Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственных органов управления охраны окружающей среды. 3 страница




К преступлениям против мира и безопасности человечества относится экоцид (ст.358 УК РФ), то есть массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Экоцид является особо тяжким преступлением, наказуем лишением свободы на срок до 20 лет.

 

73. Фонды природных ресурсов, их составные части.

 

ФОНДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ - родовой термин, охватывающий соответствующие природные ресурсы или совокупности определенных объектов; различают водный фонд, государственный фонд недр, земельный фонд, природно-заповедный фонд, фонд объектов животного мира.

 

74. Формы взаимодействия общества и природы, их развитие на современном этапе.

 

Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов. Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.

До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной. И до сих пор в России немногие осознают всю глубину поразившего Россию экологического кризиса.

В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы.

Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».

Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».

Крайние проявления двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.

 

75. Экологическая паспортизация предприятий.

 

Экологическую паспортизацию было введено с целью оздоровления экологической ситуации. Согласно Госстандарту 17.0.0.04-90 "Экологический паспорт промышленного предприятия" целью экологической паспортизации является:

- установление количественных и качественных характеристик природопользования (сырья, топлива, энергии), а также количественных и качественных характеристик загрязнения природной среды выбросами, стоками, отходами, излучениями;

- получение удельных показателей природопользование и загрязнение окружающей среды предприятием, которые позволяют анализировать используемые предприятием технологии и оборудование в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также сведения об вред, наносимый предприятием.

По результатам экологической паспортизации предприятий оценивают влияние выбросов, отходов загрязняющих веществ на окружающую среду и здоровье населения, а также определяют плату за природопользования и плату за загрязнение окружающей среды; устанавливают предприятию предельно допустимые нормы выбросов, сбросов, отходов загрязняющих веществ, планируют природоохранные мероприятия и оценивают их эффективность; осуществляют экспертизу проектов реконструкции предприятий; контролируют и оценивают уровень соблюдения предприятиями законодательства, норм и правил в области охраны природы; реализуют мероприятия по повышению эффективности использования природных ресурсов, энергии и вторичных ресурсов.

При проектировании новых предприятий или при реконструкции существующих экологический паспорт составляет проектная организация. Экологический паспорт согласовывают с местными органами охраны природы и его отделами (атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов, растительного и животного мира).

 

76. Экологическая сертификация, ее система.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ (п.1 ст.31 ФЗ "Об охране окружающей среды"), представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям в области охраны окружающей среды (ст.1 ФЗ "О сертификации продукции и услуг").

Виды экологической сертификации (п.2 ст.31 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Обязательная (порядок определяется Правительством РФ).

Добровольная (по инициативе заявителя на основе договора с органом сертификации).

Направления экологической сертификации:

Продукция массового производства.

Технологические процессы.

Экологические услуги.

Отходы производства и потребления.

Органы экологической сертификации:

Госстандарт России.

Министерство природных ресурсов РФ (и его специализированный орган по экологической сертификации).

Испытательные аналитические лаборатории.

Экологический сертификат выдается на срок до 5 лет. Сертифицированная продукция маркируется знаками соответствия. За сертифицированными продукцией, процессами, услугами, отходами устанавливается испытательный контроль инспекторами-аудиторами.

ФЗ "О сертификации продукции и услуг" утрачивает силу с момента вступления в силу ФЗ "О техническом регулировании" (1 июля 2003г.). Подтверждение соответствия производимой продукции (оказываемых услуг) стандартам будет осуществляться путем добровольной сертификации. Подтверждение соответствия производимой продукции (оказываемых) услуг техническим регламентам будет осуществляться путем принятия декларации соответствии (самостоятельно производителем) или получения сертификата соответствия (выдается органом по сертификации на основании испытаний, проведенных в испытательной аналитической лаборатории). Сертификация осуществляется в договорном порядке за плату.

 

77. Экологическая функция государства и права.

 

Экологическая функция нашего государства на современном историческом этапе состоит из четырех основных элементов:

1) использование природных ресурсов (природопользование);

2) охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность);

3) обеспечение экологической безопасности;

4) обеспечение экологического правопорядка.

Под использованием природных ресурсов (природопользованием) понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств компонентов природной среды и вовлечением их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности

Следует отметить, что в ст. 1 принятого 10.01.2002 г. Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» понятие использования природных ресурсов трактуется как «эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности». Разработчики данного закона, на наш взгляд, не совсем правильно дали определение «использование» как «эксплуатация», поскольку одним из значений слова эксплуатация и является, собственно, использование.

