Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные стили русского литературного языка. Официально-деловой стиль




Задание 1.

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

2. Официально-деловой стиль. Сфера его употребления. Отличительные черты. Общие функции документов.

3. Типы документов. Написать образцы:

1) заявления в связи с предоставлением учебного оплачиваемого от-пуска;

2) объяснительную записку по поводу пропуска занятий;

3) доверенность на получение заработной платы.

Вопросы для контроля:

1. Что понимаете под культурой официальной переписки?

2. Какие требования предъявляются к оформлению документов?

3. Охарактеризуйте основные типы служебных документов.

4. В чем заключается суть унификации служебных документов?

Понятия и термины: функциональные стили; унификация; реквизиты.

Задание 2.

Кратко опишите ситуацию, в которой было бы уместно применить один из оборотов.

Между двух огней, хоть плачь, к шапочному разбору, несолоно хлебав-ши.

Задание 3.

Образовать множественное число от следующих существительных и поставить в них ударение.

Слесарь, катер, почерк, шофер, профессор, инженер, доктор, торт, брелок, аэропорт, лектор, сирота, вор, тренер, бухгалтер.

Задание 4.

Тема: «Бессоюзное сложное предложение».

Методические советы. При изучении бессоюзных сложных предло-жений старайтесь понять смысловые отношения между простыми предложения-ми, входящими в состав бессоюзных сложных предложений, так как пунктуация в них основана главным образом на смысловых отношениях. Для этого сопоставляйте бессоюзные предложения с соответствующими сложными предложениями с союзами. При разборе бессоюзных сложных предложений подбирайте нужные союзы и слова (а именно; что; и увидел, что; потому что, и, а и др.).

Для справок.

1. Запятая ставится, когда простые предложения тесно связаны друг с другом, рисуют общую картину, например:

Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучи, зеленеют поля.

2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

а) второе предложение разъясняет, раскрывает содержание первого

(между предложениями можно вставить слова А ИМЕННО), например:

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло.

б) второе предложение дополняет первое, в этом случае после первого предложения можно ввести союз ЧТО, а в некоторых случаях - группы слов: И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО; И ЗАМЕТИЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ,ЧТО и т.п., например:

Друзья, мы запомнили свято навек: для счастья родится на свет человек.

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

в) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, в этом случае между двумя предложениями легко вставляются причинные союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ОТТОГО ЧТО и др., например:

Богатому не спится: богатый вора боится. Сережа промолчал: он не любил словесных клятв и заверений;

г) второе предложение представляет собой прямой вопрос, например:

Кто объяснит мне: почему подъем бывает легче медленного спуска?

3. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:

а) если во второй части содержится неожиданное присоедине-ние, указание на быструю смену событий. В этом случае между двумя предложениями легко вставляется союз И, например: Дунул ветер - все дрогнуло, ожило и засмеялось. Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска.

б) если во второй части содержится резкое противопоставление. В этом случае между двумя предложениями легко вставляются союзы А, НО, например: Правды надо держаться - истину надо беречь. Попробовал бежать - ноги от страха не двигались.

в) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод, результат того, о чем говорится в первой части. В этом случае между двумя предложениями легко вставляется союзы ПОЭТОМУ, ТОГДА, например: Я умираю - мне не к чему лгать. Я бы в летчики пошел - пусть меня научат.

г) если первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй части. В этом случае в начале первого предложения легко вставляются союзы ЕСЛИ, например: Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов. Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем.

д) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем гово-рится в другой (можно добавить союзы СЛОВНО, КАК БУДТО), например: Улыбнется - солнце красное взойдет. Молвишь слово - соловей поет.

е) если вторая часть с изъяснительным значением (можно добавить союз ЧТО) является неполным представлением, напри-мер: Мне показалось - мышь. Он говорит - болен.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Земля велика но ходить по ней хочет ся осторожно ведь (ни, не) кто (не) знает какие стрелы какой новой жизни готовят ся пробит ся там куда ты готоиш ся ступить. Скажеш правду в награду получиш жизнь утаиш пеняй на себя. Но тотчас (же) появился новый тревожный вопрос как теперь снять Дерсу с дерева и (на)долго (ли) у него хватит сил? Мне снилось я ш л по широкой голой степи усе ной крупными камнями. Хотел он крикнуть зам рло дыханье. Умом Россию (не) понять аршином общим (не) измерить у ней особ ная стать в Россию можно только верить. Он то(же) страдал от мысли зачем он тогда себя (не) убил? Посмотр т рублем под рит. Дед Щукарь т р пливо пош л на сеновал за (тем) рысц ой побежал за ворота (ни, не)где Трофима (не) было. Выйду утром на крылечко погл жу окрест в ется речка (не) далечко а за речкой лес. В Мексик похв лить вещ в чужом доме нельзя её заворачивают вам в бумажку. Вот как иногда поворачивает ся жизнь то темь бе просветная то снов улыбается солнце. Он гость я хозяин. Пашню пашут руками (не) машут. Нравит ся рисовать рисуй (на)здоровье, (ни, не) кто (не)запр щает. Все стало праз ничным все ожило. Эстетика есть выр жение этики искус во выр жает те (же)чу ства которые и пытывает художник. Я дов ряю любящ м они великодушны. (Не) плюй в колодец самому пригодит ся водиц напит ся. Одна беда (не) ходит беда беду водит. Хочеш человека узнать дай ему власть. Гром (не) грян т мужик не перекрест ся. (Полу)правда есть худший вид лжи в (полу)правде ложь подделывает ся под правду пр крывается щитом ч стичной правды.(Не) рой другому яму сам в неё ввалиш ся. К этому времени Ман-дельштам внешне очень изм нился от желел пос дел стал плохо дышать производил впеч тление старика но глаза (по) прежнему св ркали. Я закрывал окна выходящие на канал и спрашивал (не) затопить (ли) камин? Вы улыбнетесь мне отрада. Вы отвернетесь мне тоска. Мечик (не, ни) сколько раз огл нулся погони (не) было. Вчера завел автомобиль послышался легкий стук я поднял капот что (бы) выслушать и увид л на всасывающ й трубе ра топыпрв ноги сидел пауч к. Я знал удар судьбы меня (не) обойдет. Все говорят любовь самое высокое самое (не)земное чу ство. Проводив Аркадия с насмешливым сож лением и дав ему понять что он (ни, не)сколько (не)обманывает ся (на) счет настоящ й цели его поездки Базаров уед нился окончательно на него нашла лихорадка работы.

 

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Когда(то), прямо (таки), к снуться, ш лк, ц фра, двух ярусный, дач, раз скать, бе форменный, ист ный, плет ная корзина.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д. Изд - во «Феникс», 2000.

Организация работы с документами: учебник для вузов. - М., 1998.

Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р6 30 - 97: Унифицированные системы документации. Требования к оформлению документов. - М., 1998.

Паневчик В.В. Деловое письмо. - М., 1999.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных доку-ментов. Учебное пособие. Изд. 4-е испр. - М., 1997.

Рогожин М.Ю. Документы делового общения. - М., 1999.

Вариант 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.