Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогической мысли




Определение принципов дидактики

Вопрос 3.

2. Разработка принципов обучения в

3. Правила обучения "

Основные компоненты теории обучения - это открытые наукой законы и закономерности. В них отражаются общие, объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости) между явлениями, процессами, их результатами.

Самые важные, главные закономерности и законы, которые составля­ют основу дидактического процесса, называются принципами обучения, или дидактическими принципами. Оки отражают совместное действие многих закономерностей учебного процесса, регулируют деятельность учителей и учеников, сохраняют свое общее значение при изучении всех учебных предметов и на всех этапах обучения. Таким образом, дидактические принципы - это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учеб­ного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

. Впервые в истории педагогической мысли Я.А. Каменский разработал систему принципов обучения. Он их назвал основоположениями, на которых должен строиться учебный процесс. Рассматривая человека как часть Вселенной, он заметил, что принципы обучения можно вывести из обших законов природы и жизни людей. Эта идея получила название "природосообразность обучения".

Ж.Ж. Руссо не обосновал определенных принципов обучения, однако исходя из идеи природосообразности обучения говорил о необходимо­сти непосредственных контактов ребенка с природой как принципи­альной основе учебного процесса.

И. Г Песталоцци вслед за Я.А. Коменским обосновал принцип наглядно­сти обучения. Он характеризует наглядность обучения преимущественно

 

 


как средство развития логического мышления, как бы выводя содержа­
ние обучения из принципа наглядности..
А. Дистервег наполнил систему обучения конкретными правилами, ко­
торые он рассматривал в виде требований к.

• содержанию обучения;

• обучающим;

• обучающимся.

Большой вклад в разработку принципов обучения Внес К.Д. Ушинский, дав им глубокое психологическое обоснование и выделив следующие:

• воспитывающий характер обучения, который выражается в идее народ­ности обучения;

• систематичность, доступность и посильность обучения;

• прочность знаний; * •

• сознательность и активность обучения;!

• наглядность обучения.

В современной педагогике проблема принципов обучения является дис­куссионной. Ученые предлагают различные названия и неодинаковое количество принципов. Однако сохраняются лишь те принципы, кото­рые выражают определенные закономерности обучения и помогают управлять учебным процессом.

3. Требования принципов педагогики реализуются через систему правил. Правило - это описание педагогической деятельности в конкретных ус­ловиях для достижения определенной цели.

Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие поло­жения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения являются переходным звеном от теории к практике.
В них обычно предусматривается типичный способ действия учителей в
типичных ситуациях обучения. В иных случаях - это конкретные указа­
ния учителю, как нужно или не нужно поступать.
В обучении очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особо­
го творчества учителю проявлять нет необходимости, более "того, оно
может навредить. Здесь как раз и следует действовать, соблюдая правила.
На этом настаивали, предлагая свои правила для учителей, Я.А. Комен-
ский, А. Дистервег и другие видные педагоги. \
Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации
определенные действия, ориентируют его на соблюдение требований.
Обычно правила имеют форму советов - напоминаний учителю о том,
что нужно делать для возможно более полного выполнения требований
принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат.
Этим и обуславливается творческий характер их применения.


Правила необходимо корректировать, регулярно пересматривать, об­новлять на основе достижений науки, изменяющихся обстоятельств воспитания. Нельзя слишком увлекаться ими, требовать педантичного исполнения, поскольку это может сковывать творческую инициативу учителей, сдерживать поиски нового.

Вопрос 4. Содержание принципов обучения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.