Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Определение, существенные условия, содержание и исполнение




Определение, существенные условия, содержание и исполнение

 

Легальное определение. Юридическая природа. Предмет. Содержание. Исполнение. Ответственность.

 

1. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - это соглашение, в силу которого подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).

По своей юридической природе договор на выполнение проектных и изыскательских работ является:

- консенсуальным;

- возмездным;

- двусторонне обязывающим (взаимным).

2. Специфика существенных условий рассматриваемого договора (по общему правилу, для подряда - это предмет и сроки) заключается в его предмете. Овеществленный результат работ является принципиальным для квалификации отношений сторон как подрядных.

Результаты изыскательских работ могут быть овеществлены в форме аналитических заключений, технических отчетов, топографических карт и т.д., а также могут быть представлены в виде образцов породы, грунта и т.п.

Проектные работы всегда имеют результатом техническую документацию, в том числе собственно проект. Таким образом, специфика овеществленного результата работ проявляется в том, что подлинную ценность представляют не материальные носители (пачка бумаги или компьютерные дискеты), а содержащаяся на них информация.

В рамках проектных и изыскательских работ не предполагается создание результатов интеллектуальной деятельности.

 

Авторитетное мнение

 

Подготовка технической документации и получение изыскательских данных, хотя и требуют некоторых творческих усилий, но в принципе могут быть осуществлены любым специалистом соответствующей квалификации путем использования обычных способов и приемов проектирования и ведения изыскательских работ. В силу этого с гораздо большим основанием рассматриваемый вид деятельности может быть отнесен к работам подрядного типа.

 

(А.П. Сергеев)

 

Но если все же результат работ может быть признан объектом исключительных прав (так, оригинальный архитектурный проект бесспорно относится к объектам авторского права), вопросы об использовании результата интеллектуальной деятельности решаются по правилам ст. 772 ГК (аналогия закона).

3. Содержание договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается в следующих основных обязанностях сторон (и соответственно в корреспондируемых им правах).

Подрядчик обязан:

- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости, вместе с заказчиком, - с компетентными органами;

- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Заказчик обязан:

- уплатить подрядчику установленную цену;

- использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;

- оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.

4. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Подрядчик, в свою очередь, обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

5. Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и, соответственно, произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

 

Литература

 

Богачева Т.В. Договор строительного подряда // Закон. 2004. N 8.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002 (и последующие издания).

 

Глава 53. Подряд. Государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

 

 

История становления. Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Источники правового регулирования.

 

1. История становления. Как и закупки для государственных нужд, отношения по выполнению подрядных работ для публичного субъекта привлекали пристальное внимание отечественного законодателя в дореволюционный, советский и современный периоды. В дореволюционный период нормы о выполнении подрядных работ для государственных нужд были закреплены в "Положении о казенных подрядах и поставках". В советском законодательстве в начале его развития действовало "Положение о государственных подрядах и поставках". В отличие от ГК РСФСР 1922 г., последующий ГК РСФСР 1964 г. уже не содержал бланкетной нормы, отсылающей к специальному акту. Плановая экономика и доминирование государственной собственности не создали предпосылок для образования специальных норм, регулирующих отношения по выполнению подрядных работ именно для нужд государства. Одновременно законодатель создал большой массив подзаконных актов об отдельных видах подрядных работ. В дальнейшем, в связи с изменением экономической конъюнктуры, в "Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик" 1991 г. была предусмотрена возможность специального регулирования отдельных видов подрядных работ. Впоследствии Правительством РФ утверждены "Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации" (1993 г.).

2. Экономическая потребность. Наличие специальных правил о подряде для государственных нужд объясняется несколькими причинами:

- исключительная заинтересованность государства как участника гражданского оборота, заказывающего работы, в обеспечении собственных интересов. Результаты этих работ необходимы для обеспечения материально-ресурсной базы государства, уже как участника публичных правоотношений;

- необходимость рационального использования бюджетных средств;

- предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Изложенные экономические причины раскрываются через легальное определение государственных и муниципальных нужд. Это понятие обладает следующими ключевыми признаками:

- публичная потребность в работах (товарах и услугах);

- источник оплаты получаемого результата работ (бюджетные и внебюджетные источники финансирования);

- публичный характер цели получения результата работ (приобретения товаров и заказа услуг).

3. Родовая принадлежность.

Во-первых, в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ подрядные работы для государственных нужд прямо названы законодателем отдельным видом договора подряда.

Во-вторых, в силу п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные работы, а также проектные и изыскательские работы осуществляются на основе государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд.

 

Авторитетное мнение

 

Государственный контракт как таковой не составляет особой разновидности подряда.

 

(М.И. Брагинский)

 

В-третьих, отношения между государственным (муниципальным) заказчиком и подрядчиком в силу п. 1 ст. 763 ГК РФ могут иметь в своем основании модель договора строительного подряда, а также модель договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

4. Источники правового регулирования. Выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в настоящее время урегулировано системой нормативных актов различной юридической силы. Во главе этой системы находятся нормы § 5 главы 37 ГК РФ ("Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд"). Поскольку подрядные работы для государственных (муниципальных) нужд могут быть построены по моделям строительного подряда (§ 3 главы 37 ГК РФ) и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (§ 4 главы 37 ГК РФ), подлежат применению соответствующие нормы § 3 и 4 главы 37 ГК РФ. Эти нормы применяются в части, не урегулированной положениями § 5 главы 37 ГК РФ. К отношениям по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд субсидиарно применяются общие положения о подряде (§ 1 главы 37 ГК РФ) в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ. То есть если иное не предусмотрено в § 5 (а также 3 и 4) главы 37 ГК РФ.

Основания и порядок заключения рассматриваемого контракта определяются ст. 527 и ст. 528 ГК РФ. Содержание указанных статей отсылает к законодательству о бюджетных закупках аналогично поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд. ГК РФ предусматривает принятие закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд (в настоящее время не принят). Этот акт будет содержать положения, не урегулированные ГК РФ, о выполнении подрядных работ для государственных (муниципальных нужд).

Правовое регулирование выполнения подрядных работ для государственных (муниципальных нужд) не исчерпывается ГК РФ.

 

Правовой акт

 

Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 24.11.1995 N 213-ФЗ

Правила проведения торгов на выполнение подрядных работ, финансируемых за счет субсидий и субвенций, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2001 N 653)

Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 714)

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 08.07.2005 N 94-ФЗ (далее - ФЗ "О размещении заказов...")

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.