Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Красноярск 1994




Текст лекций

СИНТАКСИС

СЕМАНТИЧЕСКИЙ

Т.В. Шмелева

Всего за правильное выполнение всех заданий можно набрать 110 баллов. Желаем удачи!


УДК 801-56:801.541.2

ББК 81.411.2-2

Ш722

Рецензенты: каф. общ. языкознания Омского университета;
проф. МГУ В.А. Белошапкова

Шмелева Т. В.

Ш 722 Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Со­временный русский язык» / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1994.

2-е изд.

Содержит изложение одной из концепций смысловой организация предложения – нового раздела синтаксической на­уки, сложившегося в отечественной русистике в 1960 – 1980 гг., синтезирующего идеи традиционного учения о предложении, теории номинации, референции, прагматики.

Предназначен для студентов филологического факультета, ориентирует их на новое понимание проблем синтаксиса в плане преподавания языка, создания и редактирования текстов, изу­чения разнообразных фактов языковой семантики и стилистики.

 

 

46020201UI

©Красноярский государственный университет, 1994

Щ _________ 6

6Л5(03)-94

ISBN 5-230-08017-5


ПРЕДИСЛОВИЕ

В середине 70-х годов стали говорить о вспышке интереса лингвистов к семантике предложения, об исследовательском штурме смысла высказывания – в таких достаточно сильныхвыражениях. Выделившись в относительно самостоятельную сферу исследований, семантический синтаксис вскоре занял определенное место и в университетских курсах синтаксиса. Сейчас – двадцать лет спустя – оснований говорить о вспышке и штурме уже нет. Зато есть все условия для того, чтобы осмыслить результаты этих исследований, чему и посвящена данная работа. Осмысление при этом носит специфический – учебный – характер, оно предлагается студентам и направлено на формирование у них реалистических, хотя и не самых детальных, представлений как об объекте – смысле предложения, так и о современной синтаксической науке.

Жанр этого издания – текст лекций – не надо понимать буквально: это не запись того, что произносится на лекциях, а письменный текст для самостоятельных занятий студентов. Поэтому наряду с изложением необходимых сведений (по законам письменного общения!) здесь имеется справочный аппарат, который, по замыслу, должен помочь ориентироваться не только в этом пособии, но и достаточно обширной литературе по семантическому синтаксису, часть которой представлена в библиографическом списке.

Предпринимая второе издание текста лекций, считаю приятным долгом выразить благодарность всем читателям и рецензентам первого варианта работы – моим омским коллегам М.П.Одинцовой и А.Б.Мордвинову и проф.МГУ В.А.Белошапковой, читателю и критику и всех других моих работ, моему Учителю.

 

ВВЕДЕНИЕ

Мысль об автономности семантического синтаксиса довольно новая и далеко не общепризнанная. И в традиции, и во многих современных синтаксических концепциях предполагается (с разной степенью осознанности и выраженности этого положения), что сведения о семантических свойствах синтаксических факторов обязательно присутствуют в описании, аргументации и теоретических построениях. Идея автоматизировать их и, значит, создать цельное учение об устройстве смысла предложения со своей системой понятий и терминов восходит к мысли чешского лингвиста Фр.Данеша о трехуровневом подходе к синтаксису (Данеш.1964). 3

Не решаясь отстаивать мысль об автономности семантического синтаксиса как единственно верную, отмечу все же ее известное удобство: она позволяет, во-первых, выделить смысл предложения как самостоятельный объект, во-вторых, выработать систему понятий, описывающих и объясняющих его» и, наконец, соотнести последовательно эти понятия с понятиями формального и актуального синтаксиса, т.е. установить соотношение трех аспектов предложения.

Важнейшее достижение семантического синтаксиса видится в том, что довольно ясно осознан факт: смысл предложения не есть сумма значений составляющих его слов, это некое особое образование, имеющее собственную организацию, диктующее свои требования лексике и морфологическим формам, заставляя их выступать в тех или иных значениях, а иногда «навязывая» как будто бы им не свойственные.

Надо отметить (и это важно как в учебном, так и научном смыслах), что выделить в синтаксисе три синтаксиса (формальный, семантический и актуальный) вовсе не значит разграничивать их и «перекрыть границы». Это разграничения только затем и нужно, чтобы создать сложную, но единую картину из полученных порознь сведений о едином трехаспектном явлении – предложении.

Если говорить об истории семантического синтаксиса, то начинать надо с предыстории – времени накопления наблюдений и идей о содержательной стороне предложения. В русской синтаксической науке предысторию можно вести со споров о грамматике в 70-80-х годах прошлого века (см. о них; Виноградов. 1958). Фонд наблюдений, ставший впоследствии фундаментом семантического синтаксиса, был пополнен А.А.Шахматовым и А.М.Пешковским. Многие принципы устройства смысла предложения были поняты и сформулированы Т.П Ломтевым еще в конце 70-х гг. (Шмелева. 1983а). Очень важные страницы предыстории составляют работы лингвистов романской школы – Ш.Балли, Л.Теньера, Э.Бенвениста.

История отечественного семантического синтаксиса создавалась работами Н.Ю.Шведовой, Ю.Д.Апресяна, Т.Б.Алисовой, В.Г.Гака, Е.В.Падучевой, Н.Д.Арутюновой. Эту историю трудно представить без трудов Фр.Данеша, А.Вежбицкой, Ч.Филлмора и других зарубежных лингвистов.

Семантический синтаксис—можно сказать, осмысляя и предысторию его, и историю, – рождался, отталкиваясь от формального, в попытках интерпретировать различие или сходство, специфику 4 или универсальность фрагментов формального аспекта синтаксиса.

Так, первые наблюдения над способами обозначения субъекта в русском предложении были сделаны более ста лет назад при сопоставлении предложений типа Я сплю и Мне спится (Виноградов.1958.С.271). Интересные сведения о способах представления различных, в том числе стихийных метеорологических, ситуаций открылись при изучении и систематизации так называемых безличных предложений, к которым всегда была внимательна русская синтаксическая наука. Одна из первых статей, посвященных семантике предложения, имела целью выявить разновидности номинативных предложений (Шведова.1973).

Список подобных фактов можно было бы продолжать, но важна не его протяженность, а общая мысль: семантический синтаксис возник при изучении формы предложения и только потом, следуя логике собственного развития, расширялся, захватывая области, в формальном отношении не вызывающие особых трудностей, но очевидно интересных.

Если предыстория семантического синтаксиса – это «период первоначального накопления» фактов и наблюдений, то его история—это выработка новых представлений о принципах семантической организации предложения. Назовем основные из них.

Представление об обязательности соединения в предложении объективнoro и субъективного начал обычно связывают с именем швейцарского лингвиста Шарля Балли, используя его термины диктум и модус (Балли.1955.С44); это согласуется с высказанными позднее идеями субъективности в языке (Бенвенист.1974) и метатекста в тексте (Вежбицка.1978), а также общими идеями референции (Падучева.1985).

Представление о двух возможностях присутствия смысла в семантике предложения – эксплицитном (явном) и имплицитном (скрытом, неявном). Как показал Ш.Балли, к имплицитности paсположен модус предложения; не чуждо такое понимание и русскому синтаксису, всегда державшему в своем аппарате понятия нулевых связок, неполных предложений, «зачеркнутых» субьектов.

Представление о пропозиции как «чистом» диктуме предложения (Арутюнова. 1972) и ее актантной структуре (Теньер Л. 1988.С.117-130; Филлмор.1968;1977).

Представление о множественности смысловых типов предложения, являющихся конкретными реализациями его общего смыслового 5 устройства; благодаря ему появились описания бытийных, количественных, оценочных предложений, а также предложений, вписывающих ситуации наличия, местоположения, движения, эмоций, речи и др.

Центральным, безусловно, следует считать представление о диктумно-модусном устройстве смысла предложения. Всe остальные оказываются более конкретными, объясняя один из названные блоков смысловой организации или их отдельные фрагменты. В соответствии с этим и будет изложена здесь вся отобранная информация о семантическом синтаксисе.

Выдвигая идею о двухчастности содержания предложения в центр понятийного аппарата семантического синтаксиса, необходимо сказать об этом несколько подробнее.

Высказывание, каким бы элементарным оно ни было, состоится в том случае, если в нем информация о мире, объективной действительности соединится с информацией субъективной – идущей от говорящего и момента общения. Так, в элементарном предложении типа Идет дождь информация и ситуации дождя (объективная) соединена с субъективной информацией о том, что говорящий утверждает это, представляя как событие реальное, совпадающее с моментом речи. Субъективная информация как бы вторична, высказывание предпринимается не ради нее, она сопровождает объективную. Совпадая в своей объективной части, различаются субъективной такие, например, предложения; Вот бы дождь/ Хочется дождя. Шел дождь. Будет дождь, Какой дождь! Модус приведенных предложений выражен грамматически – формами глагола. Он может выражаться и с помощью специальных лексических и конструктивных средств; так, в следующем примере слова автора разделяют модус и диктум; Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания... –как несправедливо распределяется счастье жизни (Л.Толстой).

Принимая идею двухчастности содержания предложения в «версии» и терминологическом воплощении Ш.Балли, нельзя не сказать, что термины эти латинские иШ.Балли использует их со ссылкой на средневековых логиков. Без ссылок на средневековых логиков и гораздо раньше Ш.Балли ту же по существу идею о природе предложения высказывает русский лингвист Д.Н. Овсянико-Куликовский (на это обратил внимание В.С.Храковский. См.: Храковский.1985). Чрезвычайно важны для понимания модуса и средств его выражения в русском языке работы В.В.Виноградова (Виноградов. 1950; Виноградов, 1972.C.568-584). 6

Многообразие подходов к идее двухчастности содержания предложения с разных сторон и в русле разных традиций отражено во множественности терминов; наряду с диктумом и модусом лингвисты употребляют пары «пропозиция» и «модальная рамка», «дескриптивная» и «квалификативная» структуры и некоторые другие.

Отдавая предпочтение паре диктум/модус, необходимо уточнить их значение. Оба они будут использоваться в двух смыслах; 1 – позиция в семантической структуре предложения; 2 – круг всех значений, способных занимать «одноименную» позицию. Для разграничения этих значений введем обозначение диктум-позиция и диктум-потенциал и, соответственно, модус-позиция и модус-потенциал. Позиции диктума и модуса важно уметь разграничивать в реальных высказываниях. Потенциал того и другого важно выявить и описать для анализа и для работ активного типа (об активной грамматике см. Щерба.1945). Описание модус-потенциала и диктум-потенциала и составит содержание двух частей настоящего издания.

Приступая к изложению этих сведений, хотелось бы подчеркнуть еще не прозвучавшую здесь мысль о практической значимости семантических знаний. Обладающий ими филолог не только может стать «с веком наравне», но и приобретает массу полезных в профессиональном отношении умений. Он может оценить стандартность или изысканность того или иного выражения, уловить и объяснить ошибку, что важна для учителя, редактора, журналиста и любого человека; выступая в роли автора, он сможет, перебрав все возможности оформления задуманного содержания, осознавая смысловые и стилистические эффекты использования каждого из них, совершить оптимальный выбор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.