Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СМИ в системе массовой коммуникации




Современные политологи уделяют большое внимание анализу политической коммуникации. Основы данного направления были заложены в западных исследованиях пропаганды периода первой мировой войны, хотя сам термин применяется лишь с конца 40-х-начала 50-х годов.

Под политической коммуникацией Р.-Ж. Шварценберг понимает «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами».

Л. Пай включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику». По его мнению, политическая жизнь любого общества включает в себя использование различных методов политической коммуникации.

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

1) коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

2) коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

3) коммуникация через неформальные каналы.

Остановимся на роли средств массовой информации (СМИ) в осуществлении политической коммуникации. Особенность механизма формирования политических предпочтений в СМИ связана с активностью убеждаемых, которая состоит в том, что «они самостоятельно интерпретируют смысл обращенных к ним символических сообщений в соответствии с комплексами личных убеждений и чувств». Успешность воздействия зависит от способности убеждающего изменять так называемые «познавательные схемы» убеждаемых. В связи с этим главной задачей субъекта влияния, то есть средств массовой информации, будет являться «правильное понимание реципиентов и способов их классификации, а также поиск механизмов «вписывания» в конкретные «познавательные схемы».

Познавательные схемы делятся на два основных типа - «схему-я» и «схему-другого». Первая представляет собой «познавательные обобщения самой воспринимающей личности и имеет вербальное выражение», вторая относится к обобщенному знанию индивида о других людях, институтах, идеях и реализуется в зрительных образах. Следовательно, в рамках второй схемы «убеждают скорее не слова, а чисто внешние приметы». В связи с тем, что значительная часть населения не может осознавать все многообразие политических явлений, да и не испытывает в этом потребности, у каждого человека постепенно складывается упрощенный образ политической действительности. В дальнейшем этот образ может дополняться и изменяться. Одна из доминирующих тенденций современного общественного развития - все более активное воздействие СМИ на ход и содержание политического процесса, формирование и функционирование механизма власти. Вызвана эта тенденция разнообразными причинами, главными среди которых являются факторы социально-политического и научно-технического порядка.

Основоположником современной западной теории «массовой коммуникации» является американский психолог и социолог Гарольд Лассуэлл. Его идеи стимулировали создание новой социальной дисциплины, изучающей массово-информационные отношения в обществе. К тому времени, когда Г. Лассуэлл начал разрабатывать свою теорию, в США был накоплен обширный эмпирический материал по вопросам массовой пропаганды. Однако новое исследование отличалось от предшествующих работ, прежде всего, широкой постановкой проблемы. Г. Лассуэлл пришел к выводу, что изучение общественное сознание требует, прежде всего, социологического анализа массовых иллюзий, представлений и ожиданий людей, на формирование которых оказывает влияние массовая коммуникация.

Важно отметить, что иногда функцию СМИ сводят к передаче информации. Тем самым из массово-коммуникационного процесса, в сущности, исключается обмен информацией и взаимовлияние СМИ и реципиента. При этом не учитывается взаимодействие элементов процесса между собой. В поле анализа остается лишь целенаправленное распространение информации, то есть сугубо пропагандистский аспект. В действительности, однако, в процессе пропаганды всегда реализуется обратная связь: во-первых, через учет в деятельности СМИ характеристик и эволюции получателя информации, во-вторых, через взаимовлияние канала информации и его аудитории. Информационный поток многообразен и образуется как стихийно (в основном путем межличностного общения), так и целенаправленно (преимущественно путем пропаганды), В связи с этим возрастает роль СМИ в процессе формирования политических предпочтений. Это - роль координатора и организатора потоков информации.

Важность коммуникативной системы, четко налаженного кругооборота информации подчеркивают как российские, так и зарубежные ученые. Г. Алмонд, рассматривая понятие политической системы, включает в его содержание СМИ наряду с такими институциональными структурами, как парламенты или исполнительно-распорядительные органы. К числу необходимых характеристик политической системы в целом и отдельных институтов западные исследователи относят респонсивность, то есть способность реагировать на импульсы, приходящие из окружающей среды, и соответственно корректировать свое поведение. При этом предполагается, что чем быстрее и эффективнее политическая система реагирует на внешнюю среду, тем выше уровень ее респонсивности, а значит, в конечном счете, и устойчивости.

Итак, СМИ предполагают «деятельность социального субъекта по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий социального же субъекта».

В современной массово-коммуникационной теории СМИ исследуются, по крайней мере, с трех сторон: позитивистский подход (изучение воздействия СМИ на аудиторию), феноменологический подход (изучение уровней понимания населением сообщений СМИ), критический подход (объяснение роли СМИ в воспроизводстве социальной системы).

В рамках каждого из подходов формируется ряд более узких направлений. Так, например, воздействие СМИ на аудиторию объясняется преимущественно с позиций бихевиоризма. В основе бихевиористского подхода к СМИ лежит понятийная пара «стимул-реакция». Сообщения СМИ рассматриваются в качестве стимулов, на которые должна поступить непосредственная реакция читателя, слушателя, зрителя. В частности, основное допущение так называемой «теории магической пули» состоит в том, что аудитория на все сообщения СМИ реагирует прямым и однотипным способом. Проблема понимания информационных сообщений исследуется рыночной теорией, когда СМИ рассматриваются как производители востребованного аудиторией «товара». В качестве основной альтернативы этому подходу выступает этнометодология, которая ориентирована на изучение того, как сами люди конструируют значения в обыденной жизни. Критический анализ СМИ строится на близких друг к другу теориях манипуляции и гегемонии. Первая исходит из предположения, что СМИ используются для поддержания существующей политической системы, так как они отвлекают внимание аудитории от действительно важных социальных процессов, а согласно второй, СМИ закрепляют в массовом сознании доминирующий взгляд на мир и легитимируют социальный порядок.

Все эти разнообразные подходы к исследованию роли СМИ как социальной системы принимают во внимание то обстоятельство, что печать, радио и телевидение по-разному материализуют свое содержание: «печать графически обозначенным словом и статическим изображением; радио звучащим словом и звуком; телевидение звучащим словом, звуком и динамическим изображением». Следовательно, существенным для формирования политических предпочтений населения оказывается тот факт, с помощью какого средства массовой информации передается сообщение. Ведь различные СМИ формируют разные образы (вербальные, зрительные, слуховые), для создания которых пресса, радио и телевидение используют специальные приемы - как общие для всех трех, так и специфические:

· обращение к авторитетам при подаче информации;

· организация пресс-конференций, выступлений политических лидеров;

· информирование об экспресс-опросах;

· столкновение мнений оппонентов;

· организация телефонных линий с представителями экспертных институтов и т.д.

Тенденции использования СМИ менялись в соответствии с совершенствованием технических средств передачи информации. Так, например, основные тенденции использования СМИ в США были проанализированы В. Майером на основе данных социологических опросов ведущих американских центров с 1937 по 1992 год. Выяснилось, что модель использования СМИ значительно изменилась за короткий период времени. Ведь между 1949 и 1959 годами число американцев, имевших телевизор, возросло с 6% до 90%. 30-е годы называют эрой радио. К 1937 г. почти 90% американских семей имели радиоприемники, хотя в ходе опросов американцы склонны были упоминать газеты и радио в равных пропорциях. Исключение составляет II Мировая война, которая обеспечила кратковременный рост популярности радио. Публичный дебют телевидения имел место на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939г., но полноценное развитие телевизионной индустрии началось только после II Мировой войны. Хотя телевидение прочно обосновалось в домах американцев в 50-е годы, оказалось непросто определить, стало ли телевидение источником информации. В. Майер не смог дать определенного ответа на этот вопрос. Сегодня для большинства американцев телевидение является основным источником новостей. Но хотя, с одной стороны, люди значительную часть своего свободного времени проводят перед телевизором, с другой стороны, большинство из них все же смотрит развлекательные программы, а не новости. Исходя из этого, некоторые исследователи утверждают, что именно газеты продолжают оставаться основным источником информации об окружающем мире.

Изучение использования СМИ в электоральной политике дает сходные результаты. Однако можно вывести следующую закономерность: роль телевидения значительно возрастает с расширением масштабов избирательной кампании. Значение телевидения возрастает, в частности, потому, что оно может использовать методы и приемы, недоступные прессе и радио. Кроме того, его аудитория всегда значительно больше, чем у других СМИ.

Какие же характеристики делают телевидение привлекательным для потребителя информации? Во-первых, это так называемый «парасоциальный эффект», который заключается в том, что «телезритель воспринимает увиденное на экране как исключительно достоверную информацию, его ощущения почти приравниваются к ощущениям участника происходящего на экране». Во-вторых, высокая убеждающая способность телевидения объясняется самой спецификой телевизионных передач, порождающей иллюзию общения между зрителем и комментатором. В-третьих, телевидение обладает еще одним любопытным свойством, подмеченным американским социологом М. Маклюэном. Он назвал телевидение «прохладным каналом», в отличие от газет и радио - «горячих каналов». Основное различие между ними состоит в том, что «горячие каналы» содержат значительное количество информации, которая оставляет получателю мало возможности для соучастия, домысливания. «Прохладный канал» в силу своей недосказанности предполагает значительную степень участия аудитории в процессе восприятия сообщений. Наконец, телевизионная аудитория обладает рядом уникальных качеств - с одной стороны, она «в значительной степени социально нераздельна по сравнению с газетной и особенно с журнальной читательской аудиторией», с другой стороны, телезритель перед телевизором не чувствует себя одиноким. Он «ощущает себя членом того сообщества, которое в данный момент смотрит ту же программу» и реагирует на сообщение в большей степени «как составная часть этого сообщества, а не просто как отдельный индивид».

Данные характеристики телевидения позволяют утверждать, что наибольший эффект при формировании политических предпочтений населения достигается при использовании именно этого средства массовой информации.

Формирование политических предпочтений населения под воздействием СМИ в значительной степени зависит от уровня доверия источнику информации. Согласие с оценками, содержащимися в конкретных сообщениях, с позицией источника в целом, рождает чувство психологической близости, идентификации с содержанием и источником информации. Доказано, что люди, доверяющие данному источнику информации, склонны не замечать тех элементов содержания, которые вызывают у них непонимание или несогласие.

Особое место в ряду средств политической коммуникации занимают неформальные источники информации. В последнее время многие исследователи отмечают падение доверия к официальным СМИ, что привело к росту значимости сообщений, передаваемых на уровне межличностного общения. Более половины экспертов (52.6%) отнесли слухи на четвертую позицию среди различных факторов, влияющих на формирование политических предпочтений населения. К неформальным источникам информации традиционно относят молву, слухи, сплетни, анекдоты, а в настоящее время - еще и граффити. Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативных настроений населения по отношению к существующей политической системе. В основе знания, обозначаемого терминами «молва», «слухи», «сплетни», всегда лежит большая или меньшая доза вымысла, домысла: сознательного, намеренного или неосознанного, случайного - это безразлично. Такой вымысел присутствует уже в момент зарождения слуха, т.к. лицо, первым сообщающее сведение, порождающее слух, никогда не располагает всей полнотой точных, строго проверенных фактов относительно объекта суждения. В дальнейшем, по мере передачи сведения от одного лица к другому, элементы вымысла усиливаются: сообщения дополняются определенными подробностями, эмоциональными оценками, причем, как правило, людьми, которые совсем уже не располагают никакими фактами о предмете разговора.

Неформальные источники играют и позитивную роль в процессе формирования политических предпочтений. Важно уже то, что они привлекают внимание населения к политике. Придавая представлениям о политике эмоциональную окраску, они закрепляют это внимание, а также упрощают восприятие информации, делая ее доступной для всех социальных групп. Особое место среди неформальных источников информации занимают слухи. Наиболее полное определение слуха дает А.В. Оболонский: «Слух есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными способами, коллективная попытка найти ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации».

Более содержательная характеристика, заслуживающая пространного цитирования, дана Ахиезером: слухи представляют собой «постоянно действующую систему интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. Слухи - неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное - дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора. Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти, в погромы и т.д., массовые движения, например, бегство в «обетованные земли», паническая скупка товаров и т.д.».

Итак, слухи - это форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. Слух может отражать реальное положение вещей, в той или иной степени искажать его, либо быть полностью ложным. В отличие от официальных источников информации слухи, как правило, не имеют надежной информационной основы в виде установленных фактов, событий и т.д. Они рождаются в процессе межличностного общения, обмена информацией между людьми, и выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, соответствующих ожиданиям людей.

Важно отметить, что слухи возникают не только в случае отсутствия официальной информации, удовлетворяющей запросы людей, но и как проявление психологической потребности в межличностной коммуникации. Американский психолог Дж. Меерло считает, что слухи являются такой же «необходимостью для взрослого человека, как сказка для ребенка». Человек, который распространяет слухи, увеличивает свой социальный престиж, рассказывая «важные новости». Человек, воспринимающий слухи, хочет окунуться в увлекательные новости, так как он, по мнению Дж. Меерло, не может жить без «вербальной стимуляции» своей собственной фантазии». Распространение слухов, кроме того, является передачей другим своих страхов, своей встревоженности. На основе того, каким эмоциональным потребностям людей удовлетворяют слухи, выделяют три их вида:

1) слух-мечта (pipe-dream rumors);

2) слух-пугало (fear or bogey rumors);

3) слух-разделитель (wedge-driving rumors).

Слух-мечта выражает желания и надежды людей, среди которых он циркулирует. В качестве примера можно привести появившийся во время второй мировой войны в США слух о том, что Японии не хватит нефти для ведения длительной войны. Слух-пугало выражает страх и чувство тревоги. Так, после поражения американских войск в бухте Перл-Харбор циркулировал слух о полной потере США Тихоокеанского флота. Слух-разделитель создает и закрепляет разобщенность между социальными группами. В основе слуха-разделителя находятся «негативные предрассудки относительно других социальных групп, что влечет за собой резкое негативное к ним отношение (вплоть до агрессии)». Примером может служить утверждение о том, что большинство преступлений в Москве совершается выходцами с Кавказа.

Согласно П. Сорокину, слухи можно классифицировать в зависимости:

1) от количества и качества взаимодействующих индивидов;

2) от характера актов;

3) от характера проводников.

Возможна и классификация слухов исключительно по числу участников процесса их циркуляции. Тогда выделяются слухи, циркулирующие:

1) между двумя индивидами;

2) между одним и многими;

3) между группами индивидов.

Итак, существование слухов неизбежно. Естественно и то, что деятельность политического лидера или института (например, политической партии) часто становится предметом межличностного общения. Это приводит к возникновению слухов о них. Любой слух содержит в себе элемент обмана, который, однако, может носить и ненамеренный характер. Ненамеренный обман не осознается субъектом как действие, вводящее другого в заблуждение, в то время как намеренный, естественно, всегда осознан в той или иной степени. Это важно учитывать при снятии негативного влияния неформальных источников информации на формирование политических настроений населения. В зависимости от того, как возникает неверное представление - стихийно или целенаправленно - вырабатываются меры противодействия обману.

Другим неформальным источником информации, влияющим на формирование политических предпочтений населения, являются анекдоты, сатирические стихи и т.д.

Кроме того, в качестве средства политической коммуникации выступает такой неформальный источник информации, как граффити. Это - «политические надписи на заборах и фасадах зданий». Данное явление в нашей стране остается пока неизученным, да и массовое распространение оно приобрело сравнительно недавно. Так, например, несанкционированные надписи политического содержания на заборе пятнадцать лет тому назад вызывали переполох правоохранительных органов.

По способу представления информации граффити делятся на две большие группы: надписи и символы. Политические надписи широко используются в период избирательных кампаний. Появившись на стенах зданий, они длительное время сохраняются и агитируют граждан. Как правило, политическое граффити дает возможность гражданам, очень часто не имеющим для этого других возможностей, озвучить свою позицию. С другой стороны, оно является бедствием больших городов, обезображивая фасады зданий и заборы.

Таким образом, каждое из средств политической коммуникации оказывает специфическое влияние на процесс формирования политических предпочтений населения, опираясь на определенную технологию и методы. Необходимо выделить те обстоятельства, которые важно учитывать в процессе использования средств политической коммуникации для формирования позитивных представлений о деятельности конкретных элементов политической системы:

1. Характеристики СМИ:

· уровень доверия каналу информации;

· положительные и отрицательные черты каждого из СМИ С учетом целей пропагандистской кампании;

2. Характеристики аудитории СМИ:

· возраст;

· образование;

· вид деятельности;

3. Своеобразие использования тех или иных СМИ в данном регионе. Например, по определенной тематике предпочтение может быть отдано местным СМИ, а не центральным.

Неформальные источники информации занимают особое место среди средств политической коммуникации: с одной стороны, они формируют постоянный интерес к деятельности политических лидеров или институтов, а с другой - эмоционально окрашивают и упрощают информацию о политике, политической партии или общественно-политическом движении, тем самым, делая ее более привлекательной и запоминающейся.

Провозгласив Декларацию о суверенитете и став независимым государством, Беларусь получила возможность развития по демократическому пути. Но падение авторитарного режима, как известно, не обязательно влечет за собой возникновение демократического. Перспективы успешного перехода от тоталитаризма к демократии зависят не только от выбора и развития политических институтов, характеристик предшествующего режима, уровня благосостояния страны и типа экономической системы, но во многом и от создания правовой базы, которая будет способствовать возникновению и развитию независимых СМИ, образованию свободного информационного пространства. Необходимость становления демократического института СМИ не вызывает сомнений. Являясь символом гражданского общества свободные СМИ будут гарантом необратимости происходящих в нестабильном (переходном) обществе изменений и преобразований.

Общий "стартовый капитал" (характеристики предшествующего тоталитарного режима) известны. Остановлюсь лишь на некоторых достаточно общих, но ярко отражающих суть вопроса:

- система контроля и управления СМИ развивается в соответствии с идеологией доминирующей партийной элиты, определяющей право на производство (в том числе средства производства), передачу и потребление информации;

- содержание информации определяется формой и техникой подачи материала, предписанной доминирующей системой понятий, а не спросом аудитории; отсутствует конкуренция;

- СМИ не являются открытым общественным институтом, в котором каждый имеет возможность принять участие в качестве получателя информации и, при определенных легитимированных условиях, в качестве отправителя. Напротив, руководящие кадры СМИ назначаются "сверху", таким образом четко выражена централизация власти. Что касается участия в коммуникационном процессе в качестве члена аудитории, то оно не всегда является добровольным, предполагает определенные социальные обязательства; получаемая потребителем информация, неоднократно подвергнутая цензуре, не отвечает требованиям полноты, разнообразия и достоверности.

Становление демократического института СМИ сегодня связано, прежде всего, с возможностью максимального ухода от предшествующей традиции.

Однако, оценивая современное положение СМИ в Беларуси, следует отметить, что 1995 год был скорее шагом в прошлое, чем в будущее. СМИ, особенно негосударственные, неоднократно подвергались гонениям со стороны государственной власти. Причем спектр репрессивных мер постоянно расширялся: от смещения с должностей неугодных редакторов ряда изданий и множества судебных исков "о защите чести и достоинства" до отлучения от полиграфической базы, эфира и системы распространения. Следует также отметить факты грубого нарушения действующего в области массовой информации законодательства (Конституция РБ, Закон РБ "О печати и других средствах массовой информации") властными структурами. Интерес представляют не только имеющие место факты притеснения СМИ, но и реакция аудитории на происходящее, оценка деятельности государственных чиновников и положения СМИ в обществе.

СМИ в Беларуси зависимы фактически в последнюю очередь от спроса аудитории (согласно оценкам экспертов белорусские СМИ менее всего зависят от международных организаций и иностранного капитала, однако здесь необходимо учитывать условия и возможности зарубежного инвестирования в Беларуси, которые таковы, что большинство белорусских СМИ, также как и многие производства и СП, не представляют значимого интереса для западных инвесторов, либо ситуация настолько нестабильна, что отрицает возможность любых капиталовложений). А президент и другие властные структуры в наибольшей степени определяют деятельность СМИ.

Различного рода манипуляции общественным мнением, скрытые и явные репрессии против СМИ ведут не только к монополизации власти и дискредитации СМИ, но и к уничтожению едва зародившейся культурной и политической традиции белорусского общества. Проявляющиеся все более явно черты диктатуры - монополизация средств производства массовой информации, фактическая цензура, отсутствие реального влияния аудитории на деятельность СМИ - вызывают серьезные опасение. Однако, с другой стороны, усилия властных структур, направленные на подавление свободных СМИ, доказывают и то, что последние принимают активное участие в жизни общества, способны выживать в условиях изначально неравной конкуренции и представляют собой серьезную альтернативу зависимым государственным СМИ.

 

Заключение

Формирование политических предпочтений населения в значительной степени зависит от уровня доверия источнику информации. Согласие с оценками, содержащимися в конкретных сообщениях, с позицией источника в целом, рождает чувство психологической близости, идентификации с содержанием и источником информации. Доказано, что люди, доверяющие данному источнику информации, склонны не замечать тех элементов содержания, которые вызывают у них непонимание или несогласие.

Особое место в ряду средств политической коммуникации занимают неформальные источники информации. В последнее время многие исследователи отмечают падение доверия к официальным СМИ, что привело к росту значимости сообщений, передаваемых на уровне межличностного общения. К неформальным источникам информации традиционно относят молву, слухи, сплетни, анекдоты, а в настоящее время - еще и граффити (граффити - это "политические надписи на заборах и фасадах зданий"). Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативных настроений населения по отношению к существующей политической системе.

Неформальные источники играют и позитивную роль в процессе формирования политических предпочтений. Важно уже то, что они привлекают внимание населения к политике. Придавая представлениям о политике эмоциональную окраску, они закрепляют это внимание, а также упрощают восприятие информации, делая ее доступной для всех социальных групп. Особое место среди неформальных источников информации занимают слухи. Таким образом, каждое из средств политической коммуникации оказывает специфическое влияние на процесс формирования политических предпочтений населения, опираясь на определенную технологию и методы.

Ценностные качества политической коммуникации сегодня, как и прежде, конечно же, ранжируются и политически переосмысливаются правящими элитами и бюрократией в собственных интересах, однако они во многом определяются спецификой общей и политической культуры каждого конкретного сообщества.

Политическая коммуникация, выступая способом, средством существования и передачи политической культуры, в свою очередь, сама опосредуется существующими культурными нормами и ценностями. Это - взаимообусловливающие друг друга явления.

 

 

Список литературы

1. Политология: Учебник / В. А. Бобков, И.Н. Браим, А. Н. Егоров и др.; Под ред. В. А. Бобкова и И. Н. Браима. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. – 352 с.

2. Современная политическая экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С. А. Бородич, П. С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П. С. Лемещенко. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 472 с.

3. Бондарь П. И. Политология. Учеб. – метод. комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Мн.: «Аверсэв», 2003. – 463 с.

4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.