Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка задачи принятия решения




Задача принятия решения состоит в формировании множества возможных вариантов, обеспечивающих разрешение проблемной ситуации при существующих ограничениях, и выделении среди этих вариантов одного лучшего или нескольких предпочтительных вариантов, удовлетворяющих предъявляемым к ним требованиям. Формально задачу принятия решений D можно записать в следующее обобщенном виде:

D = á F, A, X, G, P ñ.

Здесь F формулировка задачи принятия решения, которая включает в себя содержательное описание стоящей проблемы и при необходимости ее модельное представление, определение цели или целей, которые должны быть достигнуты, а также требования к виду окончательного результата.

А совокупность возможных вариантов (альтернатив), из которых производится выбор. Это могут быть реально существующие варианты, в качестве которых в зависимости от контекста задачи выступают объекты, кандидаты, способы достижения цели, действия, решения и т. п., либо гипотетическое множество всех теоретически возможных вариантов, которое может быть даже бесконечным. Подчеркнем еще раз, что выбор возникает только тогда, когда имеется не менее двух возможных вариантов решения проблемы.

X — совокупность признаков (атрибутов, параметров), описывающих варианты и их отличительные особенности. В качестве признаков выступают, во-первых, объективные показатели, которые характеризуют те или иные свойства, присущие вариантам, и которые, как правило, можно измерить; во-вторых, субъективные оценки, которые обычно даются по специально отобранным или сконструированным критериям, отражающим важные для участников выбора черты вариантов. Например, состояние здоровья человека можно охарактеризовать температурой тела, величиной кровяного давления, отсутствием или наличием боли, ее локализацией.

G — совокупность условий, ограничивающих область допустимых вариантов решения задачи. Ограничения могут быть описаны как содержательным образом, так и заданы в виде некоторых формальных требований к вариантам и/или их признакам. Например, это могут быть ограничения на значения какого-либо признака или различная степень характерности (выражен­ности) признака для тех или иных вариантов, или невозможность одновременного сочетания определенных значений признаков для реально существующих вариантов. Так, если человек здоров, то у него ничего не должно болеть, а температура и кровяное давление должны быть нормальными. Отсутствие ограничений существенно упрощает задачу принятия решения.

Р — предпочтения одного или нескольких ЛПР, которые служат основой для оценки и сравнения возможных вариантов решения проблемы, отбора допустимых вариантов и поиска наилучшего или приемлемого варианта. Достаточно часто для упрощения постановки задачи принятия решения часть информации, описывающей предпочтения ЛПР, превращается в ограничения.

Факторы, характеризующие проблемную ситуацию, условно делятся на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые факторы, выбор которых зависит от ЛПР, — суть поставленные цели, варианты (альтернативы) их достижения, субъективные оценки вариантов и степени достижения целей. Неуправляемые факторы не зависят от ЛПР. Они определяют объективные признаки вариантов и отчасти устанавливают ограничения на выбор возможных вариантов.

Факторы подразделяются также:

• на определенные, или детерминированные, d с известными и/или заранее заданными точными характеристиками;

вероятностные, или стохастические, x с известными и/или заранее заданными случайными характеристиками;

неопределенные, или неизвестные, z с нечетко определенными и/или неизвестными характеристиками, но иногда с известной областью изменения их значений.

Пример 2.1. Рассмотрим покупку товара как задачу принятия решения. Формулировка проблемы заключается в описании того, какой товар требуется купить (например, продукты повседневного спроса, костюм, автомобиль), а также следует ли выбрать самый лучший (и в каком смысле) товар, либо все товары нужно рассортировать по каким-то группам. Возможные варианты представляют собой перечни (ассортименты) продуктов, костюмов, автомобилей. Объективными признаками, описывающими товар, будут его цена, дата изготовления, производитель, жирность молока, состав ткани, мощность двигателя и т. п. Субъективными признаками могут служить оценки полезности продукта, модности фасона костюма, комфортабельности автомобиля. Область допустимых вариантов может бытьограничена, например, ценой товара («не дороже, чем») или перечнем производителей («только отечественные», какая-то конкретная фирма). Предпочтения покупателя могут выражаться в различной важности для него тех или иных признаков товара, установлении предельных значений для признаков, определении правил отбора и сравнения вариантов друг с другом и,наконец, в том, что же, собственно говоря, покупатель считаетсамым лучшим для себя товаром. Определенными факторами являются, например, цена и дата изготовления товара, вероятностными факторами — потребительские характеристики товара, неизвестными факторами — вкусовые или эксплуатационныекачества товара. ■

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.