Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические вехи возникновения теории коммуникации




По самостоятельной работе и выполнению контрольной работы

Номера вопросов контрольной работы

Библиографический список

Основная литература

1. Мудрецова – Висс К.А. Микробиология, санитария и гигиена: учеб. для вузов. / К.А. Мудрецова – Висс, А.А. Кудряшова и др. – 7-е изд. – М.: Деловая лит., 2001.

2. Асонов Н.Р. Микробиология. - М.: Агропромиздат, 2001.

3. Асонов Н.Р. Практикум по микробиологии. - М.: Агропромиздат, 1988.

4. Литвина Л.А. Введение в микробиологию. - Новосибирск, 1998.

5. Литвина Л.А. Общая микробиология: метод. указания к лаб. работам. –Новосибирск, 2003.

6. Литвина Л.А. Специальная микробиология: метод. указания к лаборатор. работам. – Новосибирск, 2003.

7. Литвина Л.А. Задания для контроля за самостоятельной работой. - Новосибирск, 1988.

8. Литвина Л.А. Микробиология: рабочая тетрадь / Л.А. Литвина, В.Г. Горских. – Новосибирск, 2001. - 112 с.

9. Литвина Л.А. Микробиология: рабочая тетрадь / Л.А. Литвина, В.Г. Горских. – Новосибирск, 1992. - 70 с.

10. Мишустин Е.Н. Микробиология / Е.Н Мишустин, В.Т. Емцев. - М., 1989.

Дополнительная литература

1. Теппер Т.П. Практикум по микробиологии / Т.П. Теппер и др. - М.: Дрофа, 2004. – 256 с.

2. Емцев В.Т. Микробиология / В.Т. Емцев, Г.И. Переверзева, В.В. Храмцов. - М.: Дрофа, 2004. - 304 с.

3. Асонов Н.Р. Практикум по микробиологии. - М., 2004.

4. Воробьев А.А. Микробиология / А.А. Воробьев, А.С. Быков, Е.П. Пашков. - М.: Медицина, 1994. - 287 с.

5. Шлегель Г. Общая микробиология: пер. с нем. - М.: Мир, 1987. - 567с.

6. Емельяненко П.А. Ветеринарная микробиология / П.А. Емельяненко, Г.В. Дунаев, Д.П. Кудлай. - М.: Колос, 1982. - 304 с.


 

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
  1,25,50,61, 81,104 2,26,42,60, 82,105 3,28,43,63, 83,103 4,24,44,64, 84,102 5,25,45,65, 80,101 6,26,46,66, 78,105 7,27,47,67, 52,104 8,28,48,68, 82,103 9,29,49,69, 79,102 10,30,50,70, 63,101
  11,31,51,71, 72,100 12,32,52,72, 73,104 13,33,53,73 65,103 14,34,54,74 84,102 15,35,55,75 81,101 16,36,56,76 60,100 17,37,57,77 50,105 18,38,58,78, 79,104 19,39,59,79 80,102 20,40,60,80 81,103
  3,22,44,65, 70,101 6,35,56,67, 71,100 7,34,57,64, 72,105 8,25,47,71, 80,104 9,36,43,72, 81,103 1,24,42,63, 82,102 2,21,45,66, 81,102 4,26,49,61, 84,103 10,29,58,79, 69,104 5,23,46,65, 83,100
  11,27,48,69 79,101 20,38,5,62, 78,102 12,37,52,66 83,103 19,4053,75 77,104 18,33,54,76 80,102 13,32,41,68 84,103 17,30,55,73 79,101 14,39,50,74 78,100 16,28,50,77 71,103 14,31,59,78 82,104
  15,24,60,78, 63,105 8,28,48,68, 84,102 18,33,54,76 82,103 4,24,44,64, 83,105 17,37,57,77, 81,102 5,23,46,65, 69,105 3,22,44,65, 82,105 11,27,48,69., 74,102 14,31,59,78, 82,103 4,24,44,64, 68,104
  4,22,44,63, 72,101 7,25,44,76, 81,102 14,23,45,66 78,103 10,34,55,74 80,104 2,35,54,73, 75,103 17,26,46,67 82,104 11,36,57,78 96,105 7,27,47,67, 87,103 10,30,50,70 90,102 3,22,44,65, 88,104
  8,25,47,71, 90,101 1,24,42,63, 82,101 9,29,49,69, 89,102 20,38,51,62, 98,103 4,24,44,64, 90,104 3,22,44,65, 101,98 8,28,48,68, 100,102 14,31,59,78, 85,105 10,29,58,79 89,104 7,27,47,67, 87,102
  18,29,59,70 90,105 20,39,58,67 95,104 9,33,54,68, 87,103 16,31,51,77 86,102 6,37,56,77, 96,100 18,32,43,64 93,105 8,38,47,66, 91,104 12,21,52,79, 88,103 13,27,48,69 89,102 1,30,47,75, 94,100
  10,30,50,70 90,101 19,39,59,79 99,105 4,26,49,61, 99,104 17,30,55,73 97,103 5,23,46,65, 96,102 2,35,54,73, 87,101 14,23,45,66, 87,100 1,24,42,63, 82,105 11,27,48,69. 92,104 6,35,56,67, 101,103
  5,23,46,65, 96,102 13,32,41,68 84,103 12,32,52, 72,92,104 1,21,41,61, 81,105 11,27,48,69 92,102 17,30,55,73 97,103 9,29,49,69, 89,102 14,31,59,78, 85,101 7,34,57,64, 100,89 11,31,51,71 91,103

 


Составитель Литвина Лидия Алексеевна

Методические рекомендации для студентов

для специальности «Стандартизация и сертификация»

 

 

Редактор Т.К. Коробкова

 

 

Компьютерный набор и верстка И.В. Медведчикова

 

Подписано к печати

 

 

Объем 0,8 уч.-изд.л.

Тираж 60 экз. Формат 84х108/32

 

 

Изд. № 211

 

 

__________________________________________________________________

 

Отпечатано в мини-типографии ИЗОП

630039, Новосибирск, ул. Никитина, 155

 

 

Исторический возраст коммуникации равен истории человеческого общества. Речь - жесты и звуки в общении, рисунки на стенах древних пещер - вот свидетельства того, как наши далекие пещерные предки уже имели определенный уровень коммуникации, позволяющий им контактировать друг с другом, передавать и хранить информацию.

В древневосточных цивилизациях, возникших в долинах разливающихся рек, где проведение дополнительных ирригационных работ обеспечивало населению высокие урожаи уже 14-12 уже тыс. лет до нашей эры было создано идеографическое письмо, а так же материал для письма - папирус, обожженная глина – это и первые формы коммуникаций, на носителях. В государстве Тиуантинсуйю (современное Перу) древние инки владели умением передавать информация (в основном это были числительные и определители исчисляемого) при помощи разнообразной формы узелков, завязывавшихся на шнурах различной длины, толщины и цвета. Абстрактные понятия передать так было нельзя, но вот вести учет и контроль населения, а также всего того, что производилось в стране, было довольно-таки легко.

Разумеется, использование материала для письма определялось естественно-географическими факторами. В Египте был папирус – род тростника, который выделывали и превращали в подобие бумаги, поэтому писали на нем, хотя наиболее важные тексты выбивали на граните и даже диабазе, а также на оштукатуренных стенах гробниц. В Вавилонии много глины и именно поэтому основным носителем письменной информации здесь стала обожженная на огне глиняная табличка. Индейцы Северной Америки - жители прерий, писали на лошадиной шкуре, тогда как индейцы Центральной Америки: ацтеки и майя на выделанных листах фикуса и, разумеется, также на стенах своих монументальных сооружений. Дощечки, покрытые воском, были в ходу в Древней Греции и Риме, а вот в Пергаме использовалась выделанная телячья кожа, откуда и пошла ее название. Жители острова Пасхи тоже использовали деревянные дощечки из пальмового дерева, но воском их не покрывали, а выцарапывали надписи при помощи акульего зуба.

Возникновение сначала финикийского, а затем и греческого алфавита понизили социальную планку грамотности: теперь ей могли овладеть и простые люди. И хотя в Средние века грамотность на долгий период времени опять сделалась уделом лишь избранных - в основном это были служители церкви, - письменная речь продолжала совершенствоваться и развиваться.

В Китае книги издавались с VIII в., однако печатались они с резных деревянных досок, тогда как Европа в XVI в. перешла на металлический литой шрифт, удешевивший процесс книгопечатания. Книги, первые газеты, журналы, листовки - все это способствовало демократизации письменной коммуникации, вовлечению в неё все большего числа людей, представляющих самые различные социальные слои.

История коммуникаций это ещё и развитие их технического обеспечения. Сначала это были знаки на земле и на стенах пещер, затем на папирусе и т.д. Однако передать информацию на расстояние было достаточно сложно: крик, свист, барабанный бой, размахивание факелами, горящие вышки на границе, пускание дымов, солнечные зайчики - все это древние средства при помощи который наши предки пытались передавать свои первые сообщения.

Когда в середине XIX в. в практику коммуникаций вошел электрический телеграф, это означало настоящую революцию в передаче информации: теперь никакая погода не могла этому помешать. Опираясь на информацию, переданную по телеграфу, значительно более оперативными стали газеты. Политики могли откликаться на события, сообщения о которых передавались им со скоростью света. Бизнесмены получили возможность совершать свои сделки по всему земному шару, лишь бы там был телеграф.

Конец XIX - начало XX вв. были ознаменованы открытием радиосвязи, уже через двадцать лет достигшей уровня коммерческого вещания. Причем если в начале по радио передавались те же самые точки и тире азбуки Морзе, что и по телеграфу, то уже в 1920 г. были организованы первые передачи для публики компаниями. Тогда же начался и золотой век кино, интерес к которому захватил все слои общества.

Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом. Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы. Обратная связь от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение.

Естественно, что информированность людей, глядевших на экраны, значительно возросла. Появилась возможность манипулировать созданием людей посредством создания кинокартин определенной направленности. Уже в конце 20-ых годов по радио начали упоминать имена спонсоров тех или иных передач, широкое распространение приобрела и радиореклама, которую затем, уже в 30-ые годы XX в. дополнила реклама телевизионная.

В 1975 году в продажу поступил первый малогабаритный персональный компьютер "Эппл" и это в свою очередь ознаменовало начало новой эры в истории человечества. С созданием ПК появилась возможность эффективно трудиться дома, осуществлять управление на расстоянии, хранить огромные объемы информации в компактной форме.

В современном обществе XXI в. жизнь без компьютера уже не мыслима. Это и глобальная связующая сеть Интернет, и массовый компьютеризированный досуг и принципиально новые, индивидуализированные СМИ, поскольку каждый желающий, имея компьютер и доступ в Сеть, может без особого труда создавать собственные газеты и журналы и даже предлагать их массовой аудитории.
По лекциям:

1.
^ Возникновение теории коммуникации


Жизнь устроена так, что человеку все время приходится что-то изобретать. Орудия труда, оружие для истребления врагов, средства добывания пищи, инструменты познания мира, средства сообщения и средства передвижения. Человек, по существу, окружает себя «второй природой» - технически-инструментальной и художественно-сконструированной. И все это он делает один и, одновременно со всеми, наедине и в обществе, сообща.

Сам язык раскрывает смыслы человеческой общественной деятельности. Этимология слова «средство» происходит от корня «сред», что означает «середина», «середа» (церковнославянское - «среда»). Более глубокое и концептуальное значение, как отмечает М. Фасмер - это «сердце». Следовательно, средство сообщения - это посредник между производителем сообщения и объектом, на который оно направлено. Сообщение осуществляется посредством действия. Ряд однонаправленных действий человека выливается в человеческую деятельность.

Еще Аристотель сказал, что человек по природе своей есть животное общественное. В этом высказывании может смутить сравнение человека с животным. Но кем являлся «в начале своей карьеры» человек? «Человек вошел в мир бесшумно». Исторически незаметно, в результате длительной биологической эволюции и с помощью именно общественной деятельности возник человек. Не случайно современные философы, характеризуя духовные истоки человека и культуры, обозначают сначала человека как существо сексуальное, затем - как существо говорящее, и лишь потом, как существо общественное, нравственное, религиозное. «Все, что входит в человеческую деятельность, есть человеческое или общечеловеческое», - писал Н.П. Огарев. Под это название, по его мнению, подходят явления и совершенно общественные, и отношения лица к лицу, и лица к природе и необходимости. «Мысль и чувство - совершенно общечеловеческие явления и совершенно общественные, потому что человек не в стаде немыслим; даже грустное чувство, возбуждаемое отшельничеством, основано на оторванности от стада. Отличительно человеческое - это сознание». Н.П. Огарев расценивал сознание, как позже Н. Лосский и Н. Трубецкой, в смысле понимания отношений, выраженного мыслью, т.е. словом; понятие отношений, будь оно понятие аналогии или разнородности предметов, всегда сводится к уравновешиванию, к понятию меры, гармонии и потому не обходится без количественной категории.

Социальная коммуникация в период XIX - нач. XX вв. рассматривалась в контексте общетеоретических выкладок бихевиоризма, символического интеракционизма, персонализма, экзистенциализма.

Основатель бихевиоризма (Джон Б. Уотсон - 1878 - 1958) в основу коммуникации ставил не язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул-реакция». Бихевиористы в радикальной форме сводили все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм, и реакциями на них. Закрепление реакций - считает он - подчиняется «закону упражнения» (многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции).

Представители символического интеракционизма полагают (Джордж Герберт Мид: 1863, Саут-Хэдли, Массачусетс — 1931, Чикаго), что в результате межличностного общения упорядочивается, формируется социальная структура, а процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие. В социальной психологии Мида центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия. «Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида одновременно. Действие индивида воспринимается другими людьми, будучи опосредовано значением. Значение - редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов». Джорж Мид писал, что мир конструируется в совокупности процессов социального взаимодействия как актов коммуникации.

Как внутреннюю метафизическую «способность личности открывать в себе чувство другого» рассматривают коммуникацию «персоналисты». Они общение в противоположность договору, в котором участники руководствуются лишь обязательствами, рассматривают как акт взаимопонимания, интимных контактов и осознанной духовной общности (К. Ясперс, 1883-1969). Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени. Его ученик, немецкий ученый философ, социолог Юрген Хабермас (1929) в двухтомном издании «Теории коммуникативного действия» выстраивает свою концепцию интеракции в эволюцию теоретической социологии и определяет место коммуникации в теории познания. Исследуя проблему интеракции (коммуникации) он сосредотачивается на вопросе об отличии «истинной» коммуникации от «ложной» и условиях, обеспечивающих истинную коммуникацию между людьми, формирует концепцию, базирующуюся на дуалистическом разделении двух сфер человеческого существования - сферы взаимодействия людей с природой и области межчеловеческого взаимодействия (интеракции). Барьеры культурных коммуникаций, по его мнению, преодолеваются «прочувствованием» философских традиций, братством мыслителей всех времен. Юрген Хабермас обосновывает понятие «рекламная коммуникация» и раскрывает механизмы ее действия в политике и бизнесе.

Экзистенциалист, лауреат нобелевской премии Альбер Камю (1913-1960) рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а как акт, подчеркивающий одиночество каждого, т.е., согласно Камю, подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он - это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия. По Г. Марселю (Марсель Габриель Оноре: 1899-1973, Париж) прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. В центре внимания Марселя находится проблема бытия, преломленная через индивидуальный опыт, жизнедеятельность отдельного человека. Согласно учениям экзистенциалистов (философия существования) истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию.

В целом, история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции:
1) изобретение письменности;
2) изготовление печатного станка;
3) внедрение электронных масс-медиа.
Сегодня социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации.

3. Виды коммуникации. Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Существует различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним собеседником или с большой группой будет различаться).

интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.;

межличностная коммуникация как правило связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя компании со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах (chat rooms и forums в интернете; message boards);

массовая коммуникация происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте).

На уровне массовой и, отчасти, на уровне групповой коммуникации возникают парадоксальные явления. Отправителем может быть отдельное лицо, а получателем – группа, коллектив, масса, партия, народ и т.п. Но при этом у получателя вовсе не одно ухо и не один мозг.

И отправитель сообщения может быть так называемым коллегиальным автором: с одним человеком говорит вся фирма, партия, народ. Один наблюдательный американский студент, изучавший коммуникацию, даже изменил для этого случая формулу Лассвелла: что говорит с кем-то. Но все члены коллектива или все жители страны не говорят одновременно.

Наконец, фирма может говорить с фирмой (переговоры об общей ценовой политике на рынке товаров или услуг), партия с партией (переговоры о выдвижении единого кандидата), народ с народом (переговоры о мире или о совместных военных действиях). В этих случаях наивные коммуниканты говорят: Мы договорились с американцами, Мы заключили договор с Феррари. Но те, кто так говорит, как правило, даже и близко не были к месту заключения договора.

Что происходит? Почему получается, что мы придумываем мифического коммуниканта, выступающего как отдельный индивид вместо реально существующей группы или массы индивидов? Мы и говорим о нем чаще всего в единственном числе. Как и любой миф, мифологизированный коллегиальный коммуникант нужен для удобства и экономии усилий. У группы или массы, от имени которой этой коммуникант выступает, есть общие мысли и общие высказывания. Мифологизированный обобщенный коммуникант, с одной стороны, выполняет объединительную, а с другой, минимизирующую функцию, то есть, сводит все высказывания, все коммуникативные акты некой общности людей к одному вместо множества.

Как писал все тот же Сепир, “республиканская партия как историческая сущность – всего лишь результат абстракции тысяч и тысяч таких единичных актов коммуникации, которые имеют определенные устойчивые референтные свойства, общие для них всех”. Эти слова применимы к любой партии, к любой группе, к любой общности людей. Обобщение единичных актов отдельных индивидов и обозначение их индивидуальным именем типично для человеческого познания. Мы имеем здесь дело с эмергентными явлениями (от лат. emergo ‘всплывать на поверхность, появляться, возникать’), то есть, такими, которые в реальности существуют только в виде множества отдельных действий. Человек же, обобщая их, придумывает им индивидуальное имя, более того, воплощает эти идеи в образе коллегиального коммуниканта. Таким мифологизированным коммуникантом может быть и символический образ (Дядя Сэм, Родина-мать), и реальный человек, выступающий от имени общности (Путин – это наше все).

Язык и другие виды коммуникативной деятельности, по сути, также являются эмергентными явлениями. Обобщая отдельные человеческие реакции на отдельные сотрясения воздуха речевыми аппаратами многих индивидов под термином ‘слово’, ‘грамматическая форма’, ‘фраза’, мы условно воспринимаем сочетание звучания и значения как отдельно существующую вещь. Такое свойство человеческого мышления французский философ Гастон Башляр (1884-1962) называл chosisme (буквальный перевод ‘вещизм’). Мы называем явления нашего мышления индивидуальными именами и начинаем относиться к ним, как к реально существующим вещам, забывая постепенно об исходной метонимии (переносе значения). Это слово-миф замещает в нашем разговоре целые комплексы нашего опыта. Экономя на мыслительных усилиях, мы вынуждены платить за эту экономию искажением реальности, условно принимая несуществующее за существующее.

Данная особенность обобщения человеческого опыта из необходимой экономии может превратиться в опасность. Опасность заключается, в частности, том, что отдельный человек может присваивать себе право говорить от группы людей, не выражая при этом их интересов. Такое коммуникативное поведение весьма характерно для политических маргиналов, чьи высказывания переполнены обобщениями типа народ, нация и т.п. Более хитрое высказывание – с использованием имени индивида в обобщенном смысле, что часто встречается в современной рекламе и в политическом дискурсе (человек, студент, домохозяйка). Например: Все, что нужно студенту; Все для блага человека. Народный разум разгадал хитрость, заключенную в последнем из лозунгов: Я теперь знаю, что значит ‘Все для блага человека’. Я был в Москве, и человека этого видел.

