Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции)




В начале 70-х годов специалисты Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции.

Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия.

КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

При функционировании КС УКП решались следующие задачи:

  • создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
  • повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;
  • улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;
  • своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;
  • планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;
  • обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т. е. запланированного, заданного уровня качества.

КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.

Взаимодействие осуществляется на пяти уровнях:

1. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия (директор, главный инженер, их заместители).

2. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.

3. Организация работ по УКП на уровне руководителей цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КС УКП в рамках своих подразделений.

4. Организация работ по УКП на уровне руководителей бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.

5. Организация работ непосредственных исполнителей по обеспечению высокого качества продукции, которые в своей деятельности осуществляют организацию личной работы неукоснительного исполнения и соблюдения требований нормативно-технической документации и обеспечивающих достижение высоких показателей качества продукции.

Система УКП должна функционировать таким образом, чтобы потенциальный заказчик или потребитель продукции был уверен в том, что:

  • его требования к данной продукции будут удовлетворены полностью;
  • возникающие проблемы будут не только устранены, но не смогут возникнуть в последующем вследствие работы эффективного механизма предупреждения их появления;
  • продукция, в результате её постоянного совершенствования с учётом достижений отечественных и зарубежных учёных, а также накопленного опыта, будет и в последующем удовлетворять растущие потребности.

Объектамиуправления в системе УКП являются условия и факторы, влияющие на обеспечение качества выпускаемой продукции. К их числу относятся:

  • состояние конструкторской, технической, нормативно-технической документации;
  • качество оборудования, оснастки, инструмента, средств измерения, контроля;
  • качество сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий;
  • качество организации и управления производством;
  • качество процессов производства и ритмичность работы;
  • хозяйственный механизм и его элементы (план, ценообразование, экономическое стимулирование и т.п.);
  • качество управления персоналом.

При управлении качеством в КС УКП выполняются следующие специальные функции:

1. Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;

2. Планирование повышения качества продукции;

3. Нормирование требований к качеству продукции;

4. Аттестация продукции;

5. Организация разработки и постановки новой продукции на производство;

6. Организация технологической подготовки производства;

7. Организация метрологического обеспечения;

8. Организация материально-технического обеспечения;

9. Специальная подготовка и обучение кадров;

10. Обеспечение стабильного запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировке, сбыте, эксплуатации и потреблении;

11. Стимулирование качества продукции;

12. Контроль качества и испытания продукции;

13. Гос.надзор за внедрением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений;

14. Правовое обеспечение управления качеством продукции;

15. Информационное обеспечение КС УКП;

16. Организация взаимоотношений предприятия с поставщиками и потребителями;

17. Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

18. Технико-экономический анализ повышения качества продукции;

19. Организация трудовой деятельности (научная организация труда, организация соревнования, решение социальных вопросов и др.).

Комплекс стандартов КС УКП четко определяет задачи и функции всех служб предприятия, устанавливает порядок их действий, увязывает их взаимодействие.

Организационная структура КС УКП:

 

 

Условные обозначения на рисунке:

Сплошная линия означает, что отдел является исполнителем данной функции.

Пунктирная линия означает, что отдел является соисполнителем данной функции.

ОГК – отдел главного конструктора

ОГТ – отдел главного технолога

ОГМе – отдел главного метролога

ОТК – отдел технического контроля

ПТО – производственно-технический отдел

ОГМ – отдел главного механика

ОГЭ – отдел главного энергетика

ОКС – отдел капитального строительства

ПЭО – планово-экономический отдел

ОМТС – отдел материально-технического снабжения

ОС – отдел сбыта

ОТиЗ – отдел труда и зарплаты

ОНОТиУ – отдел научной организации труда и управления

ОК – отдел кадров

ОТСО – отдел технических средств обучения

ОНТИ – отдел научно-технической информации

ВЦ – вычислительный центр

ЮО – юридический отдел

ОСт – отдел стандартизации

ОУК – отдел управления качеством

 

Директор предприятия осуществляет общее руководство по улучшению качества продукции.

Главный инженер предприятия является ответственным за организацию и осуществление всех технических мероприятий в КС УКП. Он возглавляет работу по повышению технического уровня и качества продукции, внедрению передовой технологии и современного оборудования, энергетическому обеспечению производства и его инструментальной подготовке, совершенствованию структуры производства, развитию производственных мощностей и повышению эффективности их использования, рациональному использованию всех видов ресурсов, аттестации продукции; организует разработку и выполнение организационно-технических мероприятий по результатам контроля и т.д.

Отдел главного конструктора (ОГК) выполняет работу по прогнозированию и планированию технического уровня и качества продукции, по разработке технической документации, по установлению рациональной номенклатуры измеряемых параметров изделия и оптимальных норм точности измерений, обеспечивающих достоверность входного и приемочного контроля изделий, материалов, характеристик оборудования и инструмента. Отдел осуществляет надзор за постановкой продукции на производство, за изготовление продукции, проводит работу по совершенствованию и повышению качества изготавливаемой продукции, участвует в проведении типовых и периодических испытаний продукции, анализирует их результаты и при необходимости вносит коррективы в конструкторскую документацию.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в работах по государственной и заводской аттестации продукции, технологической подготовке производства, в выполнении работ по проверке состояния метрологического обеспечения, планированию метрологического обеспечения, аттестации методик выполнения измерений, разработке рекомендаций по выбору средств измерений и установлению рациональной номенклатуры применяемых на предприятии средств измерений, внедрению государственных и отраслевых стандартов и т.д.

Отдел главного технолога (ОГТ) выполняет работу по руководству технологической подготовкой производства, прогнозированию, планированию и обеспечению базовых показателей технологичности изделий на стадиях разработки и производства, повышению качества продукции технологическими методами, установлению рациональной номенклатуры измеряемых параметров технологических процессов и оптимальных норм точности измерений, разработке и внедрению методик выполнения измерений параметров технологических процессов.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в работе по планированию повышения качества продукции, аттестации, контролю качества продукции, рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов, проведению анализа состояния метрологического обеспечения, планированию метрологического обеспечения, аттестации методик выполнения измерений, разработке рекомендаций по выбору средств измерений и установлению рациональной номенклатуры применяемых на предприятии средств измерений и контроля, внедрению государственных и отраслевых стандартов, проведению метрологической экспертизы технической документации, контролю за соблюдением технологической дисциплины.

Отдел главного метролога (ОГМе) проводит работу по метрологическому обеспечению качества продукции, планированию метрологического обеспечения, аттестации методик выполнения измерений, разработке рекомендаций по выбору средств измерений и установлению рациональной номенклатуре применяемых на предприятии средств измерений и поверки, проведению метрологической экспертизы технической документации, проведению поверки средств измерений, организации оперативного учета, хранения и ремонта средств измерений, проведению контроля за состоянием и применением средств измерений.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в выполнении работ по установлению рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, разработке и внедрению методик выполнения измерений, внедрению государственных и отраслевых стандартов, регламентирующих положения метрологического обеспечения, подготовке и повышению квалификации кадров в области метрологического обеспечения качества продукции.

Отдел технического контроля (ОТК) осуществляет входной, пооперационный и приемочный контроль качества продукции, контроль соблюдения технологической дисциплины, контроль соблюдения правил хранения и транспортировки изготовленной продукции и поступающих сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Проводит приемочные испытания опытных образцов и первых промышленных серий, типовые и периодические испытания продукции, выявляет и анализирует причины брака, контролирует мероприятия по предупреждению брака и повышению качества продукции.

Совместно с другими подразделениями предприятия участвует в разработке мероприятий по повышению качества продукции, в работе аттестационных комиссий, в подготовке и проведении дней качества, в подготовке и повышении квалификации кадров, анализирует состояние метрологического обеспечения и устанавливает рациональную номенклатуру измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений, выбирает средства измерений и устанавливает рациональную номенклатуру применяемых на предприятии средств измерений и поверки, проверяет соблюдение технологической дисциплины.

Производственно-технический отдел (ПТО) совместно с цехами основного производства организует непрерывное оперативно-производственное планирование и диспетчеризацию производства для обеспечения ритмичной работы предприятия и его подразделений, участвует в работе по обеспечению стабильного запланированного уровня качества продукции, в решении задач по обновлению ее ассортимента, совместно с другими подразделениями участвует в поддержании технологической дисциплины, в проведении технологической подготовки производства.

Отдел главного механика (ОГМ) и Отдел главного энергетика (ОГЭ) обеспечивают стабильный уровень качества продукции поддержанием необходимой точности технологического оборудования, совместно с другими подразделениями выполняют функции технологической подготовки производства.

Отдел капитального строительства (ОКС) участвует в технологической подготовке производства по обеспечению необходимым оборудованием.

Планово-экономический отдел (ПЭО) выполняет работу по планированию повышения качества продукции и эффективности производства, оценке технико-экономической эффективности разработки и внедрения мероприятий КС УКП. Проводит работу по оперативному планированию изменения номенклатуры выпускаемой продукции в зависимости от наличия сырья, материалов, комплектующих изделий и др. видов ресурсов.

Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) выполняет работу по материально-техническому обеспечению предприятия и его цехов сырьем, материалами, полуфабрикатами, технологическим оборудованием, средствами измерений и контроля, а также др. материальными ресурсами необходимого качества и ассортимента.

Отдел сбыта (ОС) и эксплуатационно-ремонтные службы совместно со специализированными подразделениями по хранению готовой продукции организуют хранение, транспортировку, эксплуатацию и ремонт с целью поддержания необходимого качества продукции и осуществляют внешние связи предприятия.

Отдел труда и зарплаты (ОТиЗ) нормирует труд, совместно с Отделом научной организации труда и управления (ОНОТиУ) и подразделениями предприятия осуществляет организацию бездефектного труда, стимулирование повышения качества продукции, совершенствование организации трудовой деятельности.

Отдел кадров (ОК) совместно с Отделом технических средств обучения (ОТСО) и подразделениями предприятия проводит работу по рациональному распределению трудовых ресурсов, участвует в организации и проведении работ по профотбору, профориентации, укреплению производственной и трудовой дисциплины, организации подготовки и повышения квалификации кадров по управлению качеством.

Отдел научно-технической информации (ОНТИ) обеспечивает службы предприятия необходимой для деятельности информацией о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, участвует совместно с другими подразделениями предприятия в организации изучения и распространения передового опыта в области качества продукции и управления им.

Вычислительный центр (ВЦ) осуществляет сбор и обработку информации о качестве продукции и о качестве труда, выдают необходимую информацию подразделениям предприятия и участвует совместно с ними в подготовке и принятии управленческих решений.

Юридический отдел (Юо) (договорно-претензионаая служба) выполняет функцию правового обеспечения управления качества продукции.

Отдел стандартизации (ОСт) участвует в разработке НТД по КС УКП, формирует фонд стандартов предприятия по управлению качеством продукции.

Отдел управления качеством (ОУК) осуществляет координацию деятельности подразделений предприятия по выполнению функций управления качеством продукции, осуществляет или организует анализ накапливаемой информации о качестве продукции и о причинах дефектов, осуществляет подготовку управленческих решений руководителей предприятия, направленных на повышение качества продукции, организует деятельность по совершенствованию КС УКП.

На крупных предприятиях специализированный ОУК осуществляет координацию выполнения следующих работ:

- установление целей и задач управления качеством;

- разработку программ и планов развития предприятия в области повышения качества;

- совершенствование хозяйственных механизмов и организационной структуры управления качеством, модернизацию и автоматизацию КС УКП;

- разработку методов стимулирования качества труда;

- разработку методов и проведение анализа, оценки и аттестации продукции, производственных и управляющих процессов;

- разработку и совершенствование методов и средств измерений и контроля качества;

- разработку методов и внедрение опережающей стандартизации;

- разработку и внедрение методов повышения надежности изделий;

- прогнозирование и планирование потребностей, технического уровня и качества продукции с учетом конкретных сфер потребления (эксплуатации);

- планирование, организацию и учет результатов деятельности по разработке и постановке продукции на производство, технологической подготовке производства, обеспечению качества заказываемого и получаемого оборудования, комплектующих изделий, сырья, материалов и т.д.;

- гарантийное обслуживание;

- оперативное управление качеством процессов проектирования и изготовления;

- обучение кадров и др.

 

Внедрение КС УКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что при практическом использовании методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать конкурентоспособную продукцию. Среди недостатков, свойственных КС УКП следует отметить:

  • слабое методическое руководство со стороны отраслевых, головных и базовых организаций по УКП и стандартизации;
  • пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем УКП, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по УКП подготовленными и инициативными работниками;
  • формальное отношение к организации систем УКП;
  • поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;
  • громоздкость системы, вызванная созданием большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;
  • недооценка роли учёбы по УКП, что ведет к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;
  • выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;
  • работу по УКП в рамках системы возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе “на план” и “за качество”;
  • недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;
  • забвение основополагающих принципов УКП на некоторых предприятиях в реальных условиях;
  • недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;
  • неполный охват управлением условий и факторов, влияющих на качество продукции;
  • неполное взаимоувязывание системы УКП с другими системами управления;
  • в системах УКП не нашло должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции;
  • недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Главным же недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 8208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.