Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы ознакомления с именами признаков




Ознакомления с именами признаков.

Технологические карты

Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.

Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.

Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.

В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.

 

1 этап.

Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.

 

2 этап.

Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.

 

3 этап.

На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.

 

4 этап.

Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.

 

Имена признаков объектов, представленные в технологических картах: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.

 

Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.

 

 

Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например: «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»

5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «температура» (с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «температура» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать «поиск» значения признака «температура» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «температура». Например: «Стол, какой ты по температуре?» Дети трогают и сами говорят: «горячий, теплый, прохладный, холодный». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник по температуре горячий. Вода по температуре прохладная, пол по температуре холодный и др.»

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный и т. д.. Наречия: холодно, тепло, горячо и т. д.. Глаголы: теплеет, разогревается и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака «температура» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про температуру объекта?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «температура». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?» Дети: «Объект, какой ты по температуре?»

5. Значок «температура» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак температуры, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

 

Технологическая карта ознакомления с именем признака «рельеф»

(с 2.5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «рельеф» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «рельеф» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «рельеф». Например: «Ковер, какой ты по рельефу?» Дети трогают и сами говорят: «мягкий, шероховатый, колючий». Воспитатель побуждает детей повторять: «Ковер по рельефу мягкий. Стол по рельефу гладкий. Полотенце по рельефу шероховатое».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый и т.д. Наречие: остро, тупо, твердо, пупырчато. Глагол: заострился, распушился и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «рельеф» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про рельеф объекта?» Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «рельеф». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок.

Дети: «Объект, какой ты по рельефу?».

5. Значок «рельеф» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак рельефа, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

 

Технологическая карта ознакомления с именем признака «звук»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «звук» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «звук» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «звук». Например: «Погремушка, какая ты по звуку?» Дети прислушиваются к звуку и дают описание: «погремушка по звуку звонкая и громкая».

Активизация словаря. В речь ребенка включаются прилагательные тихий, громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий, приятный, резкий, музыкальный и другой звук. Наречия: громко, тихо, резко и т.д. Глаголы: гремит, звенит, режет (слух) и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «звук» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про звук объекта?». Дети: «Объектом надо поиграть и ушами послушать звук. Уши помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «звук». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты звук издаешь?», «Объект, как ты можешь звучать?»

5. Значок «звук» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты издают звук, если на них каким-то образом воздействовать. Чтобы определить звук, надо прислушаться. Уши – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «запах»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «запах» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «запах» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «запах». Например: «Цветок, какой ты по запаху?», «суп, какой ты по запаху?», «Подушка, чем ты пахнешь?» Дети принюхиваются и дают описание: «Цветок пахнет приятно и душисто», «Суп имеет вкусный аппетитный запах», «Подушка непонятно пахнет».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные непонятный, слабый, вонючий, резкий, травяной, бензиновый и другие запахи. Наречия: непонятно, ароматно, резко и т. д.

Глаголы: воняет, приятно пахнет, ароматизирует и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «запах» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про запах объекта?». Дети: «Объект надо понюхать. Нос – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «запах». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по запаху?», «Объект, чем ты пахнешь?»

5. Значок «запах» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты пахнут. Чтобы определить запах, надо принюхаться. Нос – помощник умной головы.

 

Технологическая карта ознакомления с именем признака «цвет»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «цвет» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «цвет» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 10 дней в 1-ой младшей группе;

· 5 – 7 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-4 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «цвет». Например: «Пирамидка, какая ты по цвету?», «Радуга, какого ты цвета?», «Какого цвета одежда?» Дети всматриваются в объекты и дают описание: «Пирамидка красная по цвету». «Радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый». «Одежда – разная по цвету».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные одноцветный, разноцветный, бесцветный. Цвета, как товарный знак (синий, красный, желтый и др.). Цвета, как сравнительное описание (малиновый, небесный, огненный, лимонный и т.д.). Наречия: бесцветно, прозрачно, насыщено и т.д. Глаголы: синеет, зеленеет и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «цвет» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?». Дети: «На объект надо посмотреть. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «цвет». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по цвету?», «Объект, какого ты цвета?»

