Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи с помощью электронной почты




 

Электронная почта (ЭП) сегодня заняла значительное место в общении в повседневной жизни. Благодаря своим качествам (скорости доставки сообщений, низкой стоимости, интерактивности) ЭП по своей популярности значительно превысила другие виды письменного общения. Именно поэтому обойти технологическую и коммуникативную привлекательность невозможно. ЭП дает широкие возможности для создания эффективной методики обучения письменной общения, определенные компоненты являются очень привлекательными с точки зрения возможности организации межкультурного общения с носителями языка.

Определим сначала технологические особенности данного вида письменного общения.

Приемы общения и с помощью компьютерных технологий еще называют электронными дискуссиями, которые разделяют на два вида синхронных (on-line conference & chats); асинхронные (e-mail, forums, treaded discussions). В асинхронных дискуссиях общения представлено в виде обмена письмами, происходит значительно быстрее, чем с помощью услуг обычной почты.

Электронную почту относят к асинхронным видам связи в отличие от синхронных - чата и телеконференции. Указанные возможности ЭП имеют соответствующие преимущества использования в процессе обучения ИЯ:

1. Этот вид общения благодаря низкой стоимости становится популярнее, чем факс или телефон.

2. ЭП обеспечивает возможность аутентичного общения и с носителями языка.

3. ЭП расширяет круг общения. Студенты/учащиеся имеют возможность переписываться со своими сверстниками, профессорами, специалистами той сферы, которая их интересует.

4. ЭП может быть источником для пополнения знаний о повседневной культуре определенного лингвокультурного сообщества.

5. ЭП позволяет «выйти» за пределы учебной программы, поскольку за неимением времени преподаватель на занятиях не имеет возможности тратить время на детальное изучение определенных проблем.

6. Реальность общения с помощью ЭП повышает мотивацию в изучении ИЯ.

7. ЭП создает такую ситуацию, при которой роль преподавателя перестает быть центральной. Студент/ученик самостоятельно выбирает темы для общения и меняет направление своих обсуждений.

8. Расширение времени и пространства общения становится привлекательным для тех учеников, которые не владеют в достаточной степени стратегиями непосредственного общения ИЯ. У них есть возможность подготовить собственную реплику, заранее сформулировать вопросы, обдумать ответ, обратиться за консультацией к словарю, грамматическому справочнику и т.п.

9. В определенной мере преодолеваются психологические барьеры общения, т.к. учащиеся имеют возможность выполнять задачи в более благоприятной для себя атмосфере (библиотеке, Интернет-классе, собственной комнате).

Благодаря включению в учебный процесс ЭП, телеконференций, чатов увеличивается роль письменной речи и чтения.

Указанные службы Интернета предусматривают настоящий межкультурный диалог в новой форме. Эта форма не является типичной ни для учебных, ни для реальных ситуаций, ни для традиционной переписки. В этом случае перед преподавателем или учебно-методическим комплектом с ИЯ встает новая задача - руководить подготовкой и осуществлением синхронной и асинхронной письменной коммуникации. Среди всех задач, которые были выделены Н.Ф. Бориско, мы отметим лишь четыре
взаимосвязанных аспекта, по нашему мнению являющихся главными именно при осуществлении комуникации с помощью электронной переписки:
• инструментарный, то есть развитие инструментарных умений пользования hardware&software;
языковой, который охватывает обучение языков компьютерной техники и Интернета, усвоение языковой и речевой специфики ЭП, правил переписки ЭП, специфических средств «эмотикона»;

социальный, предусматривающий умение работать в открытом интерактивном пространстве, не нарушая правил этикета (Net+Etikett).
эмоционально-аффективный, который включает, в первую очередь, управление мотивацией, профилактику негативных эмоций и т.д.

Стиль электронной переписки имеет ряд особенностей (специфическую композиционную и графическую построение, языковое и речевое оформление), которые дают возможность рассматривать его в качестве самостоятельного жанра. Специфическим для Инетрент-переписки является также применение акронимов и аббревиатур. Интернетовские акронимы высказывают мнения, оценки, эмоции. Приведем некоторые примеры:

<g> grin

<gd&r> grinning, ducking and running

<jk> just kidding

<s> sing

<l> laugh

<i> irony.

Таким образом, возникает практическая потребность в разработке технологии обучения письменной общения (ПО) с помощью ЭП.
Присоединяясь к мнению О.М. Среды, мы считаем целесообразным выделить три этапа обучения ПО:

1 – инструментарный

2 – подготовительный

3 - основной

Цель первого этапа - формирование инструментарных навыков и умений использования ЭП, а именно: умение регистрировать собственную электронную почту, отправлять и получать электронные письма, ориентироваться в организации веб-страниц и др.

Второй этап целесообразно разделить на два подэтапа – 1. А и 1. Б. На подэтапе 1. А формируются навыки корректного использования внеязыковых стандартов оформления ЭП. К таким относятся: заполнение «шапки» электронного письма, использование эмотикона, графического редакторы как средства компенсации интонации. Подэтап 1. Б посвящен развитию умений написания объявлений и контактных первых ЭП. Подготовительный этап заканчивается написанием контактного объявления и отправкой первого письма.

Целью третьего этапа является совершенствование навыков и развитие умений корректного языкового и речевого оформления электронного письма - использование модальных наречий и частиц, этикетных и контактных формул, контактных стимулов для поддержания обратной связи (подэтап 2. А). Развитие умений ПО с помощью ЭП - цель второго подэтапа (подэтап 2. Б). На этом этапе формируется умение переписываться ИЯ в режиме on-line.

Анализ межкультурного аспекта общения при помощи ЭП позволяет выделить следующие умения, развитие которых является необходимым условием эффективного межкультурного взаимодействия: умение осуществлять социокультурный анализ особенностей речевого поведения носителей языка, выбирать адекватные формы иноязычной культуры, стиль речевого поведения, использовать компенсаторные стратегии действие социокультурной наблюдательности, чувствительности по отношению к проявлениям иной культуры. Развитие социокультурной компетенции (СКК) будет происходить на всех этапах обучения письменной общения.

Предложенный комплекс упражнений по обучению письменного общения на немецком языке предназначен для использования на занятиях различных типов; аудиторных, занятиях в компьютерном классе (off-line), занятиях в Интернет-классе (on-line) мы представим далее
Главным критерием при создании комплекса упражнений было определено фактор коммуникативности.

Так, условно-коммуникативные упражнения широко представлены в следующих группах упражнений: для формирования инструментарных навыков и умений, для формирования навыков корректного использования внеязыковых стандартов ЭП, для совершенствования навыков и формирование умений корректного языкового и речевого оформления электронного письма. К таким упражнениям относятся коррекция графического оформления электронного письма, замена/вставка графических символов, лексических единиц, расширение/сужение предложения за счет предложенных лексических единиц/словосочетаний, завершение образца речи. В группу упражнений для расширения умений написания контактных объявлений и первого электронного письма, а также в группы упражнений для развития умений написания электронного письма вошли коммуникативные упражнения. В группе упражнений для развития социокультурной компетенции представлены как условно-коммуникативные, так и коммуникативные упражнения.

В обучении письменной общения с помощью ЭП используется парная, групповая и индивидуальная формы работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.