитарные потери и безвозвратные потери для следующих категорий населения – не укрывшегося населения, укрывшегося в простейших укрытиях и укрывшихся в убежищах. Кроме того можно точно определить количество пострадавших нуждающихся в первой врачебной помощи, нуждающихся в эвакуации транспортными средствами, а также количество пораженных грудь, живот, голову, позвоночник, таз и психических пострадавших.

Заключение.

В современных боевых действиях возможно применение различных видов оружия не только обычного, но и оружия массового поражения. В результате воздействия различных видов оружия и разных поражающих факторов возникают комбинированные поражения. В этих случаях поражения от одного вида оружия могут отягощать течение поражений от другого вида оружия (фактора). Возникает «синдром взаимного отягощения».

Так, лучевая болезнь снижает защитные функции организма, замедляет заживление ран (регенерацию), выздоровление. В свою очередь, другие поражения (травмы, инфекционные болезни) отягощают состояние пораженных лучевой болезнью, замедляют их выздоровление. Резко ухудшают состояние пораженных и одновременное воздействие на них химических веществ.

Таким образом, возникновение очага комбинированного поражения приведет к резкому увеличению потерь, усложнит структуру поражений, затруднит розыск, оказание медицинской помощи пораженным, их эвакуацию из очага, утяжелит течение поражений и осложнит лечение.

Структура поражений и характер санитарных потерь в очагах комбинированных поражений может быть самым разнообразным и будет зависеть от видов примененного оружия, их сочетания: чаще будут травмы, ожоги, заражения, облучения.

1.Характеристика общих качеств группы2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений3. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения4. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений Традиционно в психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так,состав группы может быть описан по различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. Когда реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: шк-ный класс, спортивная команда или производственная бригада. Мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп. Непосредственно общие качества группы: Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция). Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы. Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность - реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях;

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

в) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.).

Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.

2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений Традиционная методика этой группы — социометрический тест, предложенный Дж. Морено (Moreno J., 1934). Его суть — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т. д.

Социометрия и ее модификации

Социометрия (лат. socio – общность, общество; metrum – измерять) – это метод исследования межличностных взаимоотношений в группе, коллективе. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психоло­гической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда существует психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся стихийно как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько (например, взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой каждая личность подчиняет свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

Сущность социометрической процедуры состоит в проведении опроса, связанного с необходимостью выбора членов группы или оценки их деятельности. Социометрическая процедура может проводиться в двух формах:

– непараметрическая социометрия (без ограничения числа выборов членов группы);

– параметрическая социометрия (с ограничением числа выборов, например, в группе из 25 чел. каждому предлагают выбрать до 4-5 чел.).

Выбор может быть положительным и отрицательным.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности (разобщенности) в группе; б) выявление социометрических позиций, т.е. соотношение авторитета членов группы по признакам симпатии (антипатии), где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Результаты социометрии подвергаются тройной количественной обработке: табличной (социоматрица), графической (социограмма) и индексологической (индивидуальные и групповые индексы, характеризующие личность как члена группы и саму группу).

Табличный с пособ заключается в построении социоматрицы – специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе. Виды социограмм. Обычно используются три вида социограмм: произвольные, локограммные, и концентрические.

Социограмма локограммного вида располагает на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении. Локограммная социограмма для рассмотренной выше группы представлена, прямоугольники обозначают в данном случае столы в аудитории.

 

 

Критерии выбора определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли трудовые отношения, досуг, например:

– С кем бы Вы хотели выполнять … задания?

– С кем бы Вы ни в коем случае не хотели выполнять эти задания?

– Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года?

– Кого бы Вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

Математические индексы индексологические. Математические способы обработки данных заключаются в подсчете математических показателей, которые можно разделить на индексы групповые и индивидуальные. Наиболее используемые показатели – индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности.

Я.Л. Коломинский предлагает на примере анализа школьных классов считать, что «звезды» получают 6 и более выборов, «предпочитаемые» – 3 – 5 выборов, «принятые» – 1 – 2 выбора. Однако существует и более точная схема подсчета. На симпозиуме по изучению коллективов социометрическими методами (Тарту 1968 г.) была принята следующая схема соотнесения количества предпочтений каждой ролевой позиции[1]. Сначала необходимо определить число m по формуле:

m= R / N

R – общее количество сделанных положительных выборов;

N –число членов группы;

m – среднее количество выборов.

