КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие особенности литературы этого периода
Лекция №1 Для того, чтобы говорить то мировоззрении 17 века, нужно вспомнить, чем закончилась предыдущая эпоха – эпоха Возрождения. Она закончилась кризисом идей гуманизма. Европейская культура пришла к довольно сложной ситуации, т.к. те идеалы, которые питали её всё средневековье (христианская религия, вера в бога, вера в человека), были ослаблены. Следовательно, все традиционные идеалы оказались в той или иной степени несостоятельными. 17 век – в первую очередь, поиск новых ориентиров и идеалов в мировоззрении и в культуре. Представление о мире, характерное для этого времени – пессимистичное и драматичное. Если гуманисты верили в гармонию мира и человека, в то, что такая гармония возможна и достижима, верили в познаваемость мира и возможность его усовершенствовать, то в 17 веке представления кардинально меняются. Мир хаотичен. Им управляют силы, которые для человека непонятны, мир принципиально непознаваем, его невозможно изучить. В нем действуют законы и логика, недоступные для человека. В то, что миром управляют высшие, надличностные силы, верили все, это было общим представлением. Человек вынужден им подчиняться, но не может понять их логику, значит, положение человека в мире довольно плачевно. Его сравнивали с песчинкой, попавшей в бурю, которая вынуждена подчиняться и ничего не может сделать с окружающим миром, никак не способна на него влиять. Но человеку, как существу сознательному и разумному, нужно для себя найти какую-то опору и ориентир. Здесь мыслители и писатели вспомнили о философии стоицизма, возникшей ещё в античную эпоху. Появился неостоицизм. Ещё античные стоики говорили, что для человека самое важное – сохранять незыблемость внутреннего мира.
Кроме того, в эту эпоху существовало две религиозно-философские концепции: Они противоположны друг другу, между ними происходила борьба. Возникли они в результате реформации. В 17 веке существовало несколько идейно-художественных направлений. Два основных – барокко и классицизм. Мы рассмотрим эти направления лишь в литературном аспекте.
Различие заключалось в том, как они видели задачи искусства. Писатели барокко считали, что художественные формы (не содержание!) искусства, в том числе литературы, должны отражать хаос мира. Форма должна быть также динамична, дисгармонична и непредсказуема. Содержание же нельзя назвать реалистичным. В барокко использовалась различная символика, в качестве художественных и эстетических ориентиров для барокко служило искусство средневековья (то же мистическое представление о мире, символы, дисгармония). В барокко использовались сложные, темные метафоры, динамичный сюжет, непредсказуемое развитие сюжета, понятие интриги (сюжет, который развивается непредсказуемо) в драматургии. Страна, в которой барокко достигло пика – Испания, так что мы изучаем испанское барокко. Что касается классицизма, он видел цель искусства в том, чтобы в художественных формах преобразить хаос мира, гармонизировать его, придать ему гармонию. Именно с этой целью в классицизме было создано так много законов и правил – внешних рамок, которые способны упорядочить внешний мир. Эти правила классицисты мыслили как внешние, навязанные, а не вытекающие из логики творчества - только тогда они способны стать гармонизирующими рамками. Отсюда требования простоты, гармоничности, ясности (стиля, языка и пр.) от произведений. Ориентиром для классицистов была античность, которую они воспринимали как наиболее гармоничное искусство в человеческой истории. Расцвет классицизма произошел во Франции.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |