Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы практических занятий

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для студентов 1 курса направления подготовки «Юриспруденция»

Занятие 1. Введение. Язык и речь. Понятие культуры речи. Кейс-метод

1. Разграничение понятий язык и речь.

2. Культура речи как выбор и построение языковых средств с учётом языковых и этических норм в соответствии с задачей общения.

3. Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры речи.

4. Национальный язык, его неоднородность. Литературный язык как часть национального языка, его эталонная и консолидирующая роль.

Задание для самостоятельной работы №1:

1. Напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими сло­вами.

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический, вульгарный, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, тех­нический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

2. Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Выпишите сочетания, в которых язык имеет зна­чение:

а) «подвижный мышечный орган в полости рта»,

б) «орган речи»,

в) «язык как средство общения».

При­думайте с ними предложения.

Боек на язык. Злой на язык. Вертится на язы­ке. Остер на язык. Попадать на язык. Распускать язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Тя­нуть/дергать за язык. Типун тебе на язык. Хоро­шо привешенный/подвешенный язык. Язык за­плетается. Язык без костей. Язык не повернется/ не поворачивается сказать. Языком болтать/тре­пать/чесать/молоть. Язык сломаешь. Укоротить язык. Укороти язык. Черт дернул за язык. Бегать высунув/высуня/высунувши язык. Будто/словно/ точно корова языком слизнула. Как языком слиз­нуло. Показывать/показать язык. Язык на плече. Вертится на языке/на кончике языка. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Эзоповский/ эзопов язык.

Занятие 2. Функции языка и стили речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности стилей. Тренинг, информационные технологии

1. Функция коммуникации (общения), её реализация в разговорном стиле речи.

2. Функция передачи, хранения и обработки информации, особенности её реализации в научном и официально-деловом стилях.

3. Функция воздействия и её реализация в публицистическом стиле речи. Эстетическая функция языка и её реализация в художественном стиле речи.

4. Сферы применения функциональных стилей.

5. Лексические, морфологические и синтаксические особенности стилей.

Задание №2. Выполняется по ссылке: http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_93

 

Занятие 3. Понятие языковой нормы, ее свойства. Нормы современного русского литературного языка, их виды. Тренинг, информационные технологии

1. Норма как общепринятое употребление единиц языка в речи индивида.

2. Диспозитивные и императивные нормы.

3. Виды норм в соответствии с уровнями языковой системы.

 

Задание для самостоятельной работы №3:

Проанализируйте и охарактеризуйте ошибки, допущенные в теле- и радиопередачах. Снимали происходящее не только мы, но и нас. Последнее время он все время жаловался на недомогание. Они видели мир таким, каким он есть. Охотники, убивая одного, сохраняют жизнь сотням его собратьям. За несколько месяцев до инциндента… Наши генералы так пахают, что дай Бог всякому. В начале девяностых годах… («Время», 1 канал). Она понимает о своих проблемах и готова меняться. («Снимите это немедленно», СТС). Было совершено ряд дерзких преступлений. (НТВ, «ЧП»). Создание опасности для гибели людей. (1 канал). Песни, которые воспринимаются только после пятиста грамм. (1 канал, КВН). Оно слишком коротковатое. («Снимите…», СТС). Ей пришлось присутствовать на двухсот пятидесяти уроках. («Авторадио»). Им предстоит сразиться с самыми сильнейшими. Следите в оба… (1 канал, «Минута славы»). «Права жителей дома никто не учитывает» (ТВЦ). «Все договора с субъектами федерации, - а мы подписываем договоры со всеми субъектами федерации, - они все подписаны…» (НТВ, интервью с министром ЖД транспорта). Развитие железнодорожных дорог. (канал «Россия»). Не допустим давления на суд е й (1 канал). Из числа подозрительных в убийстве ее следует исключить (Детектив). Но, узнав, что он прошел в полуфинал, вера в себя к нему вернулась. («Минута славы»). Совхоз был в упадническом состоянии. (1 канал). Попадая в него, у человека может случиться судорога. (НТВ). Куплю дом в пределах пятиста тысяч рублей. (Местная реклама). У нас есть общие точки соприкосновения. (1 канал, «Воскресное время»).

Задание 3.2

Выберите правильный вариант:

Образец А. повлекший Б. повлёкший
1. А. амеба Б. амёба
2. А. помпезный Б. помпёзный
3. А. никчемность Б.никчёмность
4. А. современный Б. современный
5. А.одноименный Б. одноимённый
б. А. ака[д'э]мия Б. ака[дэ]мия
7. А. [д'э]каметр3 Б. [дэ]каметр
8. А. [д'э]тектор Б. [дэ] тектор
9. А. аль[т'э]рнатива Б. аль[тэ]рнатива
10. А. [д'э]када Б. [дэ] када
11. А. катАлог4 Б. каталОг

 

Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. M., 2001. С. 15.

 

Занятие 4. Лексикография. Виды лингвистических словарей и их использование. Разновидности речи. Тренинг, информационные технологии

1. Словари как средство кодификации языковых норм.

2. Понятие лексикографии.

3. Виды словарей.

4. Использование словарей в юридической речевой практике.

Задание для самостоятельной работы № 4:

1.Определите значения слов иностранно­го происхождения, выбрав правильный ответ. При необ­ходимости воспользуйтесь словарем иностранных слов.

1. Панегирик: а) тип темперамента; б) болезнь; в) хвалебная речь.

2. Электорат: а) механизм; б) избиратели; в) ин­струмент.

3. Антология: а) музыкальное произведение; б) биография; в) сборник избранных произведений.

4. Апелляция: а) просьба о пересмотре чего-либо;

б) музыкальное произведение; в) косметическая про­цедура.

5. Дифирамб: а) косметический дефект; б) неуме­ренная похвала; в) механизм.

6. Раритет: а) предмет интерьера; б) равенство;

в) старинная ценная вещь.

7. Манускрипт: а) рукопись; б) подпись; в) до­полнение к письму.

8. Фиаско: а) вид спорта; б) предмет дамского туалета; в) поражение.

9. Легитимный: а) легальный, законный; б) не­законный; в) относящийся к болезни легких.

10. Харизма: а) вид рыбы; б) божий дар, талант; в) болезнь.

11. Ориентальный: а) созданный для ориентира; б) обычный; в) восточный, свойственный странам Востока.

12. Люмпен: а) человек, принадлежащий к выс­шим слоям общества; б) принадлежащий к деклас­сированному слою общества, бродяга.

13. Форс-мажорный: а) музыкальный термин;

б) сильный; в) чрезвычайный.

14. Фракция: а) часть группировки; б) партия;

в) обломок чего-либо.

15. Дефолт: а) зазор между поверхностями; б) не­выполнение денежных обязательств; в) мыслительный процесс.

16. Конверсия: а) превращение, изменение; б) об­ратный порядок; в) террористический акт.

17. Менталитет: а) склад ума, характер; б) отно­сящийся к милиции; в) редкая вещь.

18. Репрессия: а) возвращение на родину; б) про­цесс обновления; в) карательная мера, наказание.

4.2. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, согла­шение; доход, рента, дивиденд, прибыль, винтажный, креативный.

4.3. Выполняется on-line по ссылкам:

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_75, http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_73

 

 

Занятие 5. Научный стиль, его особенности и жанры. Аннотирование и реферирование. Кейс-метод, информационные технологии

1. Лексические особенности научного стиля: использование терминов, нейтральная лексика.

2. Морфологические особенности научного стиля.

3. Синтаксис научного текста. Способы выражения причинно-следственных связей в научном тексте.

4. Жанры научного стиля. Аннотация, реферат, научный доклад, тезисы, научная статья, автореферат, диссертация, монография.

5. Методика написания реферата.

Задание для самостоятельной работы №5. Подготовить аннотацию и реферат по источнику: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28_584

 

 

Занятие 6. Публицистический и художественные стили, их сходства и отличия. Ораторская речь как жанр публицистического стиля. Кейс-метод, информационные технологии

1. Приемы экспрессии в публицистическом и художественном текстах.

2. Жанры публицистического стиля, сферы его применения: политика, СМИ, ораторская речь.

3. Анализ художественного и публицистического текстов.

Задание для самостоятельной работы № 6

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

1. Прочтите отрывок из рассказа В. Шук­шина «Чудик». Объясните, почему герою рассказа при­шлось переписывать текст телеграммы.

В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочи­тав телеграмму, предложила: «Составьте ина­че. Вы взрослый человек, не в детсаде». — «По­чему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!... Вы, на­верное, подумали...» — «В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид свя­зи. Это открытый текст». Чудик переписал. «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Те­леграфистка сама исправила два слова: «при­землились» и «Васятка». Стало: «долетели», «Василий». — «Приземлились... Вы что, кос­монавт, что ли?» — Ну ладно, — сказал Чудик, — пусть так будет.

2. Прочтите текст. К какому стилю его можно отнести? Ответ аргументируйте. Выпишите из текста иноязычные слова, письменно объясните их значение, по возможности подберите синонимы. Объясните, почему некоторые слова в русском языке синонимов не имеют.

Чем же «маркет» такой «супер»? Мы дружно проливаем слезы умиления над Францией, где на высшем законодательном уровне борются за чистоту языка.

А что у нас? Интервью только «эксклюзивное», встречи — «приватные», мышление — «креатив­ное». «Импичменты», «брифинги», «плебисциты» снятся в страшных снах даже рядовому «элек­торату». Никакие «допинги» и «шейпинги» тут уже не помогут. От «шопов», «бутиков», «супермарке­тов» совсем житья нет. И чем же этот «маркет» такой уж «супер»? Разве что ценами. Так за углом можно купить в три раза дешевле и не надо будет спрашивать: «это у вас цены или номера телефо­нов?». Пора устроителям подобных заведений по­дучить английский язык, чтобы понять, что «мар­кет» (market) — это все-таки «рынок». А что мы едим? Крекеры, чипсы, гамбургеры. От одних на­званий несварение желудка. Особо полюбились отечественному потребителю «горячие собаки» (hot dog), которые навсегда вытеснили родную котлету в тесте. А знаете, какое самое любимое лакомство у иностранцев? Украинский борщ, сибирские пель­мени, грузинский шашлык.

«Спикеры», «брокеры», «рокеры» нам почти уже родные, а «имиджмейкеры» и «спичрайте­ры» медленно, но верно отвоевывают свои места под солнцем.

Знать иностранные языки — хорошо. Но не­обходимо помнить, что за каждым словом любого языка стоит культурное наследие целой страны.

Так будем же чутки и уважительны к этому слову. («Аргументы и факты»).

Выполняется on-line по ссылке:

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_185

 

Занятие 7. Официально-деловой стиль, его разновидности и сферы применения. Специфика юридического текста. Кейс-метод

 

  1. Канцелярский, юридический, дипломатический, деловой подстили официально-делового стиля.
  2. Особенности юридического подстиля, использование в нем стандартных слов и выражений. Юридическая терминология.

 

Задание для самостоятельной работы №7.

1.Отредактируйте текст заявления.

Заведующему поликлиники №5 от водителя Петрова Е. Н.

Заявление,

Уважаемый заведующий поликлиникой! Прошу освободить меня от работы на бли­жайшие два дня. Я не могу выйти на работу по семейным проблемам.

 

С уважением Е. Н. Петров

10 марта 2002 г.

2.Запомните:

 

Благодаря (чему?) Руководитель (чего?)
Вопреки (чему?) Руководство (чем?)
Вследствие (чего?) Согласно (чему?)
Заведующий (чем?) Удостовериться (в чём?) чём чём?чем?)
Начальник (чего?) 1------------------- Управляющий (чем?) ------- ----------------

 

3.Раскройте скобки, употребив данные в них слова в нужном падеже.

составьте с ними предложения.

1)заведующий (кафедра); 2) вопреки (требования)

4.Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отре­дактируйте предложения.

Образец. Должность управляющего клуба является вакантной. —

Должность управляющего (чем?) клубом является вакантной.

1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета.

2. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен.

3. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.

4. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения.

5. В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории.

6. Пассажир должен удостовериться в агентстве о времени и месте отправления.

7. Вследствие изменению расписания движение поездов было приостановлено.

8. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюде­ние правил техники безопасности.

9. Управляющий производства отклонил данное предложение.

10. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации.

11. Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студен­тов старших курсов.

 

2.Составьте объяснительную записку по образцу:

 

Заведующему кафедрой русского

языка Н. В. Петрову

Смирновой А. Н., студентки группы № 1125

гуманитарного факультета

Объяснительная записка

Я, Смирнова Анна Николаевна, отсутствовала на занятиях по русскому языку и культуре речи с 14.03.03 по 18.04.03 в связи с вынужденным отъездом к заболевшей матери в го­род Новгород. Справку о болезни матери из районной поликлиники № 4 Новгорода при­лагаю.

_____________________________ А. Н.Смирнова

 

Занятие 8. Понятие деловой коммуникации. Устные жанры делового общения. Тренинг

1. Деловая коммуникация, её отличие от бытовой.

2. Деловая беседа, её виды: собеседование при приёме/увольнении с работы, дисциплинарная беседа, проблемная беседа.

3. Совещание. «Мозговой штурм» как разновидность совещания.

 

Задание для самостоятельной работы № 8.

1.Отредактируйте текст доверенности.

Доверенность

Я, Андреева С. А., доверяю моему мужу Андрееву И. Г. получить мою зарплату за но­ябрь 2002 г. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

2 декабря 2002 г. С. А. Андреева

2.Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмо­ристическом ключе. Напишите доверенность в официально-де­ловом стиле.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, на­деюсь, денег моих не растратит.

 

 

Занятие 9. Типичная коммуникативная ситуация. Роль, позиция, статус в деловом общении. Кейс-метод

 

1. Понятие типичной коммуникативной ситуации (ТКС).

2. Роль как переменная социальная характеристика. Социальные роли участников делового общения: партнёр, оппонент, наблюдатель.

3. Статус как постоянная социальная характеристика. Социальные статусы участников деловой коммуникации, этикетные особенности речевого поведения.

4. Позиция участника делового общения.

 

Задание для самостоятельной работы № 9.1. Укажите, какой тип документа вы будете использовать в следую­щих случаях.

1. Вы опоздали на работу.

2. Вы не пришли на экзамен.

3. Вам нужно сдать зачет раньше официально назначенного срока.

4. Вы не можете прийти на работу ближайшие три дня, так как вы женитесь (вы­ходите замуж).

5. Вы получили два магнитофона в студенческом клубе для проведения вечера.

9.2. Выполняется on-line по ссылкам:

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_88

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_91

 

Занятие 10. Переговоры: подготовка и проведение. Речевые стратегии и тактики. Ролевая игра

1. Переговоры как форма внешней деловой коммуникации.

2. Цель переговоров, сопутствующие им жанры документов. Актуализация деловых контактов: сбор и анализ информации, выработка стратегии и тактик переговоров, организация переговоров (место, время, остановка).

3. Разработка предложений.

4. Проведение переговоров: внесение предложений сторонами, аргументация и критика позиций, их согласование; принятие соглашения, заключение контракта.

5. Анализ результатов, контроль за выполнением соглашений.

 

Задание для самостоятельной работы №10. Составьте письмо-ответ на деловое письмо, содер­жащее: а) положительный ответ; б) отрицательный ответ.

107045, Москва, Каланчевская ул., 21 АО «Салют» 3 марта 1995 г.

Уважаемые господа!

Просим известить нас, сможете ли Вы поставить мебель для офиса нашей фирмы.

Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа. При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы раз­местить заказ в Вашей компании.

Ждем скорейшего ответа. Надеемся на положительный ответ и на то, что наши буду­щие деловые связи окажутся взаимовыгодными. С уважением заместитель директора

по маркетингу _____ П.А.Сергеев

 

10.2. Выполняется on-line по ссылкам:

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_62

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_60

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_66

 

Занятие 11. Речевой этикет. Особенности телефонного этикета. Тренинг

1. Этика и этикет.

2. Понятие речевого этикета.

3. Формулы речевого этикета. Правила делового этикета и протокола.

4. Правила телефонного этикета.

 

Задание № 11. Прочитайте предложения и найдите цепочки несогласованных определений. Преобразуйте их, где это необходимо, в более простые для понимания конструкции.

 

Образец. Все решения в партии принимаются простым боль­шинством голосов, за исключением принятия решения о прекраще­нии деятельности партии. — Все решения партии принимаются большинством голосов, кроме решений о прекращении деятельности партии.

 

1.Для повышения объективности оценки состояния авиационной безопасности Аэрофлота и создания условий для оперативного реагирования на потенци­альную или реальную угрозу акта незаконного вмешательства в действия авиакомпании представителями Аэрофлота внесены коррективы в планы ме­роприятий по повышению уровня авиационной безопасности.

2.Во избежание расходования времени работы машины учащийся должен при­ходить в компьютерный класс с четко определенной учебной целью.

3.На Центральный Аппарат возлагается руководство партийным строительст­вом, организация и проверка исполнения распоряжений и указаний предсе­дателя партии, Высшего Совета деятельности партийных организаций, разра­ботка предложений и рекомендаций по проблемам партийного строительства, осуществление разрешенной законодательством хозяйственной деятельно­сти и пропагандистской работы.

4.На Высший Совет возлагается обсуждение и решение актуальных проблем деятельности партии, рассмотрение кадровых вопросов номенклатуры Пред­седателя партии, а также назначение уполномоченных представителей Выс­шего Совета, заслушивание отчетов и сообщений представителей Централь­ной Контрольной Комиссии, координаторов работы региональных партийных организаций.

5.Член партии обязан способствовать своей деятельностью достижению про­граммной цели и задач партии в составе одной из партийных организаций.

6.Одной из задач партии является участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения канди­датов и организации их предвыборной агитации.

 

Занятие 12. Служебная документация. Виды и жанры документов. Текстовые нормы. Тренинг, информационные технологии

1. Понятие документа.

2. Документы для внутреннего пользования.

3. Документы для внешнего пользования.

4. Личные документы. Понятие реквизита.

5. Композиция документа как схема размещения реквизитов.

6. Требования к тексту документа, его морфологические, лексические и синтаксические особенности.

 

Задание № 12. Прочитайте предложения и отредактируйте их.

Образец. Организация и участие в избирательной кампании фи­нансируется средствами самого депутата. — Организация (чего?) избирательной кампании и участие (в чем?) в ней финансируется

средствами самого депутата.

1. Необходимы регламентация и строгий контроль за производством алкоголь­ных и табачных изделий.

2. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспиранта­ми.

3. Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно-исследователь­ских институтов.

4. Целью данной организации является выявление и указание на нарушения в работе предприятий.

5. Первостепенной задачей является корректировка и наблюдение за развитием передовых технологий.

6. Запрещается приносить в компьютерный класс и пользоваться посторонними носителями информации (дискеты, компакт-диски и т. д.).

7. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования.

8. Перевозчик не возмещает и не несет ответственности за повреждения, вы­званные стихийными бедствиями.

9. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил.

 

12.2. Выполняется on-line по ссылкам:

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_174

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_176

 

Занятие 13. Понятие риторики. Место и роль ораторской речи в юридической практике. Кейс-метод

1. Риторика как теория и практика убеждающей публичной речи.

2. Стратегия ораторской речи.

3. Краткая история риторики.

4. Состязательность в уголовном процессе как условие судебной ораторской речи.

 

Задание №13.1.. Используя данную цитату как эпиграф, составьте план выступления.

1. Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать. (М.Горький)

2. Приличие требует, чтоб люди лгали. (М.Горький)

3. Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей. (А.Пушкин)

4. Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан… (А.Пушкин)

13.2. Прочитайте предложения и найдите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Отредактируйте предложения.

 

Образец. Перед занятием компьютер принимается учащимся, сдав студенческий или читательский билет лаборанту. — Перед за­нятием учащийся принимает компьютер, сдав студенческий билет лаборанту.

1. Безопасность полетов может быть повышена, выполняя предъявляемые к пе­ревозкам требования.

2. Таким образом, рассмотрев претензии клиентов, было решено приостановить деятельность организации.

3. Учитывая возрастающее количество въезжающих в страну туристов, был уп­рощен порядок оформления виз.