Регулируя использование природных ресурсов, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность) как самостоятельный элемент экологической функции предполагает деятельность государства, направленную на сохранение и восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов.

Обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологического правопорядка является самостоятельным элементом экологической функции государства и обеспечения экологической безопасности. Обеспечение экологического правопорядка — это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений, осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Экологический правопорядок — это состояние урегулированности как природоохранительных, так и природноресурсных общественных отношений правом. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечением и реализацией субъективных прав, соблюдением юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями в области охраны окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности.

 

78. Экологическая функция Конституционного Суда РФ.

 

Акты Конституционного Суда Российской Федерации имеют особое значение для обеспечения единообразия экологически значимой судебной практики. Отмечая, что неопределенность норм российского законодательства порождает противоречивую правоприменительную практику и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом, Конституционный Суд РФ указывает на связанность законодателя не только требованиями Конституции РФ, но и правовыми позициями Конституционного Суда. В российской судебной практике необходимо обеспечить конституционное истолкование подлежащих применению законоположений, судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, выявлять обстоятельства, имеющие значение для вынесения решений по существу. Для применения норм российского экологического законодательства важны позиции Конституционного Суда РФ по основным приоритетам правового регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Конституционный Суд РФ, учитывая единство конституционного положения о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними, определил взаимообусловленность права каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Тем самым, по мнению Суда, выражается один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов

Таким образом, возрастает социальная ценность предмета правового регулирования экологических отношений с учетом восприятия природы как всеобщего блага, определяющего не только качество жизни, но и возможность существования человека. Решению задач эффективного применения эколого-правовых норм способствует обращение к практике Конституционного Суда РФ, который, осуществляя толкование норм Конституции Российской Федерации, способствует единообразному применению норм экологического законодательства.

 

79. Экологические нормы и правоотношения.

 

Экологические правоотношения - это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

Объектом экологических правоотношений выступают:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений могут выступать: граждане и юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица.

Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности участников этих правоотношений.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений необходимы обстоятельства, имеющие юридическое значение, которые называются юридическими фактами. Например, наличие права на земельный участок возникает после того, как принято решение компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отводе земельного участка, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Юридические факты можно подразделить на следующие группы:

правоустанавливающие, то есть такие действия и события, которые являются основанием возникновения экологических правоотношений (например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на водопользование - ст. 48 Водного кодекса РФ);

правоизменяющие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся правоотношений (например, возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта, которое может повлечь ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта - ст. 26 Лесного кодекса РФ);

правопрекращающие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений (например, истечение установленного срока пользования животным миром является основанием прекращения правоотношений по пользованию этими объектами -ст. 47 федерального закона «О животном мире»).

 

80. Экологические принципы: понятие, особенности.

Подробно прописаны в ст.3 ФЗ "Об охране окружающей среды":

Обеспечение благоприятной окружающей среды.

Устойчивое развитие.

Ответственность за нарушение экологического законодательства.

Плотность природопользования.

Независимый контроль.

Международное сотрудничество.

Обязательность проведения ОВОС и экологической экспертизы в установленных законом случаях.

Нормирование воздействия на окружающую среду.

Участие общественности в охране окружающей среды и право на экологическую информацию.

О.А. Жаркова дополнительно выделяет следующие принципы охраны окружающей среды:

1. Гуманность.

2. Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.

3. Отраслевые принципы (например, приоритет земель сельскохозяйственного назначения в земельном праве).

 

81. Экологические приоритеты: отраслевые, межотраслевые и общие.

 

Нормы - приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают эколого-правовые нормы -приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.

В отраслевых нормах устанавливаются основные положения подотраслей экологического права.

Межотраслевые нормы устанавливаются в смежных отраслях права и оказывают влияние на экологические правоотношения.

Общие нормы закрепляют права и обязанности в области экологических правоотношений, они закрепляются в Конституции Российской Федерации и законом «Об охране окружающей среды». Сфера действия таких норм не ограничивается отраслью экологического права или какой-либо определенной территорией

 

82. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов.

Размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов энергетики, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов обеспечению экологической безопасности (п.1 ст.34 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию объектов энергетики по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, то есть Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов (п.2 ст.34 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию объектов энергетики при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании судебного решения (п.3 ст.34 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При размещении объектов энергетики должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1 ст.35 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Выбор мест размещения объектов энергетики осуществляется с соблюдение требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (п.2 ст.35 ФЗ "Об охране окружающей среды"). В случаях, если размещение объектов энергетики затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях (п.3 ст.35 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов (абз.2 п.3 ст.40 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством РФ и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок (п.5 ст.40 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации (п.6 ст.40 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей (абз.1 п.3 ст.40 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством РФ и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок (п.4 ст.40 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При проектировании объектов энергетики должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (п.1 ст.36 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов энергетики (п.2 ст.36 ФЗ "Об охране окружающей среды"). По проекту объекта энергетики необходимо наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (п.3 ст.36 ФЗ "Об охране окружающей среды").

При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства (п.2 ст.40 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Строительство объектов энергетики должно осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, санитарных и строительных требований, норм и правил (п.1 ст.37 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Запрещается строительство объектов энергетики до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (п.2 ст.37 ФЗ "Об охране окружающей среды"). При осуществлении строительства объектов энергетики принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ (п.3 ст.37 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Ввод в эксплуатацию объектов энергетики осуществляется при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных проектами, и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатацию объектов энергетики, в состав которых включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды (п.1 ст.38 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Запрещается ввод в эксплуатацию объектов энергетики, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды, запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ (п.2 ст.38 ФЗ "Об охране окружающей среды").

 

 

83. Экологические функции правоохранительных органов.

 

Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и пресечению.

Главным из направлений реализации экологической функции является предупреждение экологических правонарушений, пресечение неправомерных действий, то есть прекращение уже совершенного противоправного деяния (действий, бездействия), принятие мер по установлению, розыску и задержанию правонарушителя. Пресечением правонарушений занимаются правоохранительные органы.

Можно сделать вывод, что в настоящее время субъектами реализации экологической функции Российского государства является значительное число государственных органов.

Органы государственного экологического контроля, правоохранительные органы признают сложившуюся экологическую ситуацию во многих регионах России неблагоприятной. Число реально совершаемых экологических правонарушений значительно превышает официально фиксируемые.

Так, гл. 23 КоАП РФ определены 22 специализированных государственных органа (в зависимости от состава экологического правонарушения), которые помимо судебных органов рассматривают соответствующие дела об экологических административных правонарушениях. Среди этих органов лишь незначительная часть относится к правоохранительным.

Существенна роль правоохранительных органов и при привлечении нарушителей к уголовной ответственности.

Согласно ст. ст. 150 и 151 нового УПК РФ дознание по совершенным экологическим преступлениям производится дознавателями следующих правоохранительных органов:

органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1, 256—258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262 УК РФ;

пограничные войска ФСБ РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ.

 

84. Экологический аудит.

Аудит – независимый вневедомственный финансовый контроль (например, аудиторами называются работники Счетной палаты РФ – государственного органа бюджетного контроля). Первая аудиторская организация "Инаудит" была создана в СССР в 1987г. В 1993г. указом Президента РФ были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ (в частности, введена аттестация (для физических лиц) и лицензирование (для юридических лиц) аудиторской деятельности).

В 2001г. был принят ФЗ "Об аудиторской деятельности", к сожалению, экологический аудит в нем не освещается.

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой, комплексной, документированной проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляется в обязательном (в предусмотренных законом случаях) и добровольном порядке, может быть внешним (на договорной основе, с независимой аудиторской фирмой) или внутренним (проводится штатными аудиторами).

Экологический аудит (экоаудит, экологическое аудирование) – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектами хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды, подготовка рекомендация по улучшению такой деятельности.

Развитие экологического аудита в РФ предусмотрено приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России" 1998г., приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды "О проведении практической работы по введению экологического аудирования в РФ" 1998г. (в частности, утвержден Временный порядок аттестации экологических аудиторов).

Среди актов субъектов РФ по экологическому аудиту М.М. Бринчук и О.А. Жаркова отмечают Временные правила по проведению экологического аудита на территории Томской области, утвержденные решением Томской областной Думы 1996г.

Обязательный экологический аудит осуществляется Министерством природных ресурсов РФ (лицензированными им юридическими лицами), проводится в случае приватизации и банкротства предприятий, проведении экологического страхования, получении банковских кредитов, при выдаче лицензии на эксплуатацию экологически опасных объектов, в целях соблюдения международных обязательств России. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе самого природопользователя, в случае его заинтересованности в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимального способа осуществления организационно-природоохранных работ.

Заключение государственного экологического аудита является юридически обязательным, заключение добровольного экологического аудита является коммерческой тайной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.