Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба за культурную самоидентификацию в американской литературной журналистике начала 19 столетия




Процесс культурной самоидентификации в американской литературе обуславливается, прежде всего, ярко выраженной этнической диффузией. Несмотря на то, что у многих исследователей функционируют понятия «американский народ», «американцы США», «американская нация» (С.И. Брук, Ю.А. Замошкин, В.А. Тишков, А.Д. Шлепаков и др.), «североамериканский этнос» (Л.Н. Гумилев, А.П. Садохин), «американский этнос» (С.М. Широкогоров) и т.д., самобытность этого явления в культурной истории человечества, находится под большим вопросом. Этнокультурная идентичность американцев не рассматривалась в качестве проблемы учеными, мыслящими в русле европоцентризма и американоцентризма. Мультикультурализм, доминирующий в последние годы в западной и российской американистике, моделируя этнокультурный образ США, разрабатывает концепции «салатной миски», «лоскутного одеяла» и т.д. Особую роль в этнокультурной самоидентификации играла художественная литература, в частности, литература американского романтизма. Он был пронизан «национальной» идеей – стремлением американских художников (прежде всего таких, как В. Ирвинг, Дж.Ф. Купер, Н. Готорн, Г. Мелвилл, У.Г. Симмс) заявить о себе как о художниках национальных и о своей литературе как литературе самобытной.

Необходимо обратить внимание на своеобразие хронологии романтизма в США. Эпоха господства романтической художественной системы длилась в американской литературе значительно дольше, чем где бы то ни было (завершение широкомасштабного романтического движение в Америке принято датировать 60-ми гг. XIX в.). Романтизм в США не только длился дольше, но и начался значительно позже – в 1820-е гг. В Европе в это время романтизм уже повсеместно сходил со сцены. Подобную «затянутость» литературного развития объясняют по-разному. Одни ученые говорят об изолированности Америки от художественных процессов в Европе, другие утверждают, что причина заключалась в отставании США от Европы в сфере социально-экономического развития. Несогласованность темпов романтического движения в Европе и Америке объясняется, прежде всего, тем, что для инициации романтических процессов был необходим довольно высокий уровень национального самосознания. На рубеже XVIII – XIX вв. (т.е. тогда, когда в Европе был дан старт романтизму) американцы им еще не обладали. В Европе процесс формирования национальных государств, в основном, укладывается в рамки XVII в. и в XVIII в. завершается окончательно. В Америке в конце XVIII столетия (Революция и Война за Независимость) он лишь минует начальную фазу и, обретая государственно-политическое оформление, достигает апогея, а затем продолжается в XIX в. Лишь после второй Войны за Независимость (1812 – 1814 гг.) американцы окончательно осознали свою полную самостоятельность и начали размышлять о национальном своеобразии. Тогда в Америке и утверждается романтизм с его идеей этнической самобытности и мощной национальной составляющей. Но если в Европе в национальном аспекте функцией романтизма была актуализация национальных черт того или иного народа, то в США романтизм дополнительно выполнял еще одну важную задачу: он формировал и развивал у американцев национальную самоидентификацию. Американская литература XIX в. оказалась той «силой», которая энергично «прививала» молодому народу этнокультурное самосознание. Поэтому американцы очень долгое время ставили знак равенства между категориями «национальный» и «романтический». Данным обстоятельством можно объяснить хронологию национального романтизма и особенную длительность романтических процессов в американской литературе.

Соединенные Штаты Америки обладают уникальной чертой: культурное развитие государства осуществлялось (и до сих пор осуществляется) в отсутствие единого центра, культурной метрополии, способной правильно трактовать внятные «культурные импульсы», управляя общенациональной культурной динамикой и направляя её. Эта особенность связана с региональным характером американской цивилизации, региональными особенностями формирования культур

 

18. "Вызов-и-ответ": концепция создания национальной культуры

Препятствие воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания.

Тойнби не дает этому творческому началу «научного» имени, но фактически речь идет о свободном духе, осуществляющем себя в истории. Способ этого осуществления излагается Тойнби в терминах притчи о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым побуждая Бога к «Ответу», т. е. к новому творчеству. «...Дьявол обречен на проигрыш... (...) Зная, что Господь не отвергнет... предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. И таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома». Однако какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на этот вопрос, Тойнби склоняется к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению. «Известна концепция, согласно которой объект спора между Богом и Дьяволом есть воплощение Бога. Это центральная тема Нового завета.(...) Концепция, согласно которой предмет спора (т. е. человек. — С. Ж.) одновременно является и воплощением Дьявола, менее распространена, но, возможно, не менее глубока. (...) Остается признать эту роль «Дьявола-Бога», совмещающего в себе часть и целое, арену и состязающегося...; ибо та часть пьесы, где происходит собственно спор между силами Ада и Рая, — лишь пролог, тогда как само содержание пьесы — земные страсти человека».

Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов. В осознании этого фундаментального обстоятельства и состоит непреходящее значение концепции Тойнби.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.