4. Выезжая за границ, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка.

5. Превышая взлетную массу на самолетах Ил-76 на 20 и более тонн, это сущест­венно увеличивает риск аварии воздушного судна при изменении метеоусло­вий при взлете или посадке.

6. Учащийся обязан немедленно сообщить лаборанту о неполадках в случае от­каза оборудования или при наличии неисправностей, не предпринимая само­стоятельных попыток наладить оборудование.

7. Занимаясь классическим страхованием, для нас важно не только собрать страховую премию, но и создать надежную систему ликвидации убытков.

8. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопас­ность пассажиров и сохранность багажа.

9. В исключительных случаях принимаются к перевозке животные, соблюдая пассажирами указанные инструкции.

 

Занятие 14. Минимальные требования к качеству профессиональной речи. Основные качества ораторской речи. Тренинг, информационные технологии

1. Правильность речи как соблюдение норм литературного языка.

2. Точность речи как употребление единиц языка в соответствии с их лексическим и грамматическим значением.

3. Содержательность речи. Баланс между объёмом информации и объёмом текста.

4. Богатство речи как владение синонимическими ресурсами языка.

5. Уместность речи. Понятие коммуникативного самоубийства.

6. Логичность и выразительность ораторской речи

 

Задание № 14.1. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов. Объ­ясните, в чем заключаются ошибки.

Образец рассуждения. Пассажир должен соблюдать правила, установленные в посещаемых им странах, касающихся таможен­ных и налоговых требований. — Пассажир должен соблюдать тамо­женные и налоговые правила, установленные в посещаемых им странах. (В данном случае причастный оборот, во-первых, слиш­ком удален от определяемого слова, во-вторых, не согласуется с оп­ределяемым словом в падеже.

 

1. Перевозчик, продающий билет на рейс, осуществляемый другим перевозчи­ком, действует как представитель последнего.

2. Член партии не должен делать заявлений от лица партии, противоречащие ре­шениям выборных органов, председателя партии.

3. Причиной отказа в страховой выплате могут быть умышленные действия лиц, заинтересованных в получении страховых выплат, направленных на наступление страхового события.

4. Несоответствие фактической загрузки значениям, указанным в сопроводительной документации, приводящее к превышению эксплуатационных ограничений по взлетной и посадочной массам ВС, факты загрузки воздушных судов с грубым нарушением правил, установленных нормативными документами, приобрели массовый характер.

5. Запрещается сорить, так как мусор, брошенный на тропе, может вызвать ощущение резкого несоответствия возвышенному настроению группы, создаваемому прекрасным пейзажем и рассказом проводника.

6. Подобные тенденции являются негативными для страховых компаний как России, так и международного страхового рынка, взявших на себя обязательства по возмещению убытков, причиненных грузоотправителям или пассажирам.

7. Последние инциденты с самолетами Ил-76 показывают, что практика выполнения полетов со значительной перегрузкой самолетов при выполнении чартерных рейсов, сложившаяся в некоторых авиакомпаниях, стала системой работы, а не исключением.

8. Авария автомобиля в результате поломки рулевой тяги, имевшего скрытый заводской дефект, не освобождает владельца от ответственности и возмещения вреда.

9. Гарантийный срок составляет 1 месяц с даты приобретения обуви, указанной в данном гарантийном талоне.

10. В случае возникновения в течение гарантийного срока каких-либо непола­док при условии правильной эксплуатации товара в соответствии с инструк­цией по эксплуатации, прилагающейся к товару, товар будет отремонтиро­ван в мастерских, указанных на лицевой стороне этого гарантийного талона, бесплатно.

14.2. Выполняется on-line по ссылке:

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_177

Занятие 15. Текст как единица речи. Виды связи предложений в тексте. Способы изложения. Кейс-метод

1. Понятие текста. Тема и рема предложения.

2. Параллельная связь между предложениями текста.

3. Последовательная (цепная) связь между предложениями как средство передачи причинно-следственных отношений в ораторской речи.

4. Грамматические средства связи между предложениями текста: лексический повтор, местоимённая замена, синонимическая замена.

 

Задание для самостоятельной работы №15.

