Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метакатегории модуса




Метакатегории модуса обеспечивают осмысление высказы­вания сггносительно условий и условностей общения; к ним относятся смыслы говорения, называния, коммуникативного намерения, мотива и цели речевого действия, речевого жанра, выполнение правил речевого поведения. Еще раз подчеркнем, что объектом квалификации в этих случаях является само высказы­вание или речевое поведение автора его, что и объясняет наиме­нование мета (о метаязыке см: Якобсон. 1975. С. 201; см. также понятие метатекста: Вежбицка. 1978).

Характерная особенность этих смыслов состоит в том, что они принципиально невыражаемы: нормально отсутствие их показа­телей в высказывании, а присутствие —сигнал какого-то особого случая. Иначе говоря, в осмыслении метакатегорий модуса действует стандарт, который воспринимается как не требующий специального обсуждения, и только отклонения от него вызывают появление в высказывании метапоказателей. Отклонения от стан­дарта возникают в первую очередь, когда расходятся ком­муникативные установки автора и адресата, и от последнего поступают вопросы типа: «При чем тут это?», «С чего вы взяли?», «Что ты этим хочешь сказать?».

Так, если мы возьмем предложение Идет дождь, то его метасмыслы могут быть истолкованы в одном из случаев так: «Я хочу сказать, что идет дождь, чтобы ты взял зонт». Речевой жанр в таком случае можно определить как предупреждение; смысл «называния» 27

не проявляется, так как автор пользуется стандартными и обыч­ными для данного случая номинациями; никаких сигналов о правилах речевого поведения нет, следовательно, автор уверен, что они выполняются.

Все метакатегории проявляются в высказывании именно в тех случаях, когда у говорящего есть подозрение, что что-то в ком­муникации нарушено или может быть нарушено. Так, например, если говорящий подозревает, что его коммуникативные намерения могут быть истолкованы неверно, он должен эксплицировать метасмысл «коммуникативное намерение» и построить высказы­вание с эксплицитным модусом типа Я хочу сказать, что этот случай серьезный. В ситуации неочевидности мотива речи эксплицируется «одноименный» смысл с помощью глагола речи и причинной конструкции: Так как я выступаю первым, я скажу о замысле работы.

Номинативный смысл — «я называю» — проявляется в тех случа­ях, когда используемую номинацию автор осмысливает или как необычную, или как неприемлемую для него как автора по каким-то причинам. Вот примеры экспликации номинативного смысла: Мягкая, клочковатая, курчавая бородка, обрамляющая его лицо, темные усы и, как у нас на Руси говорил, соболиные брови лишь подчеркивали белизну этого бледного лица, которое, видимо, не брал загар (Б. Полевой). Особого замечания потребовала номинация соболиные брови, которую автор не мог не оценить как архаичную, о чем сообщил, эксплицируя номинативный смысл модуса.

Более тонкие обстоятельства заставляют особым образом отме­чать номинации в предложениях: Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением (И.Бабель); «Необыкновенные» персонажи Лескова не имеют ничего общего с тем, что принято называть эк­зотикой (В. Хализев); Актеры знают вкус того, что называется настоящим успехом (А. Калягин).

Речевой жанр практически всегда очевиден из условий общения и содержания высказывания. Так, ясно, что в предложении За­молчите немедленно! выражен приказ, а в предложении Вы не могли бы потише?— просьба; впредложении Кто последний? вопрос реальный, а в предложении До каких пор это будет про­должаться? — вопрос риторический, по существу, оценочное суждение. Показатели речевого жанра —соответствующие имена и 28 глаголы речи — появляются в модусе высказывания, когда это ка­жется автору необходимым, например: Я прошу вас прекратить препирательства; Поздравляю вас с завершением работы; Я еще раз спрашиваю: где ты был?: Обещаю вам, что это не пов­торится (Шмелева. 1990).

Правила речевого поведения, интуитивно знакомые всякому носителю, практически всегда остаются «за кадром» высказы­вания, за исключением тех случаев, когда автор видит опасность быть нарушителем какого-либо из них, тогда-то и вводятся пока­затели, объясняющие речевое поведение автора и извиняющие его. Так, слово пожалуй —извинительная помета при риске нарушить правила, предписывающие не быть категоричным или не преувеличивать; показатель как известно вводится как извинительная помета при риске нарушить правило не говорить банальностей, а как говорится — не использовать штампов. Оправилах речевого поведения и названных показателях см. подробнее: Шмеле­ва. 1983; 198; 1987; 1987а. Реальные примеры экспликации модуса с сигналами правил речевого поведения см.: Пушкин, как извест­но, советовал молодым писателям учиться живой русской речи у московских просвирен (В Лакшин); Я бы назвал нашу любовь к футболу платонической, от которой, как известно, мало проку (Ю.Трифонов); К сожалению, недостатков еще хватает, и мы знаем их, пожалуй, лучше других (Собеседник.1986. № 32); Сжатые репетиционные сроки заставляют работать, в буквальном смысле слова, до седьмого пота (М. Броневой); А мне, честно говоря, представляются скучными страницы с бесконечными диалогами, когда всю длинную говорильню можно вместить в одной фразе, передать суть читателю побыстрей (Ю. Трифонов).

Метасмыслы попадают в зону внимания исследователей языка, которые относят себя к новому лингвистическому направлению — прагматике (см. об этом: Арутюнова, Падучева. 1985, а также одну из самых интересных статей сборника З.Вендлера «Илло­кутивное самоубийство»).

Итак, метасмыслы, как правило, присутствуют в высказывании незримо, зримое их присутствие — сигнал нарушения стандартов общения. Важно еще раз подчеркнуть семантическую близость и функциональное различие метасмыслов высказывания и метатекста, который может также присутствовать незримо, а может воп­лощаться в специальных сигналах — от словечка типа кстати до особых высказываний (метавысказываний!) типа забегая вперед, скажу; начну с напоминания ит. п. Их предназначение — 29 вводить необходимую информацию: а) об условиях общения — авторе, замысле, адресате текста и др.; б) о рубрикации текста и порядке следования его частей; в) о характере составляющих его высказываний — тезис, иллюстрация, пример, доказательство, вы­вод т. п.; подробнее см::Вежбицка. 1978.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.