Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Политическая культура общества

Основные вопросы

1. Понятие политической культуры общества, ее структура и функции.

2. Типология политической культуры.

3. Политическая культура российского общества.

 

Термин «политическая культура» появился в XVIII в. в трудах немецкого философа И.Гердера, хотя теория, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в.

Ведение в политический анализ идеи политической культуры позволило существенно углубить понимание политического процесса. По мнению основоположников современного понимания политической культуры Г.Алмонда, С.Вербы, Дж.Пауэлла, вовлечение индивидов и социальных групп в политику для реализации своих интересов происходит не напрямую, а опосредовано теми значениями и смыслами, которыми субъекты политики наделяют свое отношение к власти, политическим институтам, политическим элитам, лидерам и т.д. По определению С. Вербы политическая культура – это «…система эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие».

То есть политическая культура представляется, прежде всего, как социально-психологическая установка, которая определяет наиболее устойчивые и типичные образцы и правила политического поведения. Политическая культура как бы образует матрицу политического процесса, «отливающую» сознание и поведение его субъектов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении исторического периода формы.

Учение о политической культуре как бы подытоживает весь опыт существования политики как особой сферы жизнедеятельности общества и человека. Политическая культура охватывает все сферы политической жизни и включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения индивидов, групп и партий, культуру функционирования существующих в данной стране политических институтов и организаций.

Политическая культура является частью общей культуры общества. В нее включены четыре компонента:

1. Познавательный (когнитивный) компонент составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах властвования, о принимаемых решениях и их реализации и т.д.

2. Эмоционально-чувственный (аффективный) компонент составляют –чувства и переживания, эмоции, которые испытывает субъект политики по отношению к различным аспектам политической жизни: их принятие и неприятие, одобрение и отвержение, симпатии и антипатии, восхищение или презрение.

3. Оценочный (аксиологический) компонент составляют выработанные субъектом политики оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

4. Поведенческий компонент – результат когнитивного, аффективного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

При социологическом анализе политической культуры в ней выделяют те же элементы, что и в духовной культуре общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Первым базисным элементом политической культуры является смысловой, знаково-символический. Политическая культура является совокупностью текстов и символов, при помощи которых осуществляется коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей, концепций, смыслов и ценностей.

Составной частью политического языка является язык жестов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, демонстративный уход в знак протеста с политических мероприятий и т.д.

Язык жестов в значительной мере может быть отнесен к политической символике. Политический символ – особого рода знак, выражающий в концентрированной форме какую-либо идею или явление. К таким символам относят национально-государственные (флаги, гербы, гимны), партийные (гимны, эмблемы) и скульптурно-архитектурные (здания, площади, памятники и т.д.) символы.

Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Они выступают непосредственным мотивом политических действий и поступков.

Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система включающая социальные ценности, ценностные установки, социальные нормы (обычаи, традиции, ритуалы, правовые нормы).

Объективированной формой политических ценностей и норм являются политические институты – относительно устойчивые типы и формы социального взаимодействия, посредством которых организуется политическая жизнь, обеспечивается ее стабильность и преемственность.

О политической культуре можно говорить, анализируя общество в целом, а также в связи с анализом его отдельных частей. В этом случае в рамках единой культуры выделяют более или менее автономные структурированные образования, именуемые в науке субкультурами. Субкультура – это совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе. Особенности политических субкультур могут быть обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической, социальной структуре; этническими, религиозными, образовательными, половозрастными признаками. Например, в многонациональных государствах выделяют субкультуры национальных меньшинств или религиозно-политические субкультуры. Для политической субкультуры женщин характерна склонность к консерватизму, молодые больше ценят возможности общения и качество жизни, а старшие поколения – достаток и обеспечение.

Единство и близость субкультур способствует стабильности общества, а их разнородность является источником дестабилизации.

Политическая культура выполняет в политической жизни несколько функций:

1. Воспитательную – формирование и развитие у людей знаний, умений и навыков для участия в политической жизни.

2. Регулятивную – обеспечение компетентного воздействия граждан на политический процесс.

3. Охранную – защита политических традиций и ценностей существующего общества.

4. Коммуникативную – связывающую новое поколение с существовавшими ранее традициями и ценностями.

5. Познавательную – политическая культура вооружает людей знаниями необходимыми для успешной деятельности в сфере политики.

6. Нормативно-ценностную – закрепляет необходимые установки, оценки, нормы ценность которых доказана политической практикой.

7. Интегративную – объединяет людей на основе общих политических ценностей.

 

 

2. Типология политической культуры.

Любая политическая культура отражает интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности, нации, региона и других субъектов политической жизни. Для отражения процесса изменения политической культуры вводится понятие типа политической культуры.

Для анализа и сравнения культур используется типология, предложенная разработчиками гражданской политической культуры Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа, сосредоточив внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на традиционные местные ценности. Индивиды маловосприимчивы к глобальной политической культуре, им свойственна политическая наивность. Политические взгляды носителей этой культуры «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях. Для них характерным является отсутствие политической активности и интереса к политической жизни.

Подданническая политическая культура базируется на основополагающей ценности подчинения власти и предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе, слабое участие граждан в ее функционировании. Носители этого типа политической культуры так же, как и представители патриархальной культуры, ориентируются на традицию, но делают свой выбор сознательно. Подчиняясь власти, индивид считает, что власть обязана решать все его насущные проблемы. Он ждет социальных гарантий, пособий и т.д.

Активистская политическая культура характеризуется отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе. Отличительные признаки этой культуры – активность, вовлеченность, рациональность. Граждане стремятся воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств: выборов, демонстраций и т.д.

На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы. В современном обществе господствуют второй и третий типы.

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур выделяют два типа политических культур: интегрированную (однородную – гомогенную) и фрагментарную (разнородную - гетерогенную).

Интегрированная культура характеризуется тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием гражданских процедур в разрешении конфликтов, лояльностью по отношению к существующему политическому режиму.

Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между отдельными группами, лояльности к государственным структурам. Такой культуре присуща высокая конфликтность, применение насилия, отсутствие эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительства. Существует резкая поляризация электората, к политическим оппонентам относятся как к врагам.

В зависимости от отношений к власти выделяют господствующую политическую культуру и контркультуру.

Исходя из общего цивилизационного подхода выделяют западный и восточный тип политической культуры.

Для западного типа характерна ориентация на индивида, стремление к последовательному повышению роли и значения личности в политической жизни общества. Базовым принципом отношения к действительности на западе стало отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» – вот те идеологические постулаты, которые двигали развитие западной цивилизации, заставляли совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. Важнейшим регулятором политической жизни стало право и закон.

Базовые ценности восточного типа культуры формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении индивидуализма. Идеологическим постулатом для восточной политической культуры стало господство не закона, а обычая, не конституции, а мнение руководства. Основным уделом человека признаются исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов.

 

 

3. Политическая культура российского общества.

 

Политическая культура отдельной страны обычно формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, отражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием целого ряда факторов, действующих и сегодня. Прежде всего, к ним можно отнести геополитические факторы, выражающиеся в особенностях лесостепного ландшафта, в господстве на большей части территории резко континентального климата, в больших размерах освоенных человеком территорий. Влияя на жизнь многих поколений, эти факторы определили для значительных слоев населения (прежде всего сельского) основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. Зимне-летние циклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности, обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной, взрывной активностью (необходимостью многое успеть за короткое лето).

Значительное влияние на политическую культуру оказали общецивилизационные факторы. К ним можно отнести социокультурную срединность между Западом и Востоком; постоянную необходимость защиты обширных территорий от внешних врагов и использование чрезвычайных методов управления; мощное влияние византийских традиций: закрепление православием подданнических ценностных ориентаций, доминирование коллективных форм социальной жизни; отсутствие традиций правовой государственности и низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения.

К историческим факторам следует отнести периодические разломы культурных традиций, революционный отказ от прошлой культуры и насильственное внедрение крупных базовых элементов новой культуры: принятие христианства, реформы И.Грозного, Петра I, преобразования Октября 1917 г., перемены 90-х гг. ХХ в. Длительное и противоречивое влияние различных факторов привело к формированию внутренне расколотой, горизонтально и вертикально поляризованной политической культуры России.

Практически все политические культуры той или иной страны представляют собой сочетание различных субкультур, однако фрагментарность политических культур в российском обществе радикальна, уровень различий и противостояния между субкультурами чрезвычайно высок.

Обладание или необладание политической властью обусловили деление общества на два класса: правящий класс, монополизировавший власть и, следовательно, имеющий исключительное право на управление, собственность, привилегии, и зависимое население, лишенное экономических, социальных и политических прав. Отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса.

Общинные ценности коллективизма в российском обществе сочетаются с идеями свободы и индивидуализма. Для русского народа характерно сочетание двух главных черт: преданности идее свободы и максимализм, стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного. Идея свободы в сознании россиян ассоциируется с анархией, волюшкой-волей, нелюбовью ко всему государственному и правовым нигилизмом. Максимализм же порождает склонность к крайностям в мышлении и поведении. Подчинение властям приобретает форму рабства.

В России исторически утвердилась конфронтационная политическая культура, несущая в себе нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим. Непоколебимая уверенность в правоте «своих принципов (обычаев, традиций, лидеров и т.п.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромиссов ориентиров граждан поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Такая культура постоянно воспроизводится в различных структурах и институтах общества, государственной власти, затрудняя (а иногда делая невозможным) переход от состояния противоборства к состоянию согласия и сотрудничества.

Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения России является склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам решения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.

Для большинства граждан России характерна слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие, что обуславливает исключительную предрасположенность к конформизму, легковерность и подвижность, побуждающую их постоянной переоценке политических принципов, убеждений и предпочтений.

Большинство граждан исповедуют подданническое отношение и перманентную лояльность даже не столько к государству, сколько к любому центру реальной власти, сильному харизматическому лидеру, органам безопасности, средствам массовой информации и т.д. Персонализированное восприятие власти продолжает культивировать у россиян ценности авторитаризма, корпоративизма и фрагментарности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции и методы политологии | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.