5. Значок «цвет» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют цвет. Чтобы определить цвет, надо посмотреть на объект. Глаза – помощники умной головы.

Примечание: признак «цвет» зависит от источника освещения, поэтому он может меняться у любого объекта. Необходимо детям показать изменения признака цвет и побуждать самостоятельно, исследовать цветовые эффекты.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вкус»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «вкус» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «вкус» в съедобных объектах. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

Во время приема пищи или в специально организованных воздействиях определяют значения признака «вкус». Например: «Компот, какой ты по вкусу?», «каша, какой у тебя вкус?» Дети пробуют пищу и дают описание: «Компот фруктовый и сладкий по вкусу», «Каша – молочная и вкусная».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый и другой вкус. Наречие: сладко, вкусно, кисло и т. д. Глаголы: кислит, подсластить и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «вкус» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать вкус пищи?». Дети: «Пищу надо попробовать на вкус. Язык – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вкус». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по вкусу?».

5. Значок «вкус» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос при приеме пищи.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют вкус, но некоторые – съедобны, некоторые нет. Язык – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вес»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «вес» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «вес» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «вес» относительно каких-либо объектов. Например: «Кукла, какой ты по весу?», «Какие по весу ботинки?», «Стул и стол какие по весу?»» Дети держат руками объекты, взвешивают их относительно друг друга и сами говорят: «Кукла не тяжелая, потому что не трудно ее держать в руках», «Правый и левый ботинок весят одинаково», «Стол я не могу поднять, он тяжелее стула». Воспитатель побуждает детей повторять: «Стол тяжелый, ботинки одинаковые по весу».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные тяжелый, легкий, одинаковый по весу, многотонный и др. Наречие: тяжелее, легче, тяжело, легко и др.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «вес» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про вес объекта?» Дети: «Действовать руками: приподнять, взвесить в одной и другой руке два объекта сразу. Руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вес». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок. Дети: «Объект, какой ты по весу?».

5. Значок «вес» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак веса, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

 

Примечание: В младших группах детского сада признак «вес» определяется субъективно и тяжело – легко может быть относительно самого ребенка. С 4,5 лет значение признака вес может иметь числовое обозначение: «Пять килограммов – это для меня тяжело, а папе легко». В старшем возрасте применяются обозначение веса с приставками супер - или мини. Например: «Штанга – супер-тяжелая», «перышко – супер-легкое».

 

Технологическая карта ознакомления с именем признака «действие»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «действие» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «действие» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе, во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «действие». Например: «Что делает строительный материал?» «Какое действие совершают дети?» «Что делает помощник воспитателя?» «Какое действие совершает стул?» Дети смотрят и сами говорят: «Строительный материал лежит, дети бегают, помощник воспитателя идет, стул стоит».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются глаголы, так как все они обозначают действие.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «действие» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про действие объекта?». Дети: «посмотреть на объект. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «действие». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какое ты действие совершаешь?», «Объект, что ты делаешь?».

5. Значок «действие» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира выполняют действие, и чтобы его определить нужно на объект посмотреть. Глаза – помощники умной головы.

 

Примечание: признак «действие» связан с проявлениями других признаков, поэтому описание объекта может быть комплексным. С позиции «действия» (звенит) и с позиции признака «звук» (громко). Самостоятельная оценка ребенком проявлений разных признаков и размышления на этот счет можно считать высоким уровнем рефлексии. Например: оценивая проявления признаков в объекте МАШИНА речевые обороты ребенка: «Машина стоит – признак «действия». Громко гудит – признаки «звук» и «действие». От нее идет бензиновый запах – признаки «действие» и «запах».

В связи с тем, что признак «действие» и другие признаки между собой интегрируются, то и каналы восприятия так же работают взаимосвязано. В связи с этим однозначно сказать, что значение признака «пахнет» – это только имя признака «действие» или только имя признака «запах» – нельзя.

 

Технологическая карта ознакомления с именем признака «место»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.