Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Основные этапы развития криминологии

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИИ

 

Лекция – 2 часа.

 

План лекции

Введение

1. Основные этапы развития криминологии.

2. Предмет, задачи и функции криминологии.

3. Методы криминологии.

4. Взаимосвязь криминологии с другими отраслями научного знания.

5. Основные зарубежные криминологические теории.

Заключение

 

Рекомендуемые источники:

Клейменов М.П. Криминология: учебник. М., 2008.

Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

Кузнецова Н.Ф. Лекция по теме: «Понятие, предмет, система криминологии» // Российский криминологический взгляд. 2006. № 4.

 

Введение

Правовые науки, такие, как уголовное право, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и другие разработали инструменты понимания преступления, сформулировали виды преступлений, свели их в уголовные кодексы, определили формы и методы, процессуальный порядок борьбы с преступлениями на различных ее стадиях, установили правила обращения с преступниками. Но при всем этом, ни одна из названных наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Однако их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное (и обусловленное) с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности возникновения, существования и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.

 

Идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Ж. Кетле и др.).

В достаточно систематизированном виде о преступном поведении и борьбе с ним писал итальянец Чезаре Беккариа в книге «О преступлениях и наказаниях», которая была издана в 1761 году.

Считается, что впервые в науку слово «криминология» ввел в 1879 году ученый Топинард.

Итальянец Рафаэль Горофало в 1885 г. выпустил в свет книгу с таким названием.

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Горвард, Лонге и др.) уже в XVIII-XIX вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника.

Пробелы классической школы в изучении личности преступника дали определенный толчок к развитию антропологического направления, первым представителем которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо. По его мнению, преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Лонге).

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Ж. Кетле со своей теорией факторов.

Основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года).

Последователи Ж. Кетле расширили количество факторов (до 170-200), влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и др.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; демографическую теорию; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; теорию лишений.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней предупредительных мер.

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности.

В XVIII веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.

В начале XIX века глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман.

Известные юристы И.Я. Фойницкий и Г.Н. Тарновский, в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность как социального явления, имеющего объективные причины.

Поддерживая в целом антропологическое направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него.

После 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали исследования в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако с середины 30-х до начала 60-х гг. криминологические исследования в стране были свернуты, как считалось по причине отсутствия объективно присущих социалистическому обществу детерминант преступности. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х гг. появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии ученых-юристов (А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев,
А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова, И.И. Карпец и др.).

В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне – НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации).

С 1964 г. криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

В 1995 году создана Российская криминологическая ассоциация, объединяющей подавляющее большинство криминологов страны (Долгова А.И).

Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения отдельных видов преступлений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.