КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы менеджмента
Принципы, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ менеджмента 1. Принципы менеджмента 2. Цели менеджмента 3. Функции менеджмента В методологии управления принципы рассматриваются как одна из важнейших категорий менеджмента, синтезирующая в себе объективность экономических законов и закономерностей управления и характерные черты реальной практики. Принципы управления трактуются как устойчивые правила, основные положения и нормы поведения сознательной деятельности людей в процессе управления, обусловленные действием объективных законов. В общем виде, принципы представляют собой исходные положения науки и практики управления. Принципы определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. Решая задачи, продиктованные практикой хозяйственной деятельности, люди познавали законы и закономерности, действующие в природе и обществе. Положительная эмпирическая информация о целесообразной деятельности людей легла в основу принципов, обеспечивающих эффективную деятельность отдельных работников и коллективов. Принципы управления трансформировались в процессе развития производства и управления, но при этом они всегда отражали изменяющиеся условия управления. Требования, которыми руководствуются при определении состава принципов, заключаются в следующем: принципы должны соответствовать целям управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления. В основе системы современных принципов управления лежат 14 принципов управления, разработанные А. Файолем, многие из которых и по сей день остаются основным условием эффективного менеджмента в преуспевающих организациях. Принципы управления А. Файоля включают:
1. Разделение труда. Основной целью разделения труда является повышение эффективности труда за счет специализации отдельных работников, позволяющей рационально использовать трудовые ресурсы организации. 2. Власть и ответственность. Полномочия должны соответствовать ответственности. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться, а ответственность – естественное следствие власти. 3. Дисциплина. Предполагается соблюдение определенных соглашений, установленных между работодателем и его служащими. Без дисциплины не смогло бы преуспеть ни одно предприятие. 4. Единоначалие (единство руководства) – служащему может отдавать распоряжения относительно какого-либо дела только один непосредственный руководитель. 5. Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться под руководством одного начальника и в соответствии с одной программой. 6. Подчиненность частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не могут ставиться выше интересов организации. 7. Вознаграждение работников. Вознаграждение за исполненную работу должно быть справедливым, поощрять усердие и удовлетворять материальные и нематериальные потребности работников. 8. Централизация – это разумное сочетание централизации и децентрализации с целью повышения эффективности менеджмента организации. 9. Иерархия (скалярная цепь команд) – это цепь руководителей от самого высшего до самого нижнего уровня. 10. Порядок. А. Файоль выделял материальный порядок - «всякая вещь на своем месте» и социальный порядок – «определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте». 11. Справедливость – это «сочетание благожелательности с правосудием». Только справедливое отношение руководителей к подчиненным может обеспечить лояльность персонала.
12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала свидетельствует о плохом положении дел в организации и ведет к дополнительным издержкам. 13. Инициатива – предполагает поощрение и развитие инициативы подчиненных для успешной реализации плана. 14. Корпоративный дух. Сила организации заключается в объединении усилий всех его работников и поощрении коллективизма. Файоль подчеркивал недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». А. Файоль считал эти принципы универсальными, но тем не менее призывал к ситуативности и гибкости в их применении. В 1930-х гг. английский исследователь Линдал Урвик в работе «Элементы администрации» изложил разработанные им принципы построения формальной организации: · Соответствие работников структуре организации. · Создание специального и «генерального» штабов. Функциями специального штаба является разработка рекомендаций для руководителя, а функциями «генерального» штаба – подготовка и передача приказов руководителя, контроль и координация текущей работы. · Сопоставимость прав и ответственности. · Диапазон контроля (число лиц, находящихся в подчинении одного руководителя). Диапазон контроля не может быть жестко регламентирован, поскольку он зависит от личных качеств и способностей руководителя. Норма управляемости, рекомендованная Л. Урвиком, составляет 5-7 человек. · Специализация руководителей по целям, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку. · Определенность. Необходимым условием определенности в деятельности организации является письменное оформление прав, обязанностей и ответственности всех работников. · В свою очередь Макс Вебер сформулировал свои пять принципов построения формальной организации: · Вся деятельность организации должна быть разделена на простейшие операции, которые закрепляются за конкретными подразделениями. · Все руководители наделяются формальной властью, основанной на принципе иерархии. · Регламентация всех видов работ и ответственности каждого работника. · Кадровая политика, обеспечивающая мотивацию и стимулирование персонала. · Наличие системы контроля и санкций.
В настоящее время основными принципами менеджмента являются: 1. Научность – построение системы управления и всей ее деятельности на строго научных основах. 2. Системность и комплексность – изучение объекта управления и управляющей системы как единого целого. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза при принятии управленческих решений. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управленческой деятельности, всей управляющей системы, учет всех направлений и свойств. 3. Централизация и децентрализация – централизация обеспечивает жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках системы управления, а децентрализация способствует структурной гибкости и повышению адаптивных возможностей системы. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга. 4. Пропорциональность – обеспечение взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Например, рост и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта управления. Уровень этого соответствия может быть определен системой количественных и качественных показателей. 5. Единоначалие – каждый сотрудник организации должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя. 6. Единство распорядительства – установление четкой персональной закреплённости полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления за конкретным руководителем. Это позволяет избежать конфликтов распорядительства, когда разные руководители пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций. 7. Коллегиальность – любое принимаемое решение должно разрабатываться коллективно при тесном и активном участии опытных и квалифицированных специалистов, что способствует всестороннему комплексному рассмотрению обсуждаемой проблемы. 8. Конечная ответственность – менеджер может делегировать полномочия по решению отдельных задач своим подчиненным, но, тем не менее, он по-прежнему несет всю ответственность за надлежащее выполнение поставленных задач. Руководитель отдела отвечает за выполнение всех задач, возложенных на его подразделение, руководитель организации – за достижение ее целей. Для всех должностных лиц в организации устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ, поэтому ответственность за принятые решения несет персонально руководитель.
9. Соотнесение объема власти и ответственности – делегирование ответственности за достижение какой-либо цели должно сопровождаться передачей власти по распоряжению всеми необходимыми ресурсами. 10. Прямой канал передачи распоряжений – информация и распоряжения должны передаваться точно и без пропуска каких-либо звеньев в этой цепочке. Восходящие коммуникационные связи должны проходить через непосредственного руководителя, и ни одно звено цепи не должно быть пропущено. 11. Обратная связь – любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является импульсом для управляющей подсистемы, направленным на поддержание системы в ее заданном состоянии.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |