Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества и недостатки структурно-функционального подхода




Для функционального подхода изучения массовой коммуникации характерным является ряд проблем методологического порядка.

Од­на из них касается многозначности самого понятия функция.

Другая проблема связана с тем, что работа средств массовой коммуникации сопряжена с деятельностью целого ряда социальных институтов. Есте­ственно, что это серьезно усложняет разделение функций собственно массовой коммуникации и других структурных компонентов социаль­ного организма (правительств, партий, бизнеса и т.д.).

В-третьих, согласованное видение функций массовой коммуникации требует бо­лее или менее согласованного взгляда на общество, поскольку одна и та же функция может иметь различную интерпретацию в рамках различных теоретических подходов.

В-четвёртых, в ряду недостатков обсуждаемого часто отмечаются цикличность, замкнутость и, как следствие, определенная консервативная напра­вленность функционализма. По мнению критиков, идея о том, что массовая коммуникация играет важную роль в поддержании соци­альной системы в целом скрывает на самом деле конфликт ин­тересов. Причем согласие в обществе принимается как некоторая данность. Однако в реальности «консенсус» обеспечивается в инте­ресах выигравших, доминирующих социальных сил.

Следует также указать на сложность эмпирического выявления направленности и ре­зультатов долговременного функционирования массовой коммуника­ции.

 

Вместе с тем, функциональная традиция анализа массовой комму­никации обладает рядом достоинств. По существу, здесь предлагается универсальный методологический язык обсуждения системы отноше­ний средства массовой коммуникации — общество. При этом удается описать основные виды активности массовой коммуникации в контек­сте других процессов и элементов социальной структуры.

 

 

Лазарсфельд П., Мертон Р. (Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие, 1948. )

Рассматривая социальную роль массовой коммуникации, связан­ную с их наличием как таковым, мы на время абстрагировались от вопроса о социальной структуре, в рамках которой эти средства за­нимают определенное место.

І. Функция присвоения статуса

Средства массовой коммуникации присваивают статус обществен­ным проблемам, личностям, организациям и общественным движени­ям.

Повседневный опыт, равно как и результаты исследований пока­зывают, что общественная репутация индивида или политики повышается в случае их благоприятного освещения в средствах массовой коммуникации.

Более высокий статус приписывается тем, кто просто оказался в сфере внимания средств массовой коммуникации независимо от редакцион­ных предпочтений.

Средства массовой коммуникации наделяют престижем и усилива­ют власть индивидов и групп, легитимизируя — т. е. признавая закон­ным их социальный статус.

Внимание средств массовой коммуникации свидетельствует, что объект сообщения достоин быть выделенным из анонимной массы, его поведение и мнения достаточно важны для всех.

Таким образом функция присвоения статуса входит в структуры организованного социального действия через легитимацию определен­ных политик, личностей и групп, получающих поддержку средств массовой коммуникации.

ІІ. Функция укрепления социальных норм

Средства массовой коммуникации могут ини­циировать организованное социальное действие «показом» условий, отличающихся от общественно принятой морали. Однако не следует преждевременно допускать, что это касается распространения знаний о таких отклонениях.

Например, в этой связи обратим внимание на результа­ты наблюдений Малиновского за островитянами Тробрианда. Здесь поведение, отклоняющееся от принятых норм, не вызывало никаких организованных социальных действий до тех пора пока об этом не было публично заявлено. Причем это не просто результат незнания фактов членами группы. Многие могли в частном порядке знать об этих отклонениях — как-то о кровосмешении среди жителей острова, или, применительно к нашему обществу, о политической и экономиче­ской коррупции, проституции, спекуляциях. Причем это не приводило к общественным действиям.

Как только об отклонениях становится одновременно известно всем, возрастает напряженность между «инди­видуально терпимым» и «общественно приемлемым».

 

Механизм общественного внимания работает приблизительно сле­дующим образом.

Многие социальные нормы оказываются неудобны­ми и затруднительным. Они препятствуют удовлетворению желаний и потребностей.

Поскольку многие индивиды находят нормы обреме­нительными, то существует некоторая мера терпимости при приложе­нии их как к себе самому, так и к другим. Отсюда возникает девиантное поведение и индивидуальная терпимость к его проявлениям.

Однако это продолжается только до тех пор, когда индивид не проявляет сво­их нормативных предпочтений публично. Публичность, усиливающая признание членами группы наблюдающиеся отклонения, требует заня­тие определенной позиции каждым.

Есть два варианта:

– либо индивид может отнести себя к нон-комформистам, заявив о непринятии им групповых норм и поставив тем самым себя вне морали группы;

– либо независимо от своих частных пристрастий он должен выразить под­держку существующим нормам.

Таким образом, ликвидируется разрыв между «частными установками» и «общественной моралью». Публич­ность оказывает давление в большей степени на единичную, нежели на двойную мораль, противодействуя ее постоянной эрозии. Происходит апелляция к публичному подтверждению моральных представлений и (зачастую спорадическая) реализация социальных норм.

 

В условиях современного массового общества функция обществен­ного внимания институализирована в деятельности средств массовой коммуникации. Пресса, радио, журналы освещают достаточно извест­ные отклонения. Как правило это приводит к некоторым обществен­ным действиям против того, к чему в частном плане относились терпимо

Средства массовой комму­никации очевидно служат утверждению социальных норм. Происходит это посредством концентрации общественного внимания на норматив­ных отклонениях. Изучение конкретного перечня норм, подтвержден­ных таким способом, позволит сформировать индекс, фиксирующий, в какой степени эти средства касаются центральных или периферийных проблем структуры нашего общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.