Парадокс явлений массовой коммуникации заключается в том, что конечным отправителем всегда является один человек, а это, кстати, возлагает особую ответственность на специалиста-коммуниканта. “Все, что говорится, говорится кем-то ”, утверждает У.Матурана. В статье о философии поступка М.М.Бахтин пишет об участном, ответственном мышлении, о поступке и высказывании-поступке. А ‘ Есть мнение ’ – это лозунг безответственной коммуникации в тоталитарном обществе, обществе с распределенной ответственностью (Партия сказала – комсомол ответил: “Есть!”). Получателей может быть много, но личностную ответственность за собственную интерпретацию и последующие действия всегда несет каждый из них в отдельности, поэтому массовый психоз, например, фашизм в Германии и других странах как ‘идеология домохозяек и неудачников’, должен был быть пережит каждой и каждым из них в отдельности, с тем чтобы в наше время отвергать его как болезнь.

Понимание сущности массовых процессов коммуникации и сущности коммуникации как массового процесса абсолютно необходимо в современном мире каждому. С одной стороны, специалисты по коммуникативным технологиям должны осознавать явления, которые они используют в своей практической деятельности. С другой стороны, потребителю массовой информации и пропаганды также не мешает знать некоторые основы теории коммуникации с тем, чтобы не быть легковерной жертвой этой самой пропаганды и недобросовестного воздействия на массовое или групповое сознание.

Вероятно, в будущем, наряду с обществами потребителей, которые борются с недобросовестной коммуникацией в сфере товаров и услуг, могут возникнуть и общественные организации, призванные защищать коммуникативную безопасность потребителей информации. Защищать, разумеется, не в виде цензурных запретов, а в виде просвещения потребителей и призыва к ответственности ответственных коммуникантов.

Дополнительные разновидности коммуникации: межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, так и межличностная – между отдельными представителями этих народов или государств), организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого).

1. Сущность и типология коммуникации как явления и процесса Коммуникации – это информационные связи межу социальными субъектами (индивидами, социальными группами), обеспечивающие передачу, обсуждение, усвоение и воспроизведение информации.

В узком смысле «коммуникации» - канал передачи – получения информации

Коммуникации рассматриваются как процесс и как явление.

Как процесс коммуникации отражают принципы и закономерности обмена информацией между людьми.

Как явление коммуникации представляют нормы (правила, инструкции, положения)

Взаимодействия между людьми в системе социальных связей общества, в рамках социальных связей общества, в рамках социальных групп и организаций, соответствующих организационных форм.

 

В основе явления коммуникации – речь (устная форма, печатная, жесты, поза, символы и т.д.). Процесс коммуникации объективно и имманентно заложен в самой природе человека – природе общения.

К субъектам коммуникации относятся отдельные индивиды, социальные группы, целые организации.

 

Принята следующая типология коммуникаций, преложенная проф. А. Смирновым:

коммуникации между организацией и внешней средой;

коммуникации между подразделениями организации;

коммуникации внутри подразделения по уровням управления;

межличностные коммуникации;

неформальные коммуникации.

 

Актуальной представляется и классификационная характеристика типов организации, преложенная известным психологом В. Зазыкиным:

межличностные коммуникации (субъекты – отдельные личности);

межгрупповые (субъекты – группы индивидов);

межорганизационные (субъекты – организации и коллективы);

массовые информационные коммуникации (СМИ, глобальная сеть интернет);

Коммуникации могут быть классифицированы и по другим более общим основаниям.

· Внутренние и внешние коммуникации (внутри организации и связи организации с внешней средой).

· Глобальные, национальные, региональные и локальные коммуникации (по уровню и масштабу взаимодействия субъектов).

· Общая и сегментарная (целевая, адресная аудитория) коммуникация.

· Вербальная и невербальная формы коммуникации.

· Прямая и опосредованная, например: ТВ, радио, газеты (по каналам и способам передачи).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.