Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и факторы зарождения и протекания политического конфликта




Тема: ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

Правило Лопиталя (раскрытие неопределенностей типа

или при вычислении пределов)

Предел отношения двух бесконечно малых или бесконечно больших величин при

x a→ равен пределу отношения их производных (конечному или бесконечному),если последний существуетву ет в указанном смысле

 

 

(!) Можно применять правило Лопиталя несколько раз

при соблюдении условий теоремы.

 

 

Таблица производных

1. (um)' = m um-1 u' (m принадлежит R1)

2. (au)' = au lna× u'.

3. (eu)' = eu u'.

4. (loga u)' = u'/(u ln a).

5. (ln u)' = u'/u.

6. (sin u)' = cos u× u'.

7. (cos u)' = - sin u× u'.

8. (tg u)' = 1/ cos2u× u'.

9.(ctg u)' = - u' / sin2u.

10. (arcsin u)' = u' / .

11. (arccos u)' = - u' / .

12. (arctg u)' = u'/(1 + u2).

13. (arcctg u)' = - u'/(1 + u2).

1. Условия и факторы зарождения и протекания политического конфликта

2. Основные стадии и уровни политического конфликта

 

Системный подход к анализу политических конфликтов как к противоборству организованных и мобилизованных групп предполагает учет большой совокупности факторов, влияющих на возникновение и развитие этого процесса. Характер факторов различен, что вполне естественно применительно к такому сложному феномену как политический конфликт. В силу этого, сами факторы нуждаются в определенной классификации, поскольку разные их группы обладают различным действием.

Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты,

Если понимать под факторами совокупность различных возможностей взаимодействующих сторон, оказывающих непосредственное влияние на ход и исход конфликта, то их можно представить как:

- факторы, определяющие величину и природу конфликта (факторы-детерминанты);

- факторы, влияющие на формирование конфликтных групп и их мобилизацию (факторы-условия);

- факторы, воздействующие на собственно динамику конфликта, т.е. на темпы развертывания, интенсивность, насильственность и т.п.

В реальных политических конфликтах различные группы факторов взаимодействуют между собой, усиливая или ослабляя совокупный стимулирующий (или блокирующий) эффект. Однако в каждом конкретном конфликте в определенный исторический период преобладает воздействие каких-то конкретных факторов, в большей степени определяющих его ход и исход, чем все остальные. Учет этого обстоятельства очень важен для того, чтобы найти адекватные средства и технологии мирного урегулирования конфликта.

Первая группа факторов - с условным названием факторы-детерминанты - представляют собой совокупность причин, которые чаще всего порождают политические конфликты. Другую группу факторов можно обозначить как факторы условия, где, на наш взгляд, речь должна идти уже о собственно политических условиях, делающих возможной саму артикуляцию конфликта как политического взаимодействия. Третью группу факторов составляют так называемые ресурсные факторы, включая главные ресурсы политики - силу (в том числе и военную), материальные средства, информационное обеспечение и т.п. В качестве особого элемента ресурсных выступают геополитические и хронополитические факторы, как в широком, общетеоретическом, так и в конкретном, пространственном и временном аспектах. Хотя мы специально не рассматриваем роль внешних, экзогенных по отношению к конкретному государственному сообществу факторов, полностью проигнорировать проблему гео- и хронолитики и ее связь с эндогенными факторами вряд ли оправданно. Наконец, немаловажную роль в динамике политических конфликтов играют социально-психологические и личностные факторы. Значение последних в переходных политических процессах закономерно возрастает

Взаимовлияние факторов необходимо исследовать в контексте не только причин и условий, но и внутренней динамики самого конфликта. Очевидно, что факторы-детерминанты играют особую роль на ранней, латентной стадии конфликта, хотя их влияние сохраняется на всем протяжении его формирования и развертывания. С другой стороны, ресурсные или психологические факторы гораздо ощутимее обнаруживают себя тогда, когда конфликт уже проявлен и идет активное противоборство взаимодействующих субъектов. Для преодоления расстояния между латентными и открытыми конфликтами необходимо наличие дополнительных социальных, экономических, социокультурных, идеологических и прочих факторов. Иными словами, должна возникнуть «критическая масса» необходимых и достаточных условий для возникновения политического конфликта.

В связи с тем, что политический конфликт может возникнуть из любой предметной области, факторы-детерминанты оказываются самыми многочисленными. Условно их можно подразделить на экономические, собственно политические, этнические, психологические, социокультурные и т.п. Как уже говорилось, односторонний акцент на ту или иную группу факторов - скажем, только экономические, или только психологические - не способствует раскрытию всей сложности политического конфликта: последний поддается – «дешифровке» лишь при учете совокупности различных факторов.

Взаимосвязь факторов отчетливо просматривается в этнополитических конфликтах. В конфликты могут вступать группы, имеющие разные качественные характеристики. Такие качественные критерии могут быть как абсолютными (одна группа богаче другой), так и относительными (одна группа ощущает свое превосходство над другой или полагает, что другая группа ее эксплуатирует, что может стать причиной негодования или обиды со стороны тех, кто считает, что с ним несправедливо обходятся). «Даже наиболее серьезные абсолютные различия между этническими группами вовсе не обязательно должны трансформироваться в ощущение относительных различий. Решающую роль здесь играет восприятие существующего положения вещей».

Как показывает пример североамериканских обществ (США, Канада), строго этническое разделение труда, когда каждая этническая группа имеет собственное, типичное для нее «дело», сферу занятости или установленный сектор деятельности и соответствующий им экономический статус, не всегда приводит к конфликтности межэтнических отношений, особенно если в такого рода разделении труда участвует много этнических групп. В свою очередь, остро ощущаемые этнические различия, чувство превосходства или принадлежности отнюдь не всегда должны обусловливаться наличием каких-то заметных абсолютных различий, во всяком случае, различий в экономическом и правовом статусе между группами, втянутыми в конфликт. Примером может служить война между сербами и хорватами, в которой стороннему наблюдателю трудно понять, по какому поводу она разгорелась и какие блага и статусные позиции должны быть в итоге распределены или перераспределены,

Война - общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, наций (народов) средствами вооруженного насилия.

Обобщая, можно сказать, что этнические конфликты порождаются двумя группами факторо в - распределения и признания. Обе группы факторов влияют на интенсивность конфликтов: убежденность одной из этнических групп в негативных установках в отношении себя провоцирует агрессивные действия последней, номинальная ценность норм равенства и взаимопризнания между согражданами выступает мощной мобилизующей силой в их защиту.

Другая группа факторов - это факторы-условия политических конфликтов. Они объясняют не столько причины возникновения последних, сколько процесс формирования их субъектов - мобилизованных конфликтных групп. Естественно, что первым таким фактором-условием является право на свободу коалиций - общественных объединений, движений, политических партий, включая гарантии такой свободы.

Общество демократического типа характеризуется тем, что подчиненные группы обладают собственными политическими организациями. Налицо свобода объединений и коммуникаций, большинство политических групп имеют своих лидеров и идеологов. Конфликтующие стороны и их интересы признаются институционально. Парламентские органы обеспечивают систему регулярного примирения между партиями. Имеются общие для всех правила игры, основанные на конституционных нормах и на совокупности утвержденных процедур регламентов, способствующих выработке и принятию решений Определенные лица - чаще всего, главы государств - могут действовать как посредники в том случае, если предыдущие механизмы ни обеспечивают согласия. Кроме того, имеется правовая система арбитража по отношению к тем спорам, которые угрожают парламентским механизмам переговоров.

При таких условиях можно ожидать, что политический конфликт не будет носить насильственного характера и структурные изменения всегда будут постепенными. Для подчиненного класса и его парламентских представителей всегда сохраняются шансы сформировать правительство или проникнуть в ряды правящей элиты. Возможен и такой вариант, когда его притязания могут быть восприняты и без изменений в правительственном персонале. Каковы бы ни были происходящие изменения, они не должны затрагивать правил игры, относительно которых имеется договоренность сторон. Эти правила обеспечивают всем сторонам законные ожидания того, что они в будущем могут получить власть

В странах с авторитарным или тоталитарным режимами нет условий для существования таких организаций или они существенно ограничены, Поэтому здесь существует тенденция к насилию.

Насилие (в политике) - разнообразные проявления силы в общественно-политической жизни, использование в политических целях физического принуждения

В тоталитарном государстве очень четко обозначена граница между теми, кто управляет, и теми, кем управляют. Подчиненный класс составляет широкую квази-группу тех, чьи интересы, весьма разнообразные и отделенные друг от друга, соединяются в едином требовании - изменения статус-кво во властных отношениях, но эта группа не способна к самоорганизации, так как отсутствует свобода объединений. Любой конфликт поэтому остается латентным, Однако, распад принудительной системы сдержек и контроля, вместе с недавно завоеванными политическими средствами в виде большей свободы выражения мнений и доступа к информации являются теми факторами, которые неизбежно ведут к социальным и политическим конфликтам, включая этнические вспышки. Не случайно диктатуры любого типа очень чувствительны (негативно) к публичным собраниям. Даже спортивные и прочие увеселительные зрелища могут быть опасны для режима, хотя в основе собрания и нет протеста против него. Например, взрыв в Бухаресте, свергнувший диктатора Н. Чаушеску, произошел в значительной степени в силу его собственной оплошности; он сам собрал людей, ошибочно полагая, что они его поддержат. Однако скопление массы людей разрушает индивидуальную изоляцию и чувство опасности. Сначала небольшая группа стала выкрикивать слова протеста, а потом за нею последовала и вся остальная масса собравшегося народа - произошел социальный взрыв. Другой пример - Польша: поляки обнаружили силу оппозиции во время визита в страну в июне 1989 г. папы Иоанна Павла II, когда на улицы вышло 2 млн. человек.

Если свобода коалиций представляет собой необходимое политическое условие конфликта, то необходимым социальным условием является возможность коммуникации, т.е. степень мобильности в рамках данного общества или его государственных структур.

Среди факторов-условий политического конфликта выделяются два обстоятельства: степень индивидуальной (семейной) социальной мобильности и наличие эффективных механизмов урегулирования социальных и политических конфликтов.

«Говоря о континууме интенсивности социальных конфликтов между группами интересов, которые простираются от демократической дискуссии до гражданской войны, имеет смысл предположение, что наличие либо отсутствие социальной мобильности и регулирующих механизмов существенно влияет на позиции определенных конфликтов, расположенных в этом континууме», - пишет Р. Дарендорф. Но определение точного удельного веса указанных факторов является, по его мнению, задачей специального эмпирического исследования.

В числе факторов-условий необходимо назвать и технические условия, а именно формирование политической организации (включая персонал, устав, помещение), а также политическую мобилизацию. Организация нуждается в материальных средствах, основателях и вождях, в идеологии. К числу показателей политической мобилизации обычно относят наличие заметных (по результатам парламентских и местных избирательных кампаний и выборов) партий и движений, существование нелегитимных вооруженных формирований; наличие или отсутствие актов насилия, террора и т.п.

Политическая мобилизация - формирование поддержки тех или иных политических целей со стороны значительных масс населения.

Реализация тех или иных форм политических конфликтов решающим образом зависит от наличия соответствующих ресурсов - социальных, экономических и политических. Последние означают орудия политического влияния, любые средства, с помощью которых человек может повлиять на положение другого.

Политические ресурсы включают деньги, время, знания, информацию, связи, общественное положение, право голоса и т.п. Не традиционно ключевую роль в динамике политических конфликтов, особенно на макроуровне, играл фактор силы. Вместе с тем, эта роль неоднозначна в качественном отношении. С одной стороны, наличие силы может провоцировать конфликт, подстегивать темпы его развертывания и протекания. С другой стороны, та же сила может содействовать более успешному поиску путей примирения конфликтующих сторон.

Уже один из древнейших исторических примеров политического конфликта - первая и вторая сецессия плебеев в Древнем Риме (V век до н.э.) - представлял собой очевидную и весьма успешную демонстрацию силы в борьбе за статусные позиции. Уход плебеев в полном боевом снаряжении на Священную гору - господствовавшую над Римом высоту, вынудил старинную римскую аристократию к необходимым политическим уступкам в области гражданских прав плебеев, повышению их политического статуса. Благодаря мирному, «цивилизованному» разрешению этого политического конфликта. Римская республика пережила, по словам английского историка Д. Актона 150 лет невиданного процветания и славы, а затем из первоначального конфликта, который был некогда улажен компромиссом, хотя и не решен теоретически, разгорелась новая борьба, оказавшаяся безрезультатной.

Фактор силы особенно ярко проявляется в политических отношениях между государствами. Опыт всей мировой истории свидетельствует о том, что слабость провоцирует агрессию, что нередко приводит к войне.

Агрессия - нападение одного или нескольких государств на другое с целью захвата его территории, политического, экономического подчинения или нанесения иного ущерба.

Политика, в особенности мировая, не только не терпит пустот, но и представляет собой, образно говоря, «игру больших чисел», где результат зависит от объема располагаемого политического (включая военный) капитала. Однако, политический капитал может быть как военным, силовым, так и символическим, особенно в век информационных технологий, когда общественное мнение можно производить индустриальным способам. Концентрация разных видов капитала в руках одной сверхдержавы, группы государств или одной политической силы в рамках отдельного государства чревата напряженностью и угрозой политических конфликтов.

Фактор военной силы играет первостепенную роль во всех многочисленных «горячих точках» на территории бывшего СССР. Один из самых кровавых конфликтов - чеченский - никогда не приобрел бы таких форм и масштабов, если бы его участники не располагали таким количеством оружия и не были уверены в собственном превосходстве. Усиление ожесточенности и насильственности в действиях сторон возрастало по мере увеличения неадекватности используемых средств; бомбежек со стороны федеральных войск, террористических актов со стороны боевиков.

Вместе с тем, фактор силы отнюдь не сводится только к своему военному аспекту. Он может обрести форму морального движения неповиновения, классическим примером которого является Индия времен М. Ганди. Огромные массы невооруженных людей под духовным предводительством М. Ганди просто демонстрировали нравственную силу и неповиновение английским оккупационным властям, и сила такого морального сопротивления оказалась более действенным фактором поисков политического компромисса, чем непосредственно вооруженная сила. Однако, неповиновение (особенно общегражданское) эффективно далеко не всегда. Оно может обрести силу лишь в пределах гражданского общества, т.е. при наличии прочных структур гражданских прав и обязательного подчинения закону. В ином случае возникновение организованного движения неповиновения будет крайне затруднено.

Не менее остро заявлены в современном мире хронополитические факторы. Сама по себе хронополитика многоаспектна, включает чередование застойного и катастрофического (прерывного) времени, вызванного потребностями догоняющего развития. Очень существенна институционализация политических процессов, состояние политической культуры элиты, ее качественный состав. Так, чем большее число участников вовлечено в процесс принятия политических решений, тем выше степень их необратимости, а, следовательно, тем ниже риск появления общественной группы, требующей пересмотра решений на противоположных началах и грозящей повернуть ход развития вспять.

Другим аспектом хронополитики является сбалансированность во времени различных общественных процессов, особенно в эпоху модернизации. Очень важно понять, может ли общество решить все проблемы одновременно или же старые причины конфликтов объединяются с новыми источниками напряженности. Если время динамичных, и прежде всего, политических процессов, оказывается отпущенным на свободу и даже форсируется, а другие процессы, обладающие иной ритмикой, заметно отстают, то появляется угроза, с одной стороны, полной разбалансированности потоков времени и дестабилизации общества, а с другой - наполнение новых форм старым содержанием, относящимся к сферам замедленной временной динамики

Частым аспектом хронополитических факторов можно считать временные или темпоральные, связанные с темпами, продолжительностью конфликта и влиянием последних на его предмет, масштаб, а также насильственность и интенсивность. Замечено, что чем дольше продолжается конфликт, тем сложнее его остановить или осуществить деэскалацию. Это особенно заметно в этнополитических конфликтах, где по мере развертывания появляются и новые материальные притязания. Отдельные группировки и индивиды обогащаются и повышают свой престиж за счет рутинизации такого конфликта. Кроме того, этнополитические конфликты постоянно сопровождаются событиями, которые приобретают символическое значение, например, ритуалы протестных маршей через (или вблизи) территории проживания противостоящей этнической группы, как это ежегодно происходит в Северной Ирландии. Их цель - вызвать ответное действие с противоположной стороны. Рутинизация таких конфликтов приводит к стремлению дискредитировать противника при помощи «языка войны»: навешивания расистских ярлыков, использования военной терминологии и т.п. Наконец, жертвы и лишения, приносимые в конфликтах, приводят к тому, что конфликт все чаще рассматривается в свете принципов, а не интересов, что создает дополнительные препятствия для его урегулирования. Переговоры можно вести по поводу интересов, по поводу же принципов вести их крайне сложно, если вообще возможно.

Темпоральные факторы имеют еще один очень важный аспект, известный в политической науке как «эффект падающего домино». Суть его в том, что крупномасштабный политический конфликт, особенно революция, может вызвать сходные процессы в соседних странах. Психологическим механизмом такого воздействия является эффект заражения, наблюдавшийся в истории неоднократно.

Таким образом, конфликты «обязаны» своим возникновением воздействию множества различных групп факторов, ни одна из которых не является монопольной и не может автономно определять предмет, организацию и манифестирование конфликтных групп, темпы протекания конфликта и т.д. Факторы-детерминанты, определяя социальную основу и предмет конфликта, проявляются только е сочетании с социально-психологическими факторами, а наличие или отсутствие политических условий для формирования субъектов политического конфликта определяет институционализированные (или внеинституциональные) формы развития последнего. В свою очередь, наложение гео- и хронополитических факторов на имеющиеся в наличии ресурсы оказывают непосредственное влияние на интенсивность и насильственность возникающих конфликтов. По мнению многих исследователей, в ближайшие годы в Европе основными будут две группы факторов - экономические и культурные, предопределяющие, с одной стороны, предмет будущих конфликтов, а с другой - идентификационные основания их участников.

Сочетание тех или иных групп факторов оказывает воздействие не только на формы конфликтов, но и на их последствия. Если классовые, этнические, религиозные и идеологические размежевания совпадают, разделяя общество на непримиримые фракции, то издержки конфликта будут преобладать над преимуществами, определяя в целом его негативную, деструктивную роль. И наоборот, интеграционные преимущества, т.е. конструктивные функции конфликтов, значительно превосходят издержки в тех случаях, когда разделение на фракции имеет пересекающийся характер и коалиции, формирующиеся вокруг какой-то проблемы, распадаются по мере того, как появляется другая проблема. Главная задача политического руководства любой страны состоит, следовательно, в том, чтобы не допустить совмещения многих конфликтных линий, раскалывающих общество на два непримиримых враждующих лагеря и повышающих совокупный разрушительный потенциал такого конфликта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.