Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные и творческие задачи при создании портрета




Этюд

Самым распространенным видом учебных работ по живописи является этюд (фр. Etude- изучение) – Он целиком выполняется с натуры ради ее изучения. В этюде художник осуществляет глубокие и всестороннее изучение жизни в целях правдивого и живого воплощения творческого замысла в картине, разрешает затруднения. Посредством этюдов воспитывается культура зрительных восприятий, приобретаются и совершенствуются знания и живописное мастерство во всех жанрах живописи. Игнорирование этих задач обедняет идейно-образное содержание этюда, приводит к условно-вкусовому отображению натуры, снижает качество профессиональной подготовки учащихся.

Очень четко и ясно задачу учебного этюда сформулировал И.Е.Репин: «Этюд с натуры требует самой строгой, серьезной работы, спокойного анализа предмета и скромной добросовестности в передачи его. Изучать – значит воспринимать, обогащать познаниями с натуры, запоминанием ее. Можно ли тут что-нибудь прибавить от себя? Тут судья всякий. Это наука, это закон».

Этюд не принадлежит к сложным композиционно – тематическим формам изображения. Его композиционное построение обычно динамично, темпераментно, экспрессивно. Этюд полон напряженной, эмоциональной силы. Нередко он пишется в один сеанс, иногда в течении нескольких минут, экспромтом. Цель таких этюдов – как можно острее и непосредственнее воплотить на холсте впечатление художника от натуры.

Этюды могут быть и длительными, всесторонне разработанными. Известно, что В.А. Серов писал некоторые свои этюды в течении нескольких десятков сеансов.

Иногда этюды пишутся в виде эскизов – набросков. В этом случае моделировка формы предметов может оставаться незавершенной. Художники иногда используют этот прием, чтобы подчеркнуть импульсивность, движение изменчивость природы, эмоциональность чувств. В отличие от картины, где цветовое решение авторам задумывается заранее, в этюде оно строится на основе колористического состояния натуры в данный момент. Живописный мазок в этюде, как правило, активен и ясно выражен.

Этюды, которые художник собирает для картины, как правило, не переносятся в нее целиком. Правда есть случаи, когда тот или иной этюд почти буквально переносится на окончательное полотно (этюд головы, рук, костюма, натюрморта в живописной картине и т.п.). надо сказать, что и картина не есть увеличенный в размере этюд. Не переносится буквально и впечатление этюда. В творческой работе их следует расширить, развить, не нарушив ее образности.

Задачи и возможности этюда были значительно расширены русскими художниками второй пол. 19 века, а также советскими художниками. Среди них Поленов, Коровин, Шишкин, Жуковский, Архипов, Грабарь и другие. В их творчестве этюд приобрел черты картинной выразительности, смысловой законченности, содержательности. Вследствие этого границы между картиной и этюдом становятся не столь резкими (относится в большей степени к пейзажу), например этюды И.И Шишкина «Лесная поляна»(илл.7), В.А Серова «Заросший пруд. Домотканого»(илл.8), И.И.Левитана «Мостик. Саввинская слобода»(илл.9)и другие.

Создавая творческий пейзаж, художник иногда сам в интересах выражения замысла своей картины может построить тональную и цветовую гамму таким образом, что наиболее интенсивным будет не передний, а, допустим, средний план. С увеличением расстояния не только слабеет насыщенность цвета - уменьшается степень контрастности, исчезают детали. На переднем плане легко разглядеть отдельные ветви и листья, на втором и дальних планах мы не можем различить даже деревья. И эти изменения надо сохранить на холсте, чтобы передать глубину пространства. В природе не существует сплошного серого или зеленого цвета, которые на холсте можно было бы передать одной краской. Каждый цвет передается в живописи сочетанием цветовых оттенков, составленных из различных красок.

Каждый учебный этюд наряду с решением задач грамотности живописи решает творческие задачи – композиционного и цветового построения, отображения характера натуры, техники исполнения и т.п. Творческое отношение учащегося к задачам этюда должно проявляться на каждом этапе его исполнения – в организации постановки, выборе мотива, точки зрения на натуру, формата и размера этюда (компоновке), В умении передать характерные, интересные качества натуры, привести изображение к целостности и единству, в стремлении передать в этюде эмоциональность, непосредственность впечатлений от натуры и т.д. Таким образом, работа над этюдом требует, чтобы учащийся постоянно находился в активном творческом поиске.(илл.10, 11,12)

 

Сложные творческие задачи встанут перед художником при создании портрета. У каждого человека многократно меняется настроение и в связи с этим меняется выражение лица. Необходимо долго и внимательно наблюдать, чтобы найти такой жест, такую позу, которые полнее всего выражают характер данного человека, избавленного при этом от налета скованности, обычной у позирующей модели. Говоря словами Гоголя, в портретном образе важно «схватить душу», а не платье и тело. В мимике, в жестах, в движении, в деталях одежды многое может быть случайным и несущественным. Поэтому опытный живописец жертвует мелочами ради выявления типичного и главного. Если какие-то детали вроде пуговиц и мелких складочек на одежде отвлекают от главного, их надо пригасить или совсем отказаться, оставив только те детали, которые усиливают, заостряют образ.

Задачи художника – портретиста довольно сложные. Воспроизводя неповторимые, индивидуальные черты человека, художнику во имя главного приходится жертвовать одними и подчеркивать другие качества натуры, чтобы освободить создаваемый образ от всего случайного и второстепенного. Подчеркивая и усиливая отдельные качества натуры, художник раскрывает через них внутренний мир и сущность характера человека, его социально-типические черты: Так художник создает в портрете художественный образ.

Следует отметить, что творческое начало не исключается при решении самой элементарной задачи изображения, будь то в этюде, рисунке, натюрморте, пейзаже и т.д. Исходя из принципов реалистического изображения и опираясь на них, рисующий дает свою собственную оценку натуре и в соответствии с этим выбирает приемы, средства для ее изображения на картинной плоскости. Эта авторская оценка в пределах любого учебного задания может проявляться у учащегося в композиционном и цветовом решении, в выявлении индивидуальных и типических черт портретируемого, в выборе приемов работы изобразительным материалом, обработке фактуры красочной поверхности и т. д. При самостоятельных формах работы творческий подход должен проявляться в выборе темы, сюжета, модели, освещения, костюма, места для организации постановки и т.д.

Таким образом, на каждой ступени обучения творческие и учебные задачи должны находиться в тесной взаимосвязи, разумно сочетаться и правильно пониматься учащимися. Нужно всегда помнить, какие задачи должны быть доминирующими в том или ином задании, форме работы на том или ином этапе обучения.

Так, в учебных академических постановках, не исключая творческого начала, активного авторского отношения к натуре, необходимо добиваться безусловного решения четко поставленных учебных задач. Учащийся должен овладеть всей суммой профессиональных знаний и навыков как необходимой базой и важнейшим условием для дальнейшей самостоятельной творческой работы.

Многому может научить студента опыт работы выдающихся мастеров портретного искусства. На выставках и в музеях полезно вплотную подходить к холстам и внимательно изучать их технику, мысленно как бы повторять движение кисти, моделировавшей форму. Надо не просто запечатлевать в памяти рассматриваемые произведения, но и стараться понять, какими средствами были переданы особенности формы и освещенности натуры. Опыт мастеров поможет студентам самостоятельно решать аналогичные задачи.

Кроме пластической анатомии в работе над портретом, учащиеся должны думать о конструктивном строении головы. Сочная пастозная живопись О.А.Кипренского в его автопортрете свидетельствует о мастерском владении пластической анатомией головы (илл.13). Студент может мысленно представить себе параллельные осевые линии, проходящие через наружные и внутренние уголки глаз, основания носа и разрез рта. Воображаемая срединная линия лица проходит через центр лба и переносицы, середину носа, рта и подбородка. Полушария глаз на портрете «вставлены» в глазничные впадины, а рефлексы на лбу, скуле и боковой поверхности носа способствуют передаче объемности головы. Уверенные мазки лепят светотеневое решение формы лица. Все сказанное служит для выразительной характеристики полного жизненной правды изображения. Перед нами психологический портрет энергичного молодого художника, анализирующего создаваемое им произведение.

На многих старинных портретах фон со световой стороны несколько темнее, чем с теневой. Это заметно и на автопортрете Кипренского.

«Захарка» А.Г.Венецианова – этюд, написанный с натуры (илл.14). Широкая живопись, неприглаженные мазки, все внимание художника направлено на передачу индивидуальной характеристики натуры. Хотя черты лица далеки от классических пропорций, но жизненная правда, отображенная художником, создает красоту образа.

Умение увидеть соподчинение всех тональностей и цветовых отношений общему решению живописи головы является важным качеством портретиста. Закономерности освещения надо внимательно анализировать в живописи портрета.

В портрете археолога Ланчи кисти К.П. Брюллова каждый мазок лепит анатомическую форму (илл.15). Четко выявлены полушария глазных яблок в глазничных впадинах. Рассматривая живопись, мы видим затененные верхние веки и ярко освещенные нижние. Матовая поверхность кожи контрастирует с блестящими радужными оболочками, на которых блики положены сразу точными ударами кисти.

Портрет Ланчи убедительно показывает, как художник подчинил трактовку формы выявлению полного жизни художественного образа. Студентам рекомендуется как бы мысленно следить за движениями кисти мастера, лепившего пластическую форму. Надо обратить внимание, с каким высоким мастерством анатомические детали расположены на четко выявленном большом объеме.

Портрет крестьянина Мины Моисеева написан И.Н. Крамским с большой степенью детализации (илл.16). Кисть художника внимательно пролепила складки кожи на старческом лице, каждая из которых соответствует расположению мимических мышц и индивидуальным особенностям позирующего старика. Блики на волосах имеют направления спадающих прядей, и одновременно с этим они подчеркивают округленность черепной коробки. Яркий свет на ближайшем к зрителю плече передает его первопланность.

Подводя итоги, мы можем сделать такой вывод, что в работах всех великих мастеров четко соблюдены все требования конструктивного строения головы и знаний пластической анатомии, которые мастера изобразительного искусства считают необходимыми при решении творческих задач. У выдающихся мастеров реалистического искусства, создававших свои произведения в разные эпохи, общим является выполнение всех требований рисунка, жизненная убедительность и тонкий анализ индивидуальных характеристик изображенных людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.