Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роли и исполнители в игре




Завершение

Особое внимание необходимо обратить на завершающую стадию игры. Выход из игры является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это понятно, ведь игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. Поэтому завершение игры целесообразно проводить как в содержательном (инструментальном), так и в эмоциональном плане.

В рамках инструментального аспекта необходимо:

· провести обсуждение результатов и анализ действий участников игры;

· рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.

В социально-эмоциональном аспекте необходимо «разорвать» игровой контекст, дать возможность участникам переключиться с игры на реальность. Для этого можно предусмотреть в том числе и средства символического выхода из игровой ситуации. Это могут быть различного рода процедуры «прощания» с игрой и игровыми ролями.

«Ролевой диапазон», как правило, задается сюжетом и содержанием игры. Если при анализе конкретных ситуаций участники могут, разбившись на команды, играть одну и ту же роль («эксперты», «исследователи», «наблюдатели ООН» и т. д.), то в ролевых и деловых играх набор ролей, их определенность и правила межролевого взаимодействия являются важнейшим результатом подготовительного сценирования игры преподавателем.

Введение в игру той или иной роли влечет за собой определенные требования к участнику: наличие у него специальных знаний, умений и навыков их использования при решении игровых задач. Причем несмотря на изначальную эмоциональную нейтральность для исполнителей, каждая роль, в конце концов, приобретает определенную личностную окраску. Поэтому в правила игры должны включаться и способы принятия участниками решений в конфликтной ситуации. А поскольку каждый из участников преследует цели, заданные ролью, и при этом, как индивидуальность, имеет свои интересы, то необходимо различать ролевые цели (функциональные и игровые) и личные интересы участников.

Ролевые цели предписываются участникам сюжетом игры. Причем функциональные ролевые цели обусловлены особенностями имитируемой деятельности, а игровые вводятся специально для создания у участников эмоционального напряжения (например, набрать возможно большее количество баллов).

Для успешного вовлечения участников в игровую деятельность, кроме интеллектуальной компоненты ролевого погружения, важным является эмоциональная идентификация игрока с ролью. Для ее осуществления можно использовать ролевые упражнения, элементы социально-психологического тренинга, предусмотреть специальные игровые фабулы с изложением судьбы вымышленного персонажа. От индивидуальных качеств участника зависит стиль исполнения роли и выбор средств достижения целей. Так, тревожность личности затрудняет принятие роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики личности. Например, участник с низким статусом в группе требует большего внимания и поддержки со стороны преподавателя при принятии игровой роли.

Для целей игровой динамики очень важен этап распределения ролей. Особенно полезна диагностика стратегии ролевого поведения игрока, проводимая в ходе разминки или предварительного этапа. Как правило, наблюдаются три основные стратегии. При первой — игрок усваивает роль и все решения принимает от лица как бы «эталонного» исполнителя данной роли. При этом главным становится соблюдение некоторых формальных и неформальных норм, которыми руководствуется реальный прототип. Вторая стратегия может быть охарактеризована как игровая, азартная. Игрок «подчиняет» себе роль и развивает ее. Приемлемыми здесь являются и нарушение предписаний (заданных ролевых целей), действия на грани фола. При удачном управлении, игроки, следующие этой стратегии, положительно влияют на игру, оживляя ее. Третья стратегия — созерцательная. По сути, игрок не принимает роль. Он больше интересуется решениями других участников и результатами определенных действий.

Различие ролевых целей, а также конфликт их с личными интересами участников может приводить к межличностным и внутриличностным конфликтам, что сопровождается возникновением определенного эмоционального напряжения, благодаря которому и обеспечивается активность игроков. Напряжение усиливается, когда задача, решаемая участниками игры, требует от них максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов.

К игровым условиям возникновения напряжения можно отнести создание прогнозируемого конфликта за счет несовпадения функциональных и игровых целей участников, исполняющих разные роли; обеспечение личной заинтересованности участников в определенном исходе игры; подбор игровых групп соответствующим образом. К средствам, обеспечивающим управляемое эмоциональное напряжение, можно отнести:

· реализацию ситуации выбора, состоящую в наличии альтернатив, веры участника в возможность выбрать любую из них, добавить что-то от себя;

· несоответствие между ресурсами и целью;

· соревновательный характер игры;

· информационную неопределенность и случайный характер воздействий на объект игрового моделирования в процессе игры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.