Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность контроля и оценки ре­зультатов обучения в начальной школе




Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма сущест­венной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент на­ряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, ме­тоды, средства, формы организации) дол­жен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методи­ческой наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество про­цесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и сис­тематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью: про­веркой усвоения знаний и выработки уме­ний и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную соци­альную задачу: развить у школьников уме­ние проверять и контролировать себя, кри­тически оценивать свою деятельность, на­ходить ошибки и пути их устранения.

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста. Образованность в дан­ном случае как широкое понятие, вклю­чающее возрастной уровень развития, вос­питания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмо­циональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответст­вие достигнутых учащимися знаний, уме­ний, навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соот­ветствия (отлично, хорошо, удовлетвори­тельно, плохо). Таким образом, в конечном счёте система контроля и оценки для учи­теля становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учите­лей, родителей и др.) и государства о со­стоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это даёт основание для прогнозирования направлений развития образования в бли­жайшей и отдалённой перспективе, внесе­ния необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как учени­ку, так и учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация каче­ства усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выби­рать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств лично­сти, необходимых как для школьной жиз­ни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, общение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержа­ние обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознан­но, а что нуждается в повторении, углубле­нии; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сфор­мировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положитель­ных мотивов учения и готовности к само­контролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожно­сти.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целе­вые установки, ориентируют на самостоя­тельность, активность и самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и от­метки) создает определённый эмоциональ­ный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Дейст­вительно, оценка может вдохновить, на­править на преодоление трудностей, ока­зать поддержку, но может и огорчить, за­писать в разряд «отстающих», усугубить низкую оценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заклю­чается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоцио­нальной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уве­ренность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это поло­жение соотносится с одним из главных за­конов педагогики начального обучения — младший школьник должен учиться на ус­пехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия — предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и на­метит пути их устранения.

Информационная функция является ос­новой диагноза планирования и прогнози­рования. Главная её особенность - воз­можность проанализировать причины не­удачных результатов и наметить конкрет­ные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оцени­вать свою деятельность, адекватно прини­мать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сде­лать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.