Индекс социометрического статуса i члена группы определяется по формуле:

S (R i +)

S i + = ___________,

N – 1

где R i + – полученные i -членом положительные выборы, S – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i -члена, N – число членов группы.

Индекс отвержения i – члена группы определяется по формуле:

S (R i )

S i = ____________,

N - 1

где R i – все полученные i -членом отрицательные выборы.

 

Существует также и такой вариант подсчета индекса социометрического статуса, в котором учитываются и положительные и отрицательные выборы.

S (R i + + R i )

S i = _____________________

N - 1

Индекс групповой сплоченности выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей. Психологический смысл этого индекса заключается в наличии или отсутствии взаимности в момент совершения выборов в группе. Чем больше взаимных выборов в группе, чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность.

Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывается по следующей формуле:

S (А+)

Сгр= –––––––––,

1/2 S (А)

где Сгр – групповая сплоченность, S (А+) – сумма всех взаимных положительных выборов в группе, S (А) – количество всех сделанных выборов в группе. Если все выборы в группе взаимные, то индекс достигнет своего максимального значения, т.е. единицы. Если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то величина групповой сплоченности будет равна нулю.

В примере мы можем найти 5 взаимных выборов, общее количество выборов – 18, следовательно, индекс сплоченности

Сгр = 5/9 = 0, 56.

Это означает, что более половины выборов, сделанных в группе, носят характер взаимности

Создавались различ. модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс отношений, изучаемых с помощью М.с., и способы получения информации об этих отношениях. В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и др. отношения между членами группы, а способы получения информации включают всё основные способы сбора данных, используемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов и текстов). К таким модификациям относится, напр., "референтометрия", позволяющая выделять референтные группы, т. е. определять для каждого респондента тех членов группы мнение к-рых его в наибольшей степени интересует. Др. пример - методика "выбора в действии", суть к-рой заключается в том, что исследователь получает информацию о выборах членов группы путем наблюдения в реальной или специально сконструированной им экспериментальной ситуации (напр., при исследовании межличностных отношений школьников младших классов или дошкольников каждому ребенку вручают несколько открыток и просят подарить по одной открытке своим товарищам).

Другой вариант социометрии, который часто используется психологами детских садов – методика «Два дома». Ребенку предлагается расселить детей своей группы в двух домах, при этом один дом явно красивее другого, он может быть похож на дворец, более ярко раскрашен, несомненно, более привлекателен. Наиболее вероятно, что именно в этот дом ребенок поместит себя и тех, кто ему ближе, а в другой дом – тех, кто ему менее симпатичен.

К обсуждаемой категории методик можно отнести и средства прямой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки может быть основан на вопросах, требующих от испытуемого общей оценки группы (например: "Насколько привлекательна для Вас эта группа?", "В какой степени Вы привязаны к членам данной группы") или оценки собственного членства в ней (например: "Хотите ли Вы остаться членом данной группы?"). При оценке данного методического приема можно согласиться с указанным автором, что столь "лобовые" вопросы не позволяют надеяться на искренние ответы. Однако необходимо отметить важность интегративного показателя привлекательности для отдельного человека группы в целом, что до сих пор не получило достаточного внимания в исследованиях.

Несколько слов о главном недостатке методик диагностики межличностных отношений посредством субъективных предпочтений, оценки отношений участниками интеракций. Сам принцип такого подхода сталкивается со схожими методологическими проблемами, как и метод интроспекции в общей психологии. Хочется обратить внимание на то обстоятельство, что сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рационализации и реактивных образований) может кардинально измениться. Указанные обстоятельства делают понятным устремление социальных психологов к поиску косвенных средств оценки межличностных отношений, которые давали бы возможность количественно оценить позитивной — негативное отношение человека к другому.

Методика косвенной оценки межличностных отношений. Это, наверное, самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. Они основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

Наиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений — положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.

Средства исследования, основанные на феноменах "личностного пространства", можно разделить на три категории:

а) техники наблюдения реальной ситуации;

б) техники символического моделирования реальной ситуации;

в) проективные средства.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях.

3. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения Для диагностики межличностных отношений, важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые проявляются и влияют на процесс общения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д. Все шкалы вряд ли можно перечислить, их очень много, потому что большинство исследователей и практиков строят их, исходя из своих задач и конкретной ситуации. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные лексикологические опросники, подготовить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений.

Калифорнийский психологический опросник личности (СР1)

Он был разработал по принципу MMPI в конце 60-х годов американским психологом Дж. Гоухом (Gough H., 1960). Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, — это "предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них". В отличие от MMPI CPI предназначен для здоровых людей и выявляет не патологические, а скорее социально-психологические характеристики личности.

Сам опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому надо ответить "да" или "нет". Большинство вопросов, 200 из которых взяты из MMPI, касается типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами по 18 шкалам опросника, и строится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются, по предложению автора, в четыре группы.

6 шкал, входящие в первую группу, измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях. Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. Т ретий класс измеряет потенциал достижения и развития человека, его интеллектуальную эффективность. В ч етвертый класс входят три шкалы: психологичность, гибкость и женственность.

Межличностные отношения имеют сложную структуру, они пронизывают разные уровня организации личности. Поэтому вряд ли, используя один, даже хорошо разработанный тест, можно полностью раскрыть человеческие отношения. Одна из попыток создать системную батарею для диагностики межличностных отношений индивида принадлежит Т. Лири и его сотрудникам.

Она включает три методики для диагностики межличностных отношений у индивида на четырех уровнях. Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму -- круг, который составляют из восьми психологических тенденций (октант). Они определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях. По мнению Т. Лири, это доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность. Октанты заключают в себе качества, характеризуемые следующими восемью психологическими тенденциями: 1) тенденция к лидерству — властность -- деспотичность; 2) уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность, 3) требовательность — непримиримость — жестокость; 4) скептицизм -- упрямство — негативизм; 5) уступчивость — кротость — пассивная подчиняемость; 6) доверчивость -- послушность ~ зависимость; 7) добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость ~ бескорыстие — жертвенность.

Первый уровень личности — уровень публичного межличностного поведения — измеряется с помощью 8 шкал ММРТ, а полученные результаты переводятся в 8 главных октант дискограммы. Второй уровень — образ себя и других — измеряется специально для этого созданным списком личностных качеств, который состоит из 128 прилагательных. Третий уровень — уровень бессознательного и личностных символов — измеряется 10 картами ТАТ. Испытуемого просят описать в двух предложениях каждую картинку. Четвертый уровень -- сознательный идеал -- измеряется заполнением того же списка личностных качеств, испытуемого просят ответить, каким бы он хотел быть.

Таким образом, получается оценка личности по 8 главным психологическим тенденциям на разных уровнях организации личности.

Несмотря на всю продуманность батареи тестов, остается неясным, как соотносить разные уровни между собой (особенно уровень бессознательного и личностных символов), не хватает данных для стандартизации всей батареи тестов, для количественного сопоставления результатов. Поэтому распространение получила не сама батарея тестов, а список личностных качеств, который широко используется советскими психологами. Сама эта методика может заполняться и наблюдателем, чтобы потом сравнить с результатом заполнения самим человеком.

Обобщая, можно сказать, что один из возможных путей диагностики межличностных отношений лежит в выявлении тех индивидуальных качеств и свойств, которые влияют на сами отношения. Существуют разные вербальные шкалы для выявления того или иного свойства. Что касается более общей методики, то большинство авторов сходятся в том, что пока лучше всего разработанной методикой для данной области является Калифорнийский психологический опросник личности. Он может быть использован при решении самых разнообразных задач как научного исследования, так и психологической практики.

4. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач. Для более глубокого понимания и решения прикладных задач, в частности коррекционных, исследователю необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его экспектациях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии ~ индивидуальной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные.

Для исследования особенностей отражения межличностных отношений часто используются методики тематической апперцепции. Для взрослых применяют ТАТ, для детей – CAT, для исследования межличностных отношений в семье — FPI, которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. В этих целях обычно используются также методики ЦТО, семантический или личностный дифференциал, личностной идентификации, репертуарные решетки Дж. Келли, рисуночные тесты и др. Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отношений в невербальном уровне субъективного отражения, является цветовой тест отношений,

 

Вопросы для контроля

1. Перечислите основные характеристики малой группы.

2. Какие характеристики малой группы измеряются социометрией?

3. Какие методы диагностики межличностных отношений на основе субъективных предпочтений вам известны?

4. Как влияют индивидуальные свойства личности на особенности межличностных отношений? С помощь каких методов и методик их можно диагностировать?

5. Можно ли использовать проективные методы для диагностики межличностных отношений?

 


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Он может составить при отличной санитарно подготовке населения - 0,9, при хорошей - 0,7, удовлетворительной - 0,5, при неудовлетворительной - 0,2 | Відмежування трудового права від суміжних галузей права: конституційного, цивільного, адміністративного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.386 сек.