КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Силлабус
В современной литературе зафиксировано, что неоперационально поставленные цели не имеют смысла. Формулировки типа: “обеспечить удовлетворение возрастающих потребностей”, “повысить социальную активность”, “повысить качество образования” – это примеры неоперационально определенных целей, псевдоцелей. В нашем подходе образ желаемого результата только тогда может называться целью, когда фиксирован момент ее достижения и определен способ соотнесения полученного результата с желаемым. Напомним, что время обучения в реальной школе не задается произвольно, оно строго определено для среднего образования – 11 лет. Если исследователь пишет: “Цель его школы, его проекта – создать условия для максимального раскрытия задатков и способностей, заложенных в ребенке”, то невозможно определить, созданы ли были эти условия, были ли они максимально возможными или нет, раскрыли ли они заложенные в ребенке способности или нет, успели ли проявиться способности в полной мере именно к концу каждого класса, ступени средней школы или не успели. Вот почему для нас это общие функции любой школы – ее предназначение, миссия, но не цель. Далее используем понятие “социальный заказ”, что также, по нашему мнению, не идентично понятию “цель школы”, хотя в литературе довольно часто эти понятия используются как синонимы. Социальный заказ – это комплекс общих требований к выпускнику школы, существующий актуально или потенциальный, спрогнозированный на обозримое будущее, ко времени окончания им школы. Можно также сказать, что социальный заказ, принятый школой к исполнению – это важнейшее основание конкретизации для какого-то временного периода функций школы. Социальный заказ должен быть реальным и соответствовать возможностям и мотивам субъекта деятельности.
В определенный период развития российской системы образования социальный заказ задавался сверху – один для всех школ страны – носил характер социального приказа, не имел отношения к побудительности и мало соответствовал мотивам субъекта деятельности. Теперь же выявление требований социального заказа школе – непосредственная работа директора-исследователя и возглавляемого им коллектива. Их видение, понимание социального заказа – продукт творческой, прогностической, исследовательско-конструктивной деятельности. Директор и педагогический коллектив не формируют, а осмысливают, обобщают и формулируют для себя социальный заказ в конкретных педагогических категориях. Социальный заказ – одно из оснований постановки целей (наряду с возможностями), но это тоже не цель. Довольно часто используется и другое понятие, близкое по смыслу к понятию цели, – концепция новой школы. По своему смыслу концепция, как и цель, – это обобщенный образ желаемого результата. Поэтому мы предвидим вопрос: “Разве реализацию целей, заложенных в концепции, нельзя считать целью? Почему формулировки: “Создать многопрофильную школу-гимназию” или “Создать технический лицей” и т.п. нельзя считать целями школы? Когда концепция появляется в начале разработки программы, она становится потенциально возможной целью, но не более того, поскольку не соотнесена с ресурсами (еще не ясно, реальна ли она), с результатами и временем ее осуществления. Только когда концепция (как свод идей) будет операционально представлена в результатах и, если можно так выразиться, на нее будет наложено время, только тогда и можно говорить о целях. Концепция школы тогда уже будет не мертвой схемой, не описанием некоего статического состояния школы, а моделью процесса ее поэтапного движения к желаемому конечному состоянию. Но это может произойти только в конце планирования.
Итак, мы следующим образом определяем понятие цели в научном психолого-педагогическом исследовании. Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени, соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), мотивирующего субъект действовать в направлении его достижения (декларируя цель, субъект может стремиться получить совсем другой результат, в этом случае декларируемая цель – псевдоцель), операционально-определенного, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым. Всякая единичная цель должна обладать пятью основными свойствами: 1. Полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности. 2. Операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью). 3. Временной определенностью. 4. Реальностью (соответствием возможностям). 5. Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности). Некоторые исследователи, особенно практики – руководители школ – не очень любят вникать в тонкости понятийного аппарата, в различение тонких оттенков терминов, а иные и вовсе относят разговоры и споры о понятиях в разряд ненужной говорильни. Но позволим себе сослаться на суждение мудрого француза, одного из основателей философии и науки Нового времени Р. Декарта: “Определяйте значение слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений и недоразумений”. Более того, значение тонкой, адекватной терминологии особенно возрастает тогда, когда старый традиционный язык науки и практики исчерпывает свои возможности, оказывается явно недостаточным для понимания и описания сложнейшей и, что особенно для всех нас актуально, быстро меняющейся действительности. Наконец, не будем забывать, что термины, их толкование (то есть понятия) – это средства нашего мышления, а значит средства анализа действительности и средства построения ее новых образцов.
Нетрудно увидеть, что и цель исследования может быть задана весьма конкретно и операционально (“разработать...”, “построить...”, “создать...”, “выявить...”), если ее рассмотреть в единстве с гипотезой, сроками и этапами исследования. Литература:
Как провести социологическое исследование / Под ред. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. – М., 1990. Матис В.И. Спецпрактикум по этнологии. – Барнаул, 2000. Методы сбора информации и процедура социологического исследования: Метод. разработка для студентов / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Л.Е. Петрова. – Екатеринбург, 1994. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: изд-во Самарского ун-та, 1995. 1. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969. 2. Матис В.И. Спецпрактикум по этнологии. – Барнаул, 2000. 3. Матис В.И., Бармин В.А. Общие требования и правила оформления студенческих научных работ (методическое пособие). – Барнаул, 1996. 4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. – М., 1990. 5. Общие требования и правила оформления студенческих научных работ в условиях многоуровневого педагогического образования. Методическое пособие. – Барнаул, 1996. 6. Организационно-методические проблемы социологического опроса. – М., 1986. 7. Удоденко А.А. Логика научного вывода в эмпирической социологии. – Барнаул, 1994. 8. Удоденко А.А. Социологическое исследование: методика написания программы. – Барнаул, 1997. 9. Шаповалов А.А. Аз и Буки педагогической науки. Барнаул, 1998. 10. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с. 11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1987. – Гл. 1-3,5,6. КВ 3211 по «Объекты биотехнологии» специальность 5В070100 – «Биотехнология»
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |