Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис культуры




Существуют четыре основные теории, объясняющие происхождение культуры. ' Марксистская теория гласит, что основное отличие человека от животных заключается в труде. Труд - это процесс взаимодействия человека и природы. Человек не только преобразует форму того, что дано природой, но и ставит сознательную цель. определяющую способ и характер его действий. Совместный труд привёл к появлению речи. Обезьяна превратилась в человека, возникли общество и культура.

• Психоаналитическая теория культурогенеза изложена 3. Фрейдом в книге «Тотем с табу». Человек отличается от животных наличием у него совести. Фрейд выводит феномен совести из факта первородного греха, совершённого перволюдьми,- убийства первобытного отца.

Первобытные люди жили ордой, во главе которой стоял всемогущий отец, подчинивший себе своих сыновей и женщин и подавлявший всякую попытку удовлетворения эротических желаний у всех, кроме самого себя. Дети любили своего отца, поскольку он представлял собой силу, могущество и для каждого воплощал идеал. Тем не менее, у сыновей росли сопротивление и ненависть к отцу, поощряемые их униженными матерями. В результате сыновья убили отца и съели, скрепив его кровью свой союз, своё братство теперь уже свободных и равных индивидов Отныне сексуальное обладание, бывшее ранее яблоком раздора, трансформируется в своеобразный союз мужчин и женщин (запрещение инцеста, идентификация с коллективом и т. д.). инстинкт и жестокость заменяются отношениями ценности и права, простейшими законами, которые каждому предоставляют определённую часть суверенитета. Тем самым закон начинает действовать лишь в отсутствии вождя-отца.

Однако убитый отец - ненавидимый и одновременно любимый, деспот - не исчезает, по мнению Фрейда из памяти своих убийц и тревожит их сознание. Каждый из сыновей имеет лишь часть отцовской власти, которая из индивидуальной превратилась в «коллективное руководство».

Постепенно забывается тирания отца и вспоминаются лишь хорошие стороны прежней жизни. Ностальгия детства и чувство вины формируют новые психические «силы»: дети и женщины начинают любить образ и память того, кого ненавидели, когда он был живым. Его даже обожествляют, и он становится голосом совести, неотделимым от чувства вины. Но общество не переносит отсутствие отца. После его свержения каждый из сыновей стремится его заменить, хотя и


сожалеет о совершённом убийстве. Между ними начинается борьба за власть. Затем один из них становится узурпатором, присваивая себе власть убитого'отца и титул его продолжателя.

Так произошло рождение человека ич животного. Так вочиикли ку.и.при и общество. Но мнению 3. Фрейда, главная задача культуры заключается в том. чтобы защищать нас от асоциальных первичных позывов, не дать нам вернуться начал, в животное состояние.

Игровая теория культурогенеза была изложена голландским культурологом И. Хатиигой (1872 - 1945) в книге «Ното Ьийеш». По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Человеческая культура возникаем и развёртывается в игре. Сама культура носит игровой характер, она возникла в форме игры. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество всё снова и снова творит рядом с миром природы второй, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.

Игра - это прежде всего свободная деятельность. Она не есть «обыденная» жи лп> и жизнь как таковая. Она необходима индивиду как биологическая функция. Л социум) игра нужна в силу заключённого в ней смысла, своей выразительной ценности. Хейчинга считает, что игра старше культуры, ибо многие животные тоже любят играть.

Немецкий философ Э. Кассирер (1874 - 1945) полагал, что тайна культурогенеча коренится в формировании человека как символического животного. Первоначально человек утратил большую часть своих инстинктов. Однако, пытаясь выжить, человек был вынужден подражать животным, более укоренённым в естественной среде. Потом у человека стала складываться особая система. Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, подсказанные другими живыми существами. Человек живёт уже не просто в физической, но и в символической вселенной (мифология, язык, искусство, наука).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.