Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карл густав Юнг




ФРЕЙДИЗМ И КУЛЬТУРА

 

Фрейдистская концепция оказала огромное влияние не только на практическое развитие психоанализа, но и в своем теоретическом смысле.

 

Фейдизм – учение Фрейда.

Психоанализ – порожден Фрейдом, но развивался у многих других мыслителей (Юнг, Фромм, Жак Лакан).

 

Фрейд считал психоанализ частью научного мировоззрения, нежели философской системы.

Психоанализ во многом заменил этику. Это учение внесло серьезные коррективы в этический план человека.

 

Основы учения Фрейда:

1) жесткий детерминизм – у Фрейда в психике нет ничего случйного. Бессознательные влечения все решают

2) в психике ничего не исчезает, самые важные феномены психики – ранние феномены, связанные с детством. Явление механистического эволюционизма

3) использование физических понятий для описания психических явлений – физикалистское учение

4) редукционизм (сведение сложных психических явлений к психическим зависимостям)

 

Фрейд экстраполирует проблему человеческой личности, психической личности на развитие культуры и психоанализ оказывается инструментом оценки и анализа всей истории человеческой культуры (хронологический аспект) и всей совокупности ее действительных проявлений (синхронистический аспект).

 

По Фрейду природа человека не только иррациональна, но и его сознание очень ограничено.

 

Интеллектуализм и антиинтеллектуализм, рационализм и антирационализм – психоанализ, учение Фрейда находится на стыке.

 

Но Фрейд не первым открыл стихийное начало природы человека, ее спонтанные проявления. Все-таки культура считала себя способной овладеть сложностью психической жизни, роль самосознания не была поставлена под сомнение.

 

Я существует в виде иллюзии Я.

 

Человеком движут два инстинкта – самосохранения и самовоспроизведения. Последний возведен из биологической в психологическую роль – либидо. Это универсальный закон для Фрейда.

 

1900 – «Толкование сновидений». Психоаналитик помогает разобраться в причинах невроза, дает возможность пережить пациенту и очиститься от этого невроза, освободиться от груза. Неврозы связаны с подавленными желаниями, подавленными влечениями. Каждый человек – потенциальный невротик и извращенец.

 

Культура выступает как суперэго. Это надстройка своего рода – сверх Я.

Сублимация – вытеснение в ид желаний в сферу духовного творчества.

 

ПРОЧИТАТЬ:

ЮНГ – О КОЛЛЕКТИВНЫХ АРХЕТИПАХ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

 

 

 

Больше сделал для философии культуры, чем для психоанализа. Преодолел психоанализ Фрейда. Интересовался и медициной, и культурой. Родился в Швейцарии, по линии матери 0 предки были протестантскими пасторами, отец – священник. По линии отца – медики.

Пытался примирить религию и науку. Исследовал иррациональные феномены. Родился в 1875 г. Увлекался спиритизмом, оккультным знанием и феноменами, изучением состояния транса. Изучал различные символы, религии, мифы. Не антрополог, не историк религии, а медик занимался изучением этого – редкий случай. Юнговская теория – метафизическая система, не научная психология. Основы теории Юнга удовлетворяют абстрактные принципы, не эмпирические теории. У Фрейда любые символы имеют сексуальную природу и являются обобщенным выражением конкретного предмета, то у Юнга частный символ указывает на обобщенную идею. У Юнга узнать архетипического отца – невозможно, в отличие от Фрейда, где земной отец вполне понимаем.

Исследовал шизофрению, темпераменты, комплексы.

1914 – дружба Фрейда и Юнга оборвалась с публикацией последним антифрейдистской работы.

У Юнга изначально была идея о праформах. Не считал себя учеником Фрейда, а психиатров Жене и Блевера.

С точки зрения теории вещи Юнга достаточно разные. Отказался от детерминизма и натурализма Фрейда. Либидо для него не является главным аспектов в структуре личности, это просто проявление жизненной силы. Уходит от сексуальной однозначности Фрейда. Комплекса Фрейда (кастрации, Эдипов) не имеют значения для Юнга. Проблемы культуры становятся для него важны гораздо раньше. История культуры обуславливает личность настолько же, как и семейные отношения и общество. Юнг не рассматривает культуру как репрессивный механизм, как то, что обостряет противоречия внутри каждой личности, а как единство, к которому нужно возвратиться.

Психика бессознательного у Юнга отличается от фрейдовской трактовки:

1. по Юнгу, бессознательная психика содержит не только примитивные процессы, удерживающиеся вытесненными и которые не проходят в сознание, но и те аспекты, которые были отброшены в ходе развития личности.

2. бессознательная психика содержит личные переживания и идеи, которые были забыты, т.к. ими была утрачена энергетическая ценность.

3. Юнг говорит о том, что индивидуальное бессознательное - незначительная часть бессознательного в целом. В самой глубине лежит коллективное, или расовое, бессознательно, которое содержит коллективные верования и мифы. Это универсальный слой для всего человечества.

 

Основания для коллективного бессознательного:

  1. тематическое единство в мифологиях разных культур – функции героя и типы героев, схожие космогонические аспекты, эсхатологические моменты
  2. в эмпирической практике юнга каждый отдельный символ может с постоянством повторяться, постепенно освобождаясь от ассоциаций и личных переживаний пациента
  3. содержание фантазий его пациентов было сходно с тем, что обнаруживается в мифологии

 

КБ оказывает более прямое влияние на наше восприятие, мышление и воображение, не принадлежит индивидуальному опыту, а является результатом развития культурных поколений. Из КБ происходят первичные модели – архетипы.

Архетип – система предрасположенности, являющаяся одновременно образами и эмоциями. Наследуются вместе со структурами мозга, психические аспекты которого они репрезентируют. Архетипы соединяются с представлениями опыта. Это спутанные. Темные образы, устрашащие. Для их характеристики юнг пользуется словом «нуминозная» (термин Рудольфа Отта) – значит «божественное», опыт трансцендентного.

Идея бога – архетипическая для Юнга, но нельзя сделать вывод о существовании Бога за пределами души.

 

КБ – индивидуальное бессознательное – сознание.

 

ИБ – компенсаторная функция.

 

Невроз Юнг объясняет так: причина конфликта – неравномерно развитые аспекты самой личности. В каких-то жизненных ситуациях необходимо задействовать разные аспекты личности. Если человек не справляется с ситуацией – она функция становится неадеквтной, а другая – бессознательной.

 

Логическое мышление направлено на внешний мир. Тоже связано с архетипами.

 

Современная проблема культуры – ослабление или утрата связи с КБ.

Европейский кризис связан с упадком символического мышления, символического знания.

Догматический опыт выше мистического.

 

Западная йога, алхимия XX века – так сам Юнг называл свое учение.

Миф – психическое явление, которое идет из глубин души.

 

 

ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ «ПОНЯТИЕ И ТРАГЕДИЯ КУЛЬТУРЫ»

«БОЛЬШИЕ ГОРОДА»

 

 

+ ПРОЧИТАТЬ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.