Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. Список использованных источников




Список использованных источников

 

1 Международная торговля: учебник / под ред. Бурмистрова В. Н. М.: Юнити-Дана, 2008. 226 с.

2 Глобализация мирового хозяйства: учебник / под ред. Осьмовой М. М.: Буквица, 2006. 213 с.

3 Балаева А. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // МЭМО. 2007. № 3. С. 23–29.

4 Булеев А. Тенденции развития рынка услуг в условиях урбанизации и роста мегаполисов // РИСК. 2008. № 4. С. 85–90.

5 Быков А. Современные особенности и тенденции трансформации рынка услуг // РИСК. 2009. № 1. С. 179–182.

6 Гаврилов А. Развитие сферы услуг в условиях вступления России в ВТО // УЭКС. 2011. № 5. С. 12–19.

7 Демидова Л. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // МЭМО. 2008. № 2. С. 38–51.

8 Заиченко С. Развитие инноваций в сфере услуг // МЭМО. 2009. № 2. С. 20–27.

9 Кликич Л. М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход // МЭМО. 2007. № 1. С. 18

10 Кутьин В. Новый стандарт качества обслуживания // Маркетинг услуг. 2008. № 1. С. 31–39.

11 Леонов Ю. Особенности сферы услуг // Финансовый директор. 2008. № 5. С. 5–12.

12 Лянцевич М. Качество в сфере услуг // Сервис. 2001. № 2. С. 11–15.

13 Омарова К. Экономика и управление в сфере услуг // Евразийский Международный Научно-Аналитический Журнал. 2011. № 3. С. 15–21.

14 Савчишина К. Сфера услуг в современном воспроизводственном процессе Российской экономики // Проблемы прогнозирования. 2009. № 4. С. 46–61.

15 Смитиенко Б. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации // Международная экономика. 2008. № 5. С. 5–11.

16 Сосунова Л. Влияние сферы услуг на экономику // Креативная экономика. 2007. № 3. С. 27–35.

17 Цветков Д. Методологические основы развития сферы услуг // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2008. № 2. С. 21–35.

18 Дудина Я. Система финансовых услуг // Автоматизация в сфере услуг: сетевой журнал. 2009. URL: http://www.itl.nnov.ru (дата обращения: 03.12.2012).

19 Wohlf A. Productivity growth in service industries – an assessment of recent patterns and the role of measurement // STI Working paper. 2009. №7, p.15–19.

20 URL: http://www.gks.ru/html (дата обращения: 02.12.2012).

21 URL: http://www.nauteh-journal.ru/html (дата обращения: 02.12.2012).

22 URL: http://www.oecd.org/html (дата обращения: 26.11.2012).

23 URL: http://www.unstats.un.org/html (дата обращения: 27.11.2012).

24 URL: http://www.worldbank.org/html (дата обращения: 27.11.2012).

25 URL: http://www.wto.org/html (дата обращения: 26.11.2012).

 

 

 


[1] Балаева А. Сфера услуг в мировой экономике – тенденции развития // МЭМО. 2007. № 3

[2] Кликич Л. М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход // МЭМО. 2007. № 1. С. 18

[3] www.worldbank.org

[4] www.wto.org

[5] www.oecd.org

[6] www.unstats.un.org

[7] Lovelock C. Services Marketing. People, Technology, Strategy. New Jersey, 2005

[8] Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран // М., 2005

[9] www.worldbank.org

[10] www.cia.gov

[11] www.xinhuanet.com

[12] www.oecd.org

[13] www.wto.org

[14] www.wto.ru

[15] http://www.gks.ru

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране.

Построение бюджетных систем в развитых зарубежных странах основывается на специальных принципах. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, согласованными нормами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Его задачей служит установление более эффективного контроля за финансами со стороны правительства. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов. Бюджет – конкретный подробный план сбора и использования финансовых ресурсов государства, основное средство проведения им финансовой политики. При реформировании бюджетного устройства Российской Федерации в конце XX века был учтен зарубежный опыт, что имело позитивные последствия.

Целью работы является изучение особенностей бюджетного устройства и бюджетной системы зарубежных стран.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

изучение принципов бюджетных систем в развитых зарубежных странах;

изучение бюджетного устройства унитарных и федеративных государств.

 

 

Глава 1. Бюджетная система и бюджетное устройство государства

1.1. Поеятие и сущность бюджетной системы и бюджетного устройства государства.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»1. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:

образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);

осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетное устройство – это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структуры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и правовых основ их функционирования.

Бюджетное устройство формирует структуру бюджетной системы, которая является главным звеном государственных финансов.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации доходная часть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций кредитных ресурсов.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»1. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения2.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – этот форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территорияальные образования, входящие государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

 

1.2. Основые принципы построения бюджетной системы государства.

Организация, принципы построения бюджетной системы, существующие межбюджетные отношения, бюджетное право и бюджетный процесс определяют содержание понятия «бюджетное устройство».

Бюджетная система государства представляет собой совокупность всех видов бюджетов страны, основанную на системе экономических отношений и юридических нормах. Бюджетная система занимает центральное место в бюджетном устройстве и основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов. Вышеуказанные принципы находят свое отражение в законе «О бюджетной системе Республики Беларусь», в соответствии с которым формируется бюджетная система государства.

В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех уровней (областные, городские, районные бюджеты в городах, сельские и поселковые). Вместе с тем различают первичный (сельские, поселковые, городские без районного деления, районы в городах), базовый (городские с районным делением, районные Советы) и областной территориальные уровни бюджетной системы (областные Советы).

Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов определяется решением следующих задач:

- сбалансированность доходной и расходной частей каждого из бюджетов;

- заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и расходов;

- равномерность поступлений доходов в ГБ;

- приоритетность республиканского бюджета в финансировании программ и мероприятий.

В основу распределения положены следующие принципы:

1. Принцип значимости, который предполагает зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты, а также определяет закрепленные, собственные и регулирующие виды доходов за соответствующими бюджетами.

2. Принцип подчиненности, в соответствии с которым подведомственные предприятия перечисляют налоги и другие виды доходов в соответствующие бюджеты.

3. Принцип территориальности - значительная часть доходов и налогов зачисляется в бюджет по территориальной принадлежности плательщиков.

Доминирующее значение в бюджетной системе Республики Беларусь имеет республиканский бюджет, где аккумулируется более половины бюджетных ресурсов государства, а также перераспределяются финансовые ресурсы между областями республики, выделяются дотации, субсидии и субвенции местным бюджетам. Средства республиканского бюджета направляются на капиталовложения по объектам, относящиеся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, включая и мероприятия по ликвидации катастрофы на ЧАЭС, содержание аппарата управления, армии, образование резервных фондов и другие мероприятия общегосударственной значимости.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов и налогов, отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых местными Советами, дотаций, субвенций из республиканского бюджета. Минимальный размер местных бюджетов определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов исходя из текущей экономической ситуации в регионах республики. Особенностью местных бюджетов является высокий уровень расходов на социально-культурные мероприятия (около 50 %). Средства местных бюджетов расходуются на капиталовложения по объектам, относящиеся к коммунальной собственности, на региональные мероприятия по социальной защите населения, содержание местных органов управления, благоустройство городов и т. д. В местные бюджеты Республики Беларусь в 2004 г. включены средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных, жилищно-инвестиционных фондов, а также часть средств государственного фонда содействия занятости и средства внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами.

Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Составление проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому (бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического развития республики, которые представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством - на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов. Национальный банк Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов. Министерством финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные показатели по доходам и расходам республиканских и местных бюджетов.

Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и города Минска составляет Проект консолидированного бюджета Республики Беларусь. Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение

Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь. При необходимости внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь выносит на рассмотрение в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до принятия проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом. Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:

- превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;

- распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;

- доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

- доходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификацией Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;

- перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом (бюджетном) году;

- объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;

- перечень защищенных статей;

- размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.

При этом максимальный размер оборотной кассовой наличности не может превышать объема расходов, равного двухнедельному фонду заработной платы, финансируемому из бюджета.

В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели. При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем - поправки, предусматривающие их увеличение.

Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

1.3. Бюджетный федерализм: сущность и модели.

Сущность бюджетного федерализма

Для обновления бюджетного устройства Российской Федерации необходим пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. России — федеральному государству с трехуровневой бюджетной системой — необходимо бюджетное устройство, основанное на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Для этой системы характерны:

- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов и права самостоятельно определять направления их расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов, неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.),

- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций — конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг и выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.

Таким образом, бюджетный федерализм — одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной, стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой — устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, но в то же время субъекты Федерации могут вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По Конституции действует три системы налогообложения, однако это не означает полного отделения бюджетов и налоговых систем: ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем.

Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма уже существуют. Однако реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе "экономика — государство — экономика", где государство само по себе является целой системой субъектов.

Бюджетный федерализм принято разделять на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя сфера отражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя "обслуживание" государством общества, при этом, чем это "обслуживание" дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.

Следовательно, исходя из изложенного выше, ясно, что переход к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления экономическими процессами, и прежде всего процессами взаимодействия между тремя уровнями власти федеральным, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Как уже было сказано, региональная политика в последнее время стала одной из самых острых проблем России. Она осложняет экономические реформы, усугубляет остроту национального вопроса, обостряет политические противоречия и из фактора потенциального могущества государства может превратиться в фактор дезинтеграции Многое говорит о том, что необходимо в корне перестраивать и формировать государственную региональную политику, адекватную сегодняшней ситуации.

Очевидно, что проблема регионального развития страны требует к себе особенно пристального внимания, однако она в принципе не может быть решена раз и навсегда принятием единого волевого законодательного акта или целого пакета законов Вместе с тем эту проблему можно и должно минимизировать с помощью разработки региональной стратегии — системы мероприятий, воздействующих на территориальную структуру общества ради общественно важных целей.

Один из парадоксов политической жизни Российской Федерации заключается в том, что это в недавнем прошлом сугубо унитарное, по сути, государство имело весьма развитую федеральную форму взаимоотношений, отличную от общепринятого понимания федерализма (например, эффективная система бюджетных отношений между всеми уровнями власти) Одной из наиболее болезненных проблем, серьезно затрудняющих становление России как федеративного государства, является очевидное несовершенство системы межбюджетных отношений.

Единство бюджетной системы является непременным условием осуществления общегосударственной финансовой политики. Реализуется это единство, как уже отмечалось, через взаимодействие бюджетов всех уровней посредством использования регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Вместе с тем законодательное закрепление бюджетной самостоятельности в качестве особой правовой нормы, включая судебную ее защиту, в процессе реализации единой общегосударственной финансовой политики должно препятствовать принятию необоснованных решений как со стороны федеральной исполнительной власти, так и со стороны органов местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.