Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Силлабус




В современной литературе зафиксиро­вано, что неоперационально поставленные цели не имеют смысла. Формулировки типа: “обеспечить удовлетворение воз­растающих потребностей”, “повысить социальную активность”, “повысить качество образования” – это примеры неоперациональ­но определенных целей, псевдоцелей.

В нашем подходе образ желаемого результата только тогда мо­жет называться целью, когда фиксирован момент ее достижения и определен способ соотнесения полученного результата с желаемым. Напомним, что время обучения в реальной школе не задается про­извольно, оно строго определено для среднего образования – 11 лет. Если исследователь пишет: “Цель его школы, его проекта – создать условия для максимального раскрытия задатков и способ­ностей, заложенных в ребенке”, то невозможно определить, созда­ны ли были эти условия, были ли они максимально возможными или нет, раскрыли ли они заложенные в ребенке способности или нет, успели ли проявиться способности в полной мере именно к кон­цу каждого класса, ступени средней школы или не успели. Вот по­чему для нас это общие функции любой школы – ее предназначе­ние, миссия, но не цель.

Далее используем понятие “социальный заказ”, что также, по нашему мнению, не идентично понятию “цель школы”, хотя в литературе довольно часто эти понятия используются как синонимы. Социальный заказ – это комплекс общих требований к выпускнику школы, су­ществующий актуально или потенциальный, спрогнозированный на обозримое будущее, ко времени окончания им школы. Можно также сказать, что социальный заказ, принятый школой к исполне­нию – это важнейшее основание конкретизации для какого-то вре­менного периода функций школы. Социальный заказ должен быть реальным и соответствовать возможностям и мотивам субъекта деятельности.

В определенный период развития российской системы образования социальный заказ задавался сверху – один для всех школ страны – носил характер социального приказа, не имел отношения к побудительности и мало соответствовал мотивам субъекта деятельности. Теперь же выяв­ление требований социального заказа школе – непосредственная работа директора-исследователя и возглавляемого им коллектива. Их видение, понимание социального заказа – продукт творческой, прогностической, исследовательско-конструктивной деятельности. Директор и педагогический коллектив не формируют, а осмысли­вают, обобщают и формулируют для себя социальный заказ в кон­кретных педагогических категориях. Социальный заказ – одно из оснований постановки целей (наряду с возможностями), но это тоже не цель.

Довольно часто используется и другое понятие, близкое по смыслу к по­нятию цели, – концепция новой школы. По своему смыслу концеп­ция, как и цель, – это обобщенный образ желаемого результата. Поэтому мы предвидим вопрос: “Разве реализацию целей, заложен­ных в концепции, нельзя считать целью? Почему формулировки:

“Создать многопрофильную школу-гимназию” или “Создать тех­нический лицей” и т.п. нельзя считать целями школы? Когда концепция появляется в начале разработки программы, она становится потенциально возможной целью, но не более того, поскольку не соотнесена с ресурсами (еще не ясно, реальна ли она), с результатами и временем ее осуществления. Только когда концепция (как свод идей) будет операционально представлена в результатах и, если можно так выразиться, на нее будет наложено время, только тогда и можно говорить о целях. Концепция школы тогда уже будет не мертвой схемой, не описанием некоего статичес­кого состояния школы, а моделью процесса ее поэтапного движе­ния к желаемому конечному состоянию. Но это может произойти только в конце планирования.

Итак, мы следующим образом определяем понятие цели в научном психолого-педагогическом исследовании.

Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидае­мого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени, соотнесенного с воз­можностями его получения к требуемому сроку (реалистичного), мотивирующего субъект действовать в направлении его до­стижения (декларируя цель, субъект может стремиться получить со­всем другой результат, в этом случае декларируемая цель – псев­доцель), операционально-определенного, т.е. заданно­го так, что всегда можно сравнить фактически полученный резуль­тат с ожидаемым.

Всякая единичная цель должна обладать пятью основными свойствами:

1. Полнотой содержания, т.е. определенностью всех характерис­тик результата, существенных для его максимального соответствия потребности.

2. Операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью).

3. Временной определенностью.

4. Реальностью (соответствием возможностям).

5. Побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятель­ности).

Некоторые исследователи, особенно практики – руководители школ – не очень любят вникать в тонкости понятийного аппарата, в различение тонких оттенков терминов, а иные и вовсе относят разговоры и споры о понятиях в разряд ненужной говорильни. Но позволим себе сослаться на суждение мудрого француза, одного из основателей философии и науки Нового вре­мени Р. Декарта: “Определяйте значение слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений и недоразумений”. Бо­лее того, значение тонкой, адекватной терминологии особенно воз­растает тогда, когда старый традиционный язык науки и практики исчерпывает свои возможности, оказывается явно недостаточным для понимания и описания сложнейшей и, что особенно для всех нас актуально, быстро меняющейся действительности.

Наконец, не будем забывать, что термины, их толкование (то есть понятия) – это средства нашего мышления, а значит средства анализа действительности и средства построения ее новых образ­цов.

Нетрудно увидеть, что и цель исследования может быть задана весьма конкретно и операционально (“разрабо­тать...”, “построить...”, “создать...”, “выявить...”), если ее рассмот­реть в единстве с гипотезой, сроками и этапами исследования.

Литература:

 

Как провести социологическое исследование / Под ред. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. – М., 1990.

Матис В.И. Спецпрактикум по этнологии. – Барнаул, 2000.

Методы сбора информации и процедура социологического исследования: Метод. разработка для студентов / Урал. гос. пед. ун-т; Сост. Л.Е. Петрова. – Екатеринбург, 1994.

Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: изд-во Самарского ун-та, 1995.

1. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969.

2. Матис В.И. Спецпрактикум по этнологии. – Барнаул, 2000.

3. Матис В.И., Бармин В.А. Общие требования и правила оформления студенческих научных работ (методическое пособие). – Барнаул, 1996.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. – М., 1990.

5. Общие требования и правила оформления студенческих научных работ в условиях многоуровневого педагогического образования. Методическое пособие. – Барнаул, 1996.

6. Организационно-методические проблемы социологического опроса. – М., 1986.

7. Удоденко А.А. Логика научного вывода в эмпирической социологии. – Барнаул, 1994.

8. Удоденко А.А. Социологическое исследование: методика написания программы. – Барнаул, 1997.

9. Шаповалов А.А. Аз и Буки педагогической науки. Барнаул, 1998.

10. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1987. – Гл. 1-3,5,6.

КВ 3211 по «Объекты биотехнологии»

специальность 5В070100 – «Биотехнология»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.