Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие особенности литературы этого периода




Лекция №1

Для того, чтобы говорить то мировоззрении 17 века, нужно вспомнить, чем закончилась предыдущая эпоха – эпоха Возрождения. Она закончилась кризисом идей гуманизма. Европейская культура пришла к довольно сложной ситуации, т.к. те идеалы, которые питали её всё средневековье (христианская религия, вера в бога, вера в человека), были ослаблены. Следовательно, все традиционные идеалы оказались в той или иной степени несостоятельными. 17 век – в первую очередь, поиск новых ориентиров и идеалов в мировоззрении и в культуре. Представление о мире, характерное для этого времени – пессимистичное и драматичное. Если гуманисты верили в гармонию мира и человека, в то, что такая гармония возможна и достижима, верили в познаваемость мира и возможность его усовершенствовать, то в 17 веке представления кардинально меняются. Мир хаотичен. Им управляют силы, которые для человека непонятны, мир принципиально непознаваем, его невозможно изучить. В нем действуют законы и логика, недоступные для человека. В то, что миром управляют высшие, надличностные силы, верили все, это было общим представлением. Человек вынужден им подчиняться, но не может понять их логику, значит, положение человека в мире довольно плачевно. Его сравнивали с песчинкой, попавшей в бурю, которая вынуждена подчиняться и ничего не может сделать с окружающим миром, никак не способна на него влиять.

Но человеку, как существу сознательному и разумному, нужно для себя найти какую-то опору и ориентир. Здесь мыслители и писатели вспомнили о философии стоицизма, возникшей ещё в античную эпоху. Появился неостоицизм. Ещё античные стоики говорили, что для человека самое важное – сохранять незыблемость внутреннего мира.
Суть неостоицизма также исходит из этой идеи и говорит о том, что главная опора для человека не во внешнем, а в его собственном внутреннем мире. Важно сохранять стойкость духа, которая станет его опорой, на которую можно положиться. Мартин Опиц (поэт) писал: «Твой душа – приют для бога твоего». В этом безумном хаотичном мире даже для бога есть место лишь в душе человека. Можно создать гармонию лишь в душе, но не снаружи. К этому и призывала философия неостоиков.

Кроме того, в эту эпоху существовало две религиозно-философские концепции:
1. Католическая концепция свободы воли.
Концепция основывалась на том, что бог дал человеку свободу воли для выбора между добром и злом, от которого зависит судьба человека и спасение его души. Если он выбирает добро, то душа его спасется, и наоборот. Человеку дается свобода самоопределения, но при этом на нем лежит ответственность за собственный выбор.
2. Протестантская концепция предопределения.
Все люди – грешники, т.к. человеческий род изначально грешен. Поэтому абсолютных праведников среди людей нет. Так что независимо от того, как живет человек, спасение его зависит лишь от доброй воли бога, лишь он определяет, будет ли спасен человек или нет. То есть, человек должен жить праведно, но не рассчитывать на спасение. Её недостаток в том, что зло, как и добро, исходит от бога.

Они противоположны друг другу, между ними происходила борьба. Возникли они в результате реформации.
Концепция свободы воли отражается в такой особенности драматургии этого времени, что ключевым моментом в произведении становится выбор, который делает герой. От этого выбора зависит и его судьба, и дальнейшее развитие сюжета.

В 17 веке существовало несколько идейно-художественных направлений. Два основных – барокко и классицизм. Мы рассмотрим эти направления лишь в литературном аспекте.
Эти направления существовали в одну эпоху, потому между ними происходила борьба, но были и общие моменты. Общее – представление о мире и месте человека в этом мире (то, о чем шла речь выше).

Различие заключалось в том, как они видели задачи искусства. Писатели барокко считали, что художественные формы (не содержание!) искусства, в том числе литературы, должны отражать хаос мира. Форма должна быть также динамична, дисгармонична и непредсказуема. Содержание же нельзя назвать реалистичным. В барокко использовалась различная символика, в качестве художественных и эстетических ориентиров для барокко служило искусство средневековья (то же мистическое представление о мире, символы, дисгармония). В барокко использовались сложные, темные метафоры, динамичный сюжет, непредсказуемое развитие сюжета, понятие интриги (сюжет, который развивается непредсказуемо) в драматургии. Страна, в которой барокко достигло пика – Испания, так что мы изучаем испанское барокко.

Что касается классицизма, он видел цель искусства в том, чтобы в художественных формах преобразить хаос мира, гармонизировать его, придать ему гармонию. Именно с этой целью в классицизме было создано так много законов и правил – внешних рамок, которые способны упорядочить внешний мир. Эти правила классицисты мыслили как внешние, навязанные, а не вытекающие из логики творчества - только тогда они способны стать гармонизирующими рамками. Отсюда требования простоты, гармоничности, ясности (стиля, языка и пр.) от произведений. Ориентиром для классицистов была античность, которую они воспринимали как наиболее гармоничное искусство в человеческой истории. Расцвет классицизма произошел во Франции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.