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – с.8-10.

 

Занятие 16. Логичность речи. Типы текстов. Рассуждение как основа ораторской речи, его структура. Кейс-метод, информационные технологии

1. Логичность ораторской речи как основное требование.

2. Описание, повествование, рассуждение и оценка как типы текстов. Тексты, непосредственно связанные с действительностью.

3. Эмоционально и логически опосредованные тексты.

4. Рассуждение, его структура.

5. Понятие тезиса. Требования к тезису ораторской речи.

 

Задание для самостоятельной работы № 16:

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – с. 10-11.

16.2. Выполняется on-line по ссылке:

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_190

 

 

Занятие 17. Понятие риторического аргумента. Логические и нелогические аргументы. Кейс-метод

1. Виды аргументов.

2. Требования к логическим аргументам.

3. Нелогические аргументы как приёмы манипулирования сознанием. Аргумент к авторитету, аргумент к человеку, аргумент к здравому смыслу, аргумент к пользе. Силовые аргументы. Логические уловки.

 

Задание для самостоятельной работы №17:

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – с. 14-16

 

Занятие 18. Основные законы логики и их применение в ораторской речи. Кейс-метод

1. Закон тождества и его применение к тезису ораторской речи.

2. Законы противоречия и исключённого третьего, их отличия и применение в практике риторического доказательства.

3. Закон достаточного основания. Понятие достаточного основания.

4. Типичные логические ошибки в ораторской речи.

 

Задание для самостоятельной работы № 18:

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – с. 24-26

 

Занятие 19. Доказательство в юридической практике. Виды риторического доказательства. Кейс-метод

1. Доказательство как средство убеждения.

2. Понятие юридического доказывания, его особенности.

3. Прямое и косвенное доказательство. Подтверждение и опровержение как виды прямого доказательства. Аргумент и контраргумент.

4. Апагогическое доказательство и его использование в речи адвоката. Закон исключённого третьего в апагогическом доказательстве.

5. Разделительное доказательство и его использование в процессе расследования.

 

Задание для самостоятельной работы № 19:

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – с. 24-26

 

Занятие 20. Приемы эмоционального воздействия оратора на аудиторию. Вербальная и невербальная выразительность. Тренинг

1. Экспрессия ораторской речи как средство убеждения.

2. Вербальные (лингвистические, языковые) средства выразительности: тропы, фигуры речи (риторические фигуры), фразеологизмы, общие места (топосы).

3. Невербальные (экстралингвистические, надъязыковые) средства воздействия: мимика, жестикуляция, пантомимика, интонация.

 

Задание для самостоятельной работы № 20:

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – с.24-26.

 

Занятие 21. Лингвистические средства выразительности, их применение в ораторской речи. Тренинг

1. Разновидности тропов.

2. Разновидности фигур речи.

3. Виды фразеологизмов: пословицы, поговорки, афоризмы. Фразеологизм как аргумент к авторитету.

4. Общее место как средство создания эмоционального контакта с аудиторией.

 

Задание для самостоятельной работы № 21:

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – с. 16-19.

 

Занятие 22. Техника речи. Подготовка и произнесение речи. Тренинг

1. Основные этапы подготовки к выступлению.

2. Изобретение как поиск и накопление аргументов.

3. Композиция как создание плана речи.

4. Речевое оформление высказывания, поиск адекватных приёмов выразительности. Запоминание речи.

5. Произнесение речи: работа над интонацией, темпом и тембром речи, паузирование.

 

Задание для самостоятельной работы № 22:

Кирилова В.В. Риторика. Практикум: учебно-методическое пособие/Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2012. – поработать над произнесением одной из подготовленных речей по предыдущим заданиям.

 

Занятие 23. Ответы на вопросы. Дискуссия и полемика. Тактики ведения спора. Тренинг

1. Виды вопросов.

2. Эристика как учение о способах ведения спора.

3. Разновидности спора: полемика и дискуссия.

4. Тактики ведения спора.

Задание для самостоятельной работы № 23: подготовить предполагаемые вопросы и возражения на одну из речей и продумать ответы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проходимость реки | Методичні рекомендації. Самостоятельная работа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.269 сек.