Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый этап




Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

Примерный образец искусствоведческого рассказа по картине А. А. Пластова «Сенокос». Перед вами картина Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». В ней рассказывается о том, как с наступлением жаркого знойного лета, когда расцветают цветы и луг превращается в разноцветный ковер, все — от мала до велика — выходят на покос. Здесь и пожилые люди, и мужчины, и женщины, и подростки. Взгляните на этих людей. Какая сила и какой размах в их движениях! Они стоят плечом к плечу, так, чтобы не пропустить рядков с некошеной травой, косят энергично, только звон стоит, будто коса поет: «Дзинь, дзинь, дзинь». Эти люди крепкие и мужественные, они победили в войне, а теперь заняты мирным трудом. На лицах людей радость, улыбка играет на губах. Их радует веселое разноцветие, пышное и яркое цветение трав. Художник яркими красками как бы говорит: «Смотрите, радуйтесь прекрасному солнцу, изумруду и аромату трав и цветов, красивым белоствольным березам. Люди, любите и берегите эту красоту!»

Присмотритесь. Вы узнаете на этом разноцветном ковре каждый цветок: вот вежливые голубые колокольчики, они как бы кланяются нам, а вот пушистые, изогнутые розовые «раковые шейки», пышные желтые купальницы, здесь же цветы со сказочными названиямииван-чай и иван-да-марья. Как живые цветы, перелетают со стебелька на стебелек бабочки: желтая лимонница, расписанная оранжево-бело-черным узором крапивница, а рядом с нейрыженькая с черными крапинками перламутровка.

Смотришь на картину, будто чувствуешь, как веет от нее запахом медовых трав, теплым свежим ветерком, слышится голос кукушки в дальнем лесу, стрекотание кузнечика под ногами косарей. Художник показал красоту летнего дня, трудовой порыв и азарт людей. Красота человеческого труда и природы — все слилось воедино под волшебными красками А. А. Пластова в прекрасной картине, где много солнца, цветов, любви к природе.

На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задает им вопросы с целью закрепления понимания содержание картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными. Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения и средствами его выразительности.

Задавать подробные вопросы после рассказа необходимо, так как дети еще не имеют навыка «чтения» картины, не умеют самостоятельно анализировать произведение. Поэтому, прежде чем спрашивать ребят, о чем картина, надо научить их детально рассматривать

Помимо формирования навыка «чтения» картины, искусствоведческий рассказ помогает дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чем картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено) понимать эстетическую ценность картины, а также способствует формированию образной связной речи дошкольников.

На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью на занятии (сразу после искусствоведческого рассказа) правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения. Например: «Что изображено на картине? Где расположены изображенные на картине предметы, люди? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как это изобразил художник? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Что этим хотел сказать художник? Какое настроение передал художник? Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? Как это художнику удалось сделать? О чем вам думается или вспоминается. Когда вы смотрите на эту картину?

В этих вопросах мы пытались учитывать принцип постепенности нарастания сложности. На первом этапе ознакомления дошкольников с живописью почти отсутствуют вопросы, содержащие объяснение связей между содержанием и средствами выразительности. Последний же вопрос, (из перечисленных выше), направлен на проявление детьми определенных эмоциональных реакций, активизацию ассоциаций и чувств детей.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом или анализом содержания и выразительных средств произведения. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро, поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. «Перенесение», или «подставка», в процессе восприятия искусства в эстетике рассматривается как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей. Применение приема «вхождение» в картину при ознакомлении с живописью целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Например, при рассматривании картины «Новый район Ленинграда» (художник Е.А. Галунов) прием «вхождения» можно использовать таким образом:»ребята, вы внимательно рассмотрели, что изображено на картине, о чем она. А теперь давайте мысленно перенесемся на место (показать на картине) и вслушаемся в рабочий шум на строительной площадке. Что вам слышится? С чем можно сравнит шум на этой площадке?»

Дети отвечали, что слышат скрежет металла (поднимают бетонные балки), шум лебедки, жужжание при сварке, шум моторов машин, громкие голоса строителей. Этот шум сравнивают с жужжанием пчел в улье, с работой трактора или с шумом большого завода. Такие ответы детей создают общее эмоциональное настроение и оживление. После этого воспитатель говорит:»а теперь все замрите, закройте глаза и представьте, что же было на этом месте до прихода строителей. Откройте глаза. Расскажите, что было на этом месте, и кто первым нарушил покой и тишину окрестных лесов.

Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. Например, как это делает ребенок: «Мне кажется, что здесь стояли высокие сосны. Они были дремучие, лохматые, тянулись вверх. У одних стволы темные, а у других светлые, как на картине Шишкина, которую мы уже видели. Между ними гулял ветер, сосны скрипели, как будто сердились. Но вот приехал грузовик, привез людей с пилами, и они стали пилить сосны. Все сразу изменилось: грузовики рычали — «р-р-р-р», пилы звенели — «з-з-з-з». Одну сосну отвезли для встречи Нового года в детский сад, а из остальных построили красивые дома, чтобы людям радостно жилось».

В этом рассказе ребенок не только придерживается предложенной установки, но и вносит элементы творчества: звукоподражание, ссылку на прошлый опыт рассматривания картины И. И. Шишкина «Корабельная роща».

Эмоциональное отношение ребенка к картине — показатель возникшего интереса к произведению. На основе эмоционального личностного отношения у дошкольника начинают закладываться ценностные ориентации, основы его мировоззренческой направленности. Учитывая это, педагог имеет возможность формировать нравственно-эстетические представления о добре и зле, красивом и безобразном в искусстве.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут самостоятельно выбрать понравившуюся им картину, но ответить на вопрос, почему она понравилась, затрудняются, так как мотивы выбора неадекватны содержанию произведения, оценки еще очень лаконичны, основаны на внешних ярких признаках картины. «Понравилась, потому что красивая». Или: «Понравилась, потому что краски яркие».

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развернутостью, эмоциональными ассоциациями, необходимо использовать приемы, усложняющиеся по мере овладения умением «читать» картину, понимать ее содержание и выразительные средства.

Одним из таких приемов можно считать рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Как и искусствоведческий рассказ, он используется на первом этапе ознакомления с живописью.

Этот рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями. Что здесь важно отразить? Прежде всего, сообщить, кто написал картину и как она называется; рассказать, о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано настроение, что особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину. Это примерная структура оценочного рассказа педагога.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатилась. Вот как отвечал на вопрос воспитателя Алеша М.: «Мне понравилась картина «Перед праздником» (художник А. Ю. Никич). Она рассказывает о том, как люди готовятся к празднику. Уже видно, что праздник скоро будет, но еще не наступил. Люди несут подарки, на улице шары, в картине все синее, серое — это вечер. Пока настроение в картине нерадостное, люди задумчивые, наверное, думают, что еще купить. Я думаю, когда будет праздник, все будет иначе — ярко будут гореть огни, летать шары, все будут улыбаться. А мне очень понравилась эта лошадка, которую купили мальчику. Он будет ей очень рад».

Пусть этот рассказ пока еще недостаточно богат эпитетами и образными сравнениями, но он уже развернут, в нем чувствуются эмоции, мысли, которые возникли у ребенка от восприятия картины, настроение, навеянное ее содержанием.

В процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать на занятиях разные виды искусства, особенно на первоначальном этапе. Умелое использование музыки, выразительного чтения усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

Итак, на первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к живописи, к картине формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание. Это обусловливает и своеобразное применение таких методических приемов: искусствоведческий рассказ педагога, постановка конкретных и подробных вопросов, приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению, а также разнообразных эмоциональных форм подведение итогов занятий по ознакомлению с